Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему Вода — формула жизни
Автор(ы): Пришлецова Оксана Владимировна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Программа курса ОБЖ включает в себя вопросы экологического характера. Например, сти-хийные и случайные нарушения среды жизни (природные, природно-антропогенные бедствия, техногенные аварии и катастрофы), теория риска, несчастные случаи, загрязнение среды (физии-ческое, в том числе радиоактивное, химическое, биологическое, информационное) входят в структуру экологического цикла знаний. К сожалению, ориентировка на расширение знаний об окружающей природе до сих пор рассматривается как основная цель экологического воспитания детей, тогда как формирование разнообразных представлений о мире природы должно быть не целью (тем более главной), а средством и результатом обучения. Нужно особо отметить принципиальность положения о том, что процесс изучения объекта природы (если мы стремимся к воспитанию экологической культуры) необходимо начинать с информации, которая апеллирует не к разуму ребенка, а к его чувству. Такой информацией, например, являются сведения о значении объекта для конкретного индивида и для природы в целом. Формирование умения рационального использования природных ресурсов способствует развитию восприятия учащимися человека, во-первых, как части природы, а во-вторых, как носителя основных общественных ценностей. Оно позволяет расширить и углубить их знания о развитии человека и общества, строить свою деятельность в социально-экологической среде на основе опыта прошлых поколений, анализа и оценки собственной деятельности и деятельности других людей с позиции рационального природопользования. На мой взгляд, при обучении ОБЖ необходимо формирование умения рационального использования природных ресурсов, развитие культуры поведения в природной среде, в жилище, как составной части среды обитания человека. Мною была проанализирована программа «Основ безопасности жизнедеятельности» для 5 класса и составлено тематическое планирование курса с включением в него вопросов экологического характера. (Таблица 1) При этом я исходила из определения термина «экология» («экология – это наука о взаимоотношениях организма и окружающей его среды обитания») и из того, что окружающая человека среда обитания действует на него через все свои составные части: факто-ры живой и неживой природы, искусственные тела и объекты (дома, машины, механизмы и т.д.), загрязнения (как естественные, так и искусственные – химические, физические, биологические, информационные). Таблица 1 Тематическое планирование ОБЖ в 5 классе №
| Тема урока
| Какие вопросы экологического характера можно рассмотреть вданной теме?
| 1
| Что такое опасные и чрезвычайные ситуации?
| Опасные ситуации техногенного характера. Аварии на атомныхстанциях, как пример ЧС техногенного характера
| 2
| Главные формулы ОБЖ
|
| 3
| Город, как источник опасности
| Загрязнение окружающей среды, наличие опасных для здоровьяпромышленных объектов как основные виды городских опасностей
| 4
| Дом, в котором мы живем
| Отравления; нападения и болезни животных; заболева-ниячеловека, которые передаются животными или вызываются ими.
| 5
| Пожары в жилище
| Хранение в доме легковоспламеняющихся веществ, воз-можностьотравления ими. Синтетические материалы в доме.
| 6
| Оповещение и эвакуация при пожаре
| Перемещение по задымленному помещению
| 7
| Средства тушения пожаров
|
| 8
| Опасные газы
| Бытовой и угарный газы, отравление ими, первая помощь
| 9
| Затопление жилища
| Причины затопления жилища
| 10
| Разрушение здания
| Причины разрушения жилища
| 11
| Как защитить себя от опасных веществ в быту
| Влияние алкоголя и никотина на организм человека. Средствабытовой химии и правила безопасного обращения с ними
| 12
| Чем еще можно отравиться?
| Вещества, используемые в сельском хозяйстве. Отравле-ниертутью. Лекарства и правила их безопасного исполь-зования. Отравлениепродуктами.
| 13
| Опасные ситуации на дорогах и тротуарах
| Топливо, используемое в автомобилях. Длина тормозно-гопути в зависимости от погодных условий
| 14
| Безопасность в транспорте
|
| 15
| Безопасность в метро или электричке
| Метро как наиболее экологически чистый вид транспорте
| 16
| Толпа
| Чистота городских улиц во время массовых мероприятий
| 17
| Гололед
| В какое время года бывает гололед и причины его?
| 18
| Безопасность в железнодорожном транспорте
| Покупка продуктов и напитков у незнакомых людей.Необходимость мытья фруктов и овощей. Почему нельзя пить сырую воду и воду изслучайных источников?
| 19
| Как уберечься от опасностей на воде
| Виды водоемов. Правила поведения на воде. Соблюдениечистоты на берегу.
| 20
| Мы промчимся по звонкому льду
| Условия замерзания водоемов. Виды льда. Как холодная водавлияет на организм? Как согреть пострадавшего человека?
| 21
| Аварийные ситуации на воздушном транспорте
| Необходимость использования кислородной маски приразгерметизации на большой высоте
| 22
| Как уберечь себя от преступлений
|
| 23
| Как защитить свой дом
|
| 24
| Криминальные ситуации на улице и других общественныхместах
|
| 25
| За чистый воздух
| Виды загрязнителей воздуха. Что можно сделать длясохранения чистоты воздуха? Охрана атмосферного воз-духа. Зеленые насажденияв городах. Проветривание по-мещений.
| 26
| Вода – формула жизни
| Чистая вода – самая удивительная на Земле жидкость. Чемзагрязняется вода? Способы очистки воды. Почему необходимо экономнорасходовать воду? Использование воды человеком.
| 27
| Загрязнение почвы
| Загрязнение почвы. Мусорные свалки в населенных пунктах.Что можно сделать для сохранения чистоты почвы? Охрана почвы.
| 28
| Продукты под контролем
| Пищевые добавки. Удобрения и пестициды, используе-мые привыращивании растений. Радиоактивное загряз-нение продуктов.
| 29
| Город, как среда обитания человека
| Факторы городской среды, влияющие на человека и другиеживые организмы.
| 30
| Безопасный телевизор
| Электромагнитное излучение, напряжение глазных мышц,эмоциональная перегрузка, как факторы негатив-ного влияния компьютера наорганизм человека.
| 31/33
| Что следует знать об оказании ПМП
| Необходимость обработки ран. Причины ожогов. Помощь приукусах насекомых и клещей.
| 34
| Азбука ОБЖ для пятиклассников
|
| Из таблицы видно, что практически на любом уроке основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе возможно рассмотрение вопросов экологического характера. Урок на тему «Вода – формула жизни» предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. Разработка урока на тему: «Вода – формула жизни» Цели урока: - обобщить знания учащихся о воде, полученные при изучении природоведения;
- рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; основные загрязняющие факторы и способы очистки воды;
- развивать умение вести продуктивную беседу на уроке, работать коллективно, творчески мыслить.
Вид урока: урок-презентация с применением мультимедийных технологий. К уроку готовится презентация в программе Microsoft Power Point. В плане урока обозначены моменты, во время которых нажатием клавиши Enter можно перейти к следующему слайду или к следующему эффекту анимации на просматриваемом слайде. Межпредметные связи: природоведение 4-5 класс. Ход урока 1. Орг.момент; 2. Новый материал: Тема сегодняшнего урока: Вода – формула жизни. (Обратите внимание на первый слайд) Запишите тему урока в тетрадь. В процессе изучения темы мы должны будем ответить на вопросы: (клавиша Enter) (Учитель читает по слайду) - Чистая вода – самая удивительная на Земле жидкость.
- Чем загрязняется вода?
- Способы очистки воды
- Почему необходимо экономно расходовать воду?
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.11 | Просмотров: 5263
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|