Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему Вода — формула жизни - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему Вода — формула жизни


Автор(ы): Пришлецова Оксана Владимировна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Программа курса ОБЖ включает в себя вопросы экологического характера. Например, сти-хийные и случайные нарушения среды жизни (природные, природно-антропогенные бедствия, техногенные аварии и катастрофы), теория риска, несчастные случаи, загрязнение среды (физии-ческое, в том числе радиоактивное, химическое, биологическое, информационное) входят в структуру экологического цикла знаний.
К сожалению, ориентировка на расширение знаний об окружающей природе до сих пор рассматривается как основная цель экологического воспитания детей, тогда как формирование разнообразных представлений о мире природы должно быть не целью (тем более главной), а средством и результатом обучения. Нужно особо отметить принципиальность положения о том, что процесс изучения объекта природы (если мы стремимся к воспитанию экологической культуры) необходимо начинать с информации, которая апеллирует не к разуму ребенка, а к его чувству. Такой информацией, например, являются сведения о значении объекта для конкретного индивида и для природы в целом.
Формирование умения рационального использования природных ресурсов способствует развитию восприятия учащимися человека, во-первых, как части природы, а во-вторых, как носителя основных общественных ценностей. Оно позволяет расширить и углубить их знания о развитии человека и общества, строить свою деятельность в социально-экологической среде на основе опыта прошлых поколений, анализа и оценки собственной деятельности и деятельности других людей с позиции рационального природопользования.
На мой взгляд, при обучении ОБЖ необходимо формирование умения рационального использования природных ресурсов, развитие культуры поведения в природной среде, в жилище, как составной части среды обитания человека.
Мною была проанализирована программа «Основ безопасности жизнедеятельности» для 5 класса и составлено тематическое планирование курса с включением в него вопросов экологического характера. (Таблица 1) При этом я исходила из определения термина «экология» («экология – это наука о взаимоотношениях организма и окружающей его среды обитания») и из того, что окружающая человека среда обитания действует на него через все свои составные части: факто-ры живой и неживой природы, искусственные тела и объекты (дома, машины, механизмы и т.д.), загрязнения (как естественные, так и искусственные – химические, физические, биологические, информационные).
Таблица 1
Тематическое планирование ОБЖ в 5 классе

Тема урока
Какие вопросы экологического характера можно рассмотреть вданной теме?
1
Что такое опасные и чрезвычайные ситуации?
Опасные ситуации техногенного характера. Аварии на атомныхстанциях, как пример ЧС техногенного характера
2
Главные формулы ОБЖ

3
Город, как источник опасности
Загрязнение окружающей среды, наличие опасных для здоровьяпромышленных объектов как основные виды городских опасностей
4
Дом, в котором мы живем
Отравления; нападения и болезни животных; заболева-ниячеловека, которые передаются животными или вызываются ими.
5
Пожары в жилище
Хранение в доме легковоспламеняющихся веществ, воз-можностьотравления ими. Синтетические материалы в доме.
6
Оповещение и эвакуация при пожаре
Перемещение по задымленному помещению
7
Средства тушения пожаров

8
Опасные газы
Бытовой и угарный газы, отравление ими, первая помощь
9
Затопление жилища
Причины затопления жилища
10
Разрушение здания
Причины разрушения жилища
11
Как защитить себя от опасных веществ в быту
Влияние алкоголя и никотина на организм человека. Средствабытовой химии и правила безопасного обращения с ними
12
Чем еще можно отравиться?
Вещества, используемые в сельском хозяйстве. Отравле-ниертутью. Лекарства и правила их безопасного исполь-зования. Отравлениепродуктами.
13
Опасные ситуации на дорогах и тротуарах
Топливо, используемое в автомобилях. Длина тормозно-гопути в зависимости от погодных условий
14
Безопасность в транспорте

15
Безопасность в метро или электричке
Метро как наиболее экологически чистый вид транспорте
16
Толпа
Чистота городских улиц во время массовых мероприятий
17
Гололед
В какое время года бывает гололед и причины его?
18
Безопасность в железнодорожном транспорте
Покупка продуктов и напитков у незнакомых людей.Необходимость мытья фруктов и овощей. Почему нельзя пить сырую воду и воду изслучайных источников?
19
Как уберечься от опасностей на воде
Виды водоемов. Правила поведения на воде. Соблюдениечистоты на берегу.
20
Мы промчимся по звонкому льду
Условия замерзания водоемов. Виды льда. Как холодная водавлияет на организм? Как согреть пострадавшего человека?
21
Аварийные ситуации на воздушном транспорте
Необходимость использования кислородной маски приразгерметизации на большой высоте
22
Как уберечь себя от преступлений

23
Как защитить свой дом

24
Криминальные ситуации на улице и других общественныхместах

25
За чистый воздух
Виды загрязнителей воздуха. Что можно сделать длясохранения чистоты воздуха? Охрана атмосферного воз-духа. Зеленые насажденияв городах. Проветривание по-мещений.
26
Вода – формула жизни
Чистая вода – самая удивительная на Земле жидкость. Чемзагрязняется вода? Способы очистки воды. Почему необходимо экономнорасходовать воду? Использование воды человеком.
27
Загрязнение почвы
Загрязнение почвы. Мусорные свалки в населенных пунктах.Что можно сделать для сохранения чистоты почвы? Охрана почвы.
28
Продукты под контролем
Пищевые добавки. Удобрения и пестициды, используе-мые привыращивании растений. Радиоактивное загряз-нение продуктов.
29
Город, как среда обитания человека
Факторы городской среды, влияющие на человека и другиеживые организмы.
30
Безопасный телевизор
Электромагнитное излучение, напряжение глазных мышц,эмоциональная перегрузка, как факторы негатив-ного влияния компьютера наорганизм человека.
31/33
Что следует знать об оказании ПМП
Необходимость обработки ран. Причины ожогов. Помощь приукусах насекомых и клещей.
34
Азбука ОБЖ для пятиклассников


Из таблицы видно, что практически на любом уроке основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе возможно рассмотрение вопросов экологического характера.
Урок на тему «Вода – формула жизни» предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств.

Разработка урока на тему: «Вода – формула жизни»

Цели урока:
  1. обобщить знания учащихся о воде, полученные при изучении природоведения;
  2. рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; основные загрязняющие факторы и способы очистки воды;
  3. развивать умение вести продуктивную беседу на уроке, работать коллективно, творчески мыслить.
Вид урока: урок-презентация с применением мультимедийных технологий. К уроку готовится презентация в программе Microsoft Power Point. В плане урока обозначены моменты, во время которых нажатием клавиши Enter можно перейти к следующему слайду или к следующему эффекту анимации на просматриваемом слайде.
Межпредметные связи: природоведение 4-5 класс.
Ход урока
1. Орг.момент;
2. Новый материал:
Тема сегодняшнего урока: Вода – формула жизни. (Обратите внимание на первый слайд) Запишите тему урока в тетрадь.
В процессе изучения темы мы должны будем ответить на вопросы: (клавиша Enter) (Учитель читает по слайду)
  1. Чистая вода – самая удивительная на Земле жидкость.
  2. Чем загрязняется вода?
  3. Способы очистки воды
  4. Почему необходимо экономно расходовать воду?


  5. ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.11 | Просмотров: 5263

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340