Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тема урока: Северный экономический район - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Тема урока: Северный экономический район


Автор(ы): Раздомина Инна Юрьевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • дать знания о составе района, особенностях ЭГП, факторах развития и хозяйственной специализации Европейского Севера;
  • продолжать формировать умения свертывать полученную информацию в форме географического конспекта;
  • закрепить умения и навыки работы со статистическими материалами и контурными картами, карточками-заданиями;
  • воспитывать бережное отношение к природе на примере экологических проблем Европейского Севера.
Оборудование: политико-административная карта России, физическая карта России, атласы и контурные карты, альбом И. И. Шишкин, карточки-задания, картины природы Севера.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в необычайный уголок нашей Родины, познакомимся с народами, населяющими этот регион, дадим характеристику хозяйству и поговорим о проблемах экономики района.
Но прежде, чем приступить к изучению нового экономического района, давайте с вами вспомним “А что мы знаем об экономическом районировании России”.
Проверка знаний учащихся.
Географическая почта.
2 учащихся получают конверты, в которых смешаны названия ранее изученных экономических районов и городов районов. Ребятам необходимо правильно соотнести на магнитной доске экономический район и город этого района.
(в конвертах: 1 уч-ся: ЦЭР и ЦЧЭР; города: Москва, Курск, Тверь, Рязань, Белгород, Воронеж, Киров (лишняя карточка),
2 уч-ся: ВВЭР и СЗЭР; города: Санкт-Петербург, Саранск, Чебоксары, Псков, Новгород, Йошкар-Ола, Кострома (лишняя карточка). )
“Белая ворона”.
2 учащихся получают карточки-задания “найди лишнее слово”.
1 карточка.
Владимир, Рязань, Тамбов, Ярославль
Чувашия - Чебоксары, Мордовия – Саранск, Марий Эл - Казань
2 карточка
ЦЭР, СЗЭР, ЗСЭР, ЦЧЭР
Иваново, Воронеж, Кострома, Рязань
Игра “Знаешь ли ты города своего экономического района?”
Учащимся задаются вопросы. За каждый правильный ответ ученик получает звездочку. В конце урока звездочки подсчитываются и подводятся результаты. Для ответов необходимо использовать карты атласа.
1. Четвертый по численности населения город ЦЭР. Промышленный узел металлурго-машиностроительного профиля. На протяжении трех веков город известен производством вооружений и боеприпасов, а вместе с окружающими территориями – различными металлическими промыслами. В городе сохранился старинный кремль, в котором расположен уникальный музей оружия. (Тула).
2. Первоначально город именовался Переяславлем. Он стоял в окружении древнейших поселений на реке Оке. Сегодня – один из крупнейших городов ЦЭР. Хорошо развиты отрасли МАК, наряду с этим имеется переработка нефти и производство искусственных волокон. (Рязань).
3. Этот город – столица республики, граничащей с Рязанской областью. Расположен примерно на одной широте с городами Тула и Ульяновск. Был основан в ХV11 веке (1641г. ), как крепость юго-восточной границы Русского государства. (Саранск).
Занимательные вопросы:
1. Какой город ЦЭР летает? (Орел)
2. Какой город ЦЭР носит мужское имя? (Владимир)
3. Один из городов Московской области называется так же, как и заостренный с одной стороны кусок дерева, железа. Назовите этот город. (Клин)
Подводятся итоги работы учащихся у доски.
Ставятся оценки.
Изучение нового материала.
Ребята! Сейчас мы с вами совершим путешествие на север Европейской части России. В край, о котором великий русский поэт М. Ю. Лермонтов писал:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
Всю полученную информацию мы будем записывать в тетрадь в форме географического конспекта.
На доске: План характеристики экономического района.
1. ЭГП.
2. Природные условия и ресурсы.
3. Наседение и трудовые ресурсы.
4. Характеристика межотраслевых комплексов.
5. Крупнейшие города.
6. Проблемы и перспективы развития.
Работа с настенными картами, картами атласа, с приложением учебника.
Запись в тетрадь: СЭР (Европейский Север)
1. S – 1466 тыс. кв. км. – крупнейший по площади район в западной экономической зоне.
Состав района: республики Карелия (столица Петрозаводск),
Коми (столица Сыктывкар), области: Мурманская, Вологодская, Архангельская (в т. ч. Ненецкий АО - столица Нарьян - Мар).
Выгодность ЭГП: - выход к морям;
- граница с Норвегией и Финляндией;
- граница с экономически развитыми районами России:
СЗЭР, ЦЭР, УЭР.
Все это дает хорошие возможности для внешней торговли.
- 2 порта: Архангельск и незамерзающий Мурманск.
2. Ребята! Посмотрите внимательно на карту.
Значительная часть района находится за полярным кругом, находится под воздействием суровых северных природных условий. Где господствуют низкие температуры, вечная мерзлота, заболоченность, дуют холодные северные ветры. Сурова, но величественна и прекрасна природа края озер, лесов и гранитных скал.
Дополнительный материал из книги Б. Б. Вагнера “От южных гор до северных морей” “Жемчужина Карелии” (рассказ учащегося).
Славится этот край и своими достопримечательностями.
Рассказ ученика о водопаде Кивач, об одном из самых маленьких российских заповедников.
Более 200 лет назад, в екатерининское время, побывал здесь первый поэт той далекой эпохи Г. Державин. Потрясенный увиденной картиной, поэт написал тогда одно из лучших своих стихотворений “Водопад”.
Чтение отрывка из стихотворения “Водопад”.
Известный русский художник И. И. Шишкин в своих картинах запечатлил красоту северного края.
Работа с учебником стр. 249 – о. Валаам в Ладожском озере
Показ картин И. И. Шишкина.
(“На краю березовой рощи”, “Сосна на Валааме”, “Лесной пейзаж”, “Вид на острове Валааме”, “Камни в лесу. Валаам”, “На Севере диком…” На мотив стихотворения М. Ю. Лермонтова “Сосна”).
Север не только богат и красив своей природой, но богат он и природными ресурсами.
Вопрос классу: Какими природными ресурсами богат Европейский Север?
(за правильные ответы учащиеся получают звездочки).
Запись в тетрадь:
Ресурсы
минеральные лесные водные
нефть, газ, кам. уголь, руды 3/4 всех лесов России 73% - хвойные 40% воды зап. эк. зоны гидроресурсы
3. Население.
Н – около 6 млн. чел. (4% от населения России) – самый небольшой по численности населения район России. Преобладают русские; коренные жители: саами (лопари). Ненцы, коми....

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.10 | Просмотров: 2171

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340