Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Урок в 7-м классе по теме Типы развития насекомых с использованием интерактивной доски
Автор(ы): Очерет Владислав Владимирович, учитель биологии и географии; Очерет Наталия Юрьевна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: выяснить особенности размножения и развития насекомых; продолжить формирование умений работать с интерактивной доской. Оборудование: медиапроектор, интерактивная доска Hitachi, компьютер, мультимедийные учебные пособия: - Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Десятое юбилейное издание, 2006;
- 1С:Школа. Основы общей биологии. 9 класс. ЗАО “1С”, ИЦ “Вентана-Граф”, 2007;
- Электронный атлас для школьника. Зоология 7 – 8 классы. “ЧеРо”, “Интерактивная линия”, 2004;
- Биология. Зоология беспозвоночных. Мультимедийное учебное пособие нового образца. ЗАО “Просвещение-Медиа”, ЗАО “Новый Диск”, 2006.
Ход урока На предыдущих уроках мы начали изучать последний из классов типа Членистоногие – Класс Насекомые. Изучили особенности строения, познакомились с основными отрядами. Давайте вспомним некоторые моменты из изученного материала. На интерактивной доске открываются страницы урока 15 (Биология. Зоология беспозвоночных. Мультимедийное учебное пособие нового образца. ЗАО “Просвещение-Медиа”, ЗАО “Новый Диск”, 2006) с заданиями. Страница 2/21 – Определите насекомых (выберите из предложенных изображений беспозвоночных животных насекомых и перетащите их вправо с помощью электронного пера), Страница 3/21 – Отметьте правильные утверждения, Страница 4/21 – Обозначьте части насекомого (перетащите с помощью электронного пера названия частей насекомого в соответствующие ячейки). Как и все живые организмы, насекомые способны давать потомство, проявляя тем самым один из признаков живого – размножение. Большинство насекомых – раздельнополые организмы. - Как называется способ размножения, в котором принимают участие две особи противоположного пола? - При половом размножении женская половая клетка сливается с мужской. Как называется этот процесс? - Что образуется в результате оплодотворения? Зигота дробиться, образуется зародыш, который в последствии станет взрослым организмом. Как происходит развитие организма из яйца во взрослую особь? Какие типы развития можно встретить в мире насекомых? Какой тип развития более прогрессивен? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы на уроке. (На доске открывается страница 1) . Учащиеся записывают в тетради число, тему урока. После оплодотворения насекомые откладывают яйца. Они могут быть одиночными, а могут образовывать группы. По форме яиц и их расположению ученые способны определить вид насекомого, отложившего яйца (на доске страница 2 – Кладки яиц разных насекомых) Через несколько дней из яиц появляются личинки. Одни из них очень похожи на своих родителей, другие не очень. Проверьте свою наблюдательность – помогите малышам-личинкам найти своих мам. Задание. С помощью электронного пера соедините стрелками пару “взрослое насекомое – личинка”). Страница доски 3. Как вы думаете, кому из этих личинок легче превратиться во взрослое насекомое? (Ответ: тому, кто больше похож на взрослое насекомое). А тем, кто не похож на “маму” придется потрудиться. Превращение из личинки во взрослое насекомое будет длиннее. На основании этого всех насекомых можно разделить на две группы: 1 группа – насекомые с неполным превращением, 2 группа – насекомые с полным превращением. (Страница доски 4 - схема “Типы развития насекомых”) – ученики записывают в тетрадь только верхнюю часть схемы (нижняя часть – закрыта электронной непрозрачной шторкой). Какие же стадии проходят в своем развитии насекомые, относящиеся к 1-ой группе? На доске анимация “Развитие насекомых с неполным превращением” из мультимедийного пособия 1С:Школа. Основы общей биологии. 9 класс. ЗАО “1С”, ИЦ “Вентана-Граф”, 2007. (Приложение 1). Задание. Запишите в тетради стадии развития насекомого с неполным превращением (Возвращаюсь на страницу 4, открыв электронную шторку. Проверяю записи в тетрадях). Давайте еще раз вспомним цикл развития всем нам знакомого кузнечика (станица доски 5). Сравните его личинку со взрослым насекомым. - В чем сходство? (среда обитания, образ жизни, внешнее строение) - В чем различие? (размеры, недоразвитость крыльев, недоразвита половая система) - На рисунке мы видим разные стадии личинок и если меня не подводит зрение, то размеры личинок разные. Почему? (рост) Насколько я помню, внешние покровы насекомых, как впрочем, и всех представителей типа Членистоногие, содержат малорастяжимое вещество – хитин. - Как же происходит рост личинки? (линька). В зависимости от вида, личинки разных насекомых могут линять от 3 до 30 раз, но в среднем – 5-6 раз. Когда мы сравнивали взрослое насекомое и личинку кузнечика, мы говорили о сходстве в образе жизни, среде обитания. Даже пища общая. - Как вы думаете – как скажется такое сходство на их взаимоотношениях? (может возникнуть конкуренция). Конкуренция это плохо. А можно ли ее избежать? Давайте помечтаем. Вы выросли и стали учеными. Ваша задача – создать насекомое, у которого между личинкой и взрослым насекомым конкуренции не будет. Ваши действия. (Надо создать личинку, которая бы питалась другой пищей и вела другой образ жизни) - Как это скажется на внешнем и внутреннем строении личинки? (она не будет похожа на взрослое насекомое). - Как же такая личинка сможет превратиться во взрослую особь? (должна быть переходная стадия). Природа позаботилась об этом и создала таких насекомых. Какие же стадии развития они проходят в своем развитии? Давайте посмотрим анимацию “Развитие насекомых с полным превращением” (мультимедийное пособие 1С:Школа. Основы общей биологии. 9 класс. ЗАО “1С”, ИЦ “Вентана-Граф”, 2007). Зада...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.03.15 | Просмотров: 336
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|