Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Урок Гласные буквы и, ы после ц


Автор(ы): Чеснокова Нина Ивановна, учитель начальных классов

Цели и задачи:
Конкретизация позиционного принципа обозначения звуков буквами, расширение понятие об орфограмме.
Создать ситуацию постановки учебной задачи обозначения гласных звуков буквами после Ц.
Учить составлять алгоритм исследования отношения звук – буква;
Оборудование:
Программно – методическая система “Путешествие в страну Букварию”.
Под авторством Зарецкой З.А., Зарецкого Д.В.
Ход урока.
Организационный момент.
Работа по теме урока.

Создание ситуации успеха.
С какой буквой познакомились на прошлом урока? (С буквой Ц).
Какой звук может обозначать эта буква? (Непарный, согласный, глухой, твердый).
Какие гласные мы пригласим для работы с буквой Ц? (Гласные, которые выполняют одну работу).
Ребята, я очень довольна вашими ответами. Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, и приготовила их для вас.
Миллион задачек сразу вам решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом и квадратной головой.
(Компьютер)
Сейчас мы поработаем с компьютером. Будем отгадывать кроссворд, обязательное условие: в слове – отгадке должна быть буква Ц. (На мониторе компьютера кроссворд)

Отгадайте слово по вертикали.
У меня ходули – не страшит болото:
Лягушат найду ли – вот моя забота.
(Цапля)
Какую гласную букву поставим после Ц? Почему? (Букву А, так как она выполняет одну работу)
Вставьте слово по горизонтали.
Что такое с тонкой, хрупкой и овальной скорлупой?
А в гнезде оно смотри – раскололось изнутри.
(Яйцо)
Какую букву поставим после Ц?
Следующую отгадку вставим по горизонтали.
Зимой беленькие, летом серенькие.
Никого не обижают, сами всех боятся
И в кустах таятся
(Зайцы)
Какую гласную букву выберем после Ц? (Гласную букву И, так как она выполняет одну работу – обозначает звук [Ы]).
Постановка проблемы.

Ребята пытаются поставить в слово зайцы букву И, но у них ничего не получается, они в недоумении.
Как вы думаете, почему у нас ничего не получается, хотя мы все делаем правильно? В слове зайцы в слоге [ЦЫ] будем писать букву И, так как она выполняет одну работу, но не тут - то было. Компьютер с нами не соглашается. Может быть, попробовать обозначить буквой Ы? (Вставляют букву Ы и слово получается).
Отгадаем последнюю загадку.
Проживают в умной книжке хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти сосчитают все на свете.
(Цифры)
Итак, кроссворд мы с вами разгадали. Не возникли ли у вас, ребята, вопросы? (Ребята в недоумении, почему в одном случае [ЦЫ] писали с буквой Ы, а в другом – с буквой И).
Постановка учебной задачи.
Какая учебная задача стоит перед нами? (Узнать, как обозначать буквами звукосочетание [ЦЫ]?)
Может быть у кого – то есть предложения? (Ребята высказывают свои версии, но ни одна из них не верна).
Хорошо. Давайте разбираться вместе, только вы еще раз напомните вопрос, на который мы будем искать ответ.
(Ребята повторяют вопрос, а учитель фиксирует его на доске в виде знака “?”).
Решение орфографической задачи.
На доске записаны столбики слов.
ЦИРКУЛЬ СКВОРЦЫ
МОТОЦИКЛ ПЛОВЦЫ
ЦИРК ПЕВЦЫ
Что объединяет слова каждого столбика? (Есть звукосочетание [ЦЫ]).
Прочитайте слова первого столбика. Какой буквой в этих словах обозначен гласный звук после Ц?
Этот звук ударный? Он находите в середине слова или в конце?
Какой вывод можем сделать? (Звукосочетание [ЦЫ] в середине слова пишется с буквой И).
Прочитайте слова второго столбика. Проанализируйте эти слова и попробуйте сделать вывод. (Звукосочетание [ЦЫ] в ко...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.03.09 | Просмотров: 14

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!