Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Нетрадиционный урок русского языка Великий, могучий руский язык
Автор(ы): Муллажанова Мухаббат Абдусаламовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: Развить речь и коммуникативную деятельность, обогатить словарный запас, расширить кругозор, развить самостоятельное мышление, проявить интерес к русскому языку, закрепить знания учащихся по фонетике, лексике, фразеологизму и орфоэпии. Оборудование: Плакаты, буклет “Разделы языкознания”, наглядный и раздаточный материал, кодоскоп, выставка книг. Методы: Интеграционный, виды педагогических технологий: демонстрация, ролевая игра, критическое мышление, творческая работа, словарная игра “По цепочкам или по зигзаг” Ход урока Вступительное слово учителя. Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята. Добро пожаловать в наш 2-академический лицей. Сегодня мы рады приветствовать вас на нашем занятии, посвященном великому и могучему русскому языку. “В чем условия эффективного обучения. Хотите, чтобы обучающиеся уподобились сосуду, наполняемому информацией, из которой запомнится только 5-10 % от услышанного. Нет…Ученик – это не сосуд, который нужно наполнять, а факел, который нужно зажечь”. ( К. Ушинский). “Тогда давайте построим свою презентацию так, чтобы в ней были стихотворения, песни, лучшие слова, картинки и активное взаимодействие с обучающимися. Голова нужна для размышления, сердце, глаза, уши и руки – для работы. (Показываю плакат). Еще Конфуций, титулованный Великим Учителем, говорил: “Я слышу и забываю. Я вижу и я запоминаю. Я делаю и я понимаю”. Если обучающиеся будут слышать, видеть, и делать, то процесс усвоения будет полным в результате функционирования различных участков головного мозга, то есть процесс обучения будет происходить с использованием всего мозга. Это - первое необходимое условие эффективного обучения”. (Л.В. Перегудов). Второе необходимое условие – это высокая квалификация учителя. По этому поводу Уильям Артур Уорд сказал: “Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет”. Наши студенты сегодня покажут вам, какие знания получили за 1 учебное полугодие. Студент 1-ый. С тех пор как наша республика стала независимой, по инициативе президента нашего государства большое внимание уделяется воспитанию и обучению подрастающего поколения. Построены много современных учебных заведений: академических лицеев и колледжей. Студент 2-ой. Только в нашем городе Андижане накануне праздника Независимости был открыт еще один академический лицей при Андижанском государственном педагогическом институте языков. В новом учебном году в этот лицей были приняты более 200 одаренных учеников из разных районов области. Студент 3-ий. И мы здесь углубленно изучаем английский, немецкий, французский и русский языки. Здесь каждый ученик будет черпать знания, применять их для созидания и для расцвета своей Родины. Язык, по словам Куприна, – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Русский язык – один из самых развитых языков мира. На шкале фактической распространенности языков мира на земном шаре он занимает третье место после английского и китайского. Студент 4-ый. По данным ЮНЕСКО, в настоящее время на русском языке издается 50 % всей научно-технической литературы, и он признан одним из рабочих языков ООН. Русский язык изучается в более чем ста странах. Как иностранный его изучает каждый восьмой житель планеты. 2007 год объявлен Годом Русского языка в 72 странах мира. Во дни сомнений, Во дни тягостных раздумий О судьбах моей родины – Ты один мне поддержка и опора, О великий, могучий, правдивый И свободный русский язык. (И. С. Тургенев) Приветствие студентов. Все споют “Песню студентов”. Где-то на белом свете Десять лет назад Был открыт в Андижане Вот такой лицей!!! (покажем плакат) В старом здании лицея, Много – много знаний. Учителя все умные, Дают нам все знания. Припев. Ля, ля, ля, ля, ля, ля-ля, Учимся везде, всегда. (пантомима) Трудятся студенты, Трудятся везде. В кабинетах и на улицах, Даже во дворе. (субботники показ.) Припев. Учим тут английский, Русский и немецкий, В основном узбекский, Даже есть французский. Припев. Будут сверкать лицеи, Будет звонок звенеть, Будет студент влюбиться, В наш родной лицей. Студент 1-ый. Давайте познакомимся! Наша группа (хором) “Лингва”. Наш девиз: (хором) “Без учения нет умения”. Студент 2-ой. Группа наша 102 –ая, Собрались мы все ребята. Тянемся мы к знанию, Точно по расписанию. Студент 2-ой. Он наш лучший капитан, Всю грамматику учил. И всегда всех поддержал, Всё в порядке – не скучал. Студент 3-ий. Пишет оды, эпиграммы, Знает правила, программы. Надежда учителя, Наша гордость …(имя) Студент 4-ый. Увлекаясь языками, И таская книжки сами Сумки, полные на урок, Ходят близнецы … Студент 5-ый. В команде мальчик есть такой, И веселый, озорной. Его зовут Ильяс. Он хочет поступить в Иняз. Студент 6-ой. ... зашел в кружок, Значит выучил урок. Пишет он много стихов, Вот послушайте вы вновь. Студент 7-ой. Наша милочка … И красива, и умна. Никогда не подведет, Нас от всех вопросов спасет. Студент 8-ой. Наша смелая… Не боится никого. Если кто её обидит, Она сцепится в него. Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему “Россия, её язык и культура”. (Чтение нескольких сочинений, вставление оценок) Учитель. Какие разделы языкознания мы изучили за первое учебное полугодие? Студенты. (показывают буклет) Фонетика. Лексика. Лексикология. Лексикография. Фразеология. Графика. Орфография. Орфоэпия. Морфемика. Морфология. Занимательно о грамматике русского языка.? (Студенты наизусть читают стихотворения) Учитель. Грамотность – необходимое качество каждого человека. Мы покажем вам, как хорошо мы изучили приставки. (На доске прикреплен плакат, где в словах с приставками пре- и при- не хватает орфограмма. Студент при помощи маркера дописывает буквы. Предлагается объяснить, почему нужно писать именно так? Студент объяснит правила.) Студент 9-ый. Прибыл ли поезд, приплыл пароход Космонавт прилетел из вселенной – Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет Пишется ПРИ – несомненно. Студент 10-ый. Винт привинтил, прикрутил колесо, Приклеил, пришил умело – Помни, что ПРИ говорят обо всем, Что добрые руки приделали. Студент 11-ый. Язык прикусил – не совсем откусил, Пригорела – не значит горит. Помни, что сделано, но не совсем, Пишут с приставкой ПРИ. Студент 12-ый Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету, Кто очень такой или очень сякой – ПРЕ мы пишем при этом. Студент 13-ый Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным дождь – не преграда. Где очень похожи пере- или пре- Там только ПРЕ ставить надо. Трудно объяснить правописание Пренебрегать, преследовать, презрение. Запомнить их – разумное решение. Учитель задает “быстрые” вопросы по грамматике. Учащиеся должны ответить моментально. 1. Единица фонетики … | (звук) | 2. Синоним слова орфография. | (правописание) | 2. Единицы графики… | (шрифты, буквы, пробелы) | 4. На вопрос кто? что? Отвечают… | (имена существительные) | 5. Фразеологизм – это… | (устойчивое словосочетание) | 6. Фразеология – это … | (раздел науки…) | 7. Лексика – это … | (словарный состав языка) | 8. Единицы морфемики – это | (приставка, корень, суффикс, окончание, основа) | 9. Приставка всегда находится… | (перед корнем) | 10….. | | Учитель. Гений, дух и характер народа проявляются в его пословицах и поговорках. Какие пословицы мы выучили наизусть? (о языке, о дружбе, о труде…) (По цепочкам или по зигзагу? Кто больше всех расскажет?) Поощряются активные участники. Русский язык богат не только пословицами, но и фразеологизмами. Потому что нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в русском языке точного выражения. Упражнения для развития речи. 1.Работа по карточкам. Какие фразеологизмы встречаются в данных микротекстах? - За столом сказала мать:
Хватить языком болтать! А сынишка осторожно: –А болтать ногами можно? - За домом едва, пожелтела трава,
Два брата рубили дрова. Один это ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.03.09 | Просмотров: 355
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|