Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Внеклассное мероприятие для 1–4-х классов: Моя земля — Югория
Автор(ы): Рыжова Клавдия Ивановна, заместитель директора УВР, начальные классы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛЬ: - расширить представления детей о жизни народов ханты и манси, их традициях и обрядах;
- на примере использования литературного творчества прививать интерес к познанию особенностей края, страны;
- воспитывать уважение к культурному наследию разных народов, населяющих Россию.
Примечание: возможен вариант проведения урока внеклассного чтения, интегрированного урока природоведения. Соединив леса и горы, Озёра, реки и луга, Раскинулась в своих просторах Ханты-мансийская земля! Все о тебе стихи слагают, Они летят во все края. Ты всей земле теперь известна, Ханты-мансийская земля! Ведущий: Дорогие друзья! Наша встреча посвящается юбилею Ханты-Мансийского автономного округа. (Из сундука, стоящего на сцене, показывается Танья-богатырь, герой хантыйских легенд). Ах, как долго я спал (недоумённо огядывается вокруг). Много столетий ходил я по этой земле: плавал по рекам, бродил по тундре и тайге, по болотам, знал каждый кустик и травинку. Но сегодня я что-то не узнаю родной стороны, которую издревле называли Югорской землёй, Югорией. - Откуда здесь такой высокий чум, сделанный из камня? (Дети отвечают: Школа!) - Никогда я ещё не видел железных оленей, бегающих по улицам!? (Снова ответ: Автомобили!) - А сколько железных лестниц раскидано по тайге и тундре, к самому небу ведут они, как в сказке! (Ответ: Нефтяные и газовые вышки) - Наверно, я попал в сказочную страну: люди все вокруг незнакомые, одеты не по-нашему… Ученик: Мы – ученики этой школы. А ты кто? Танья: Зовут меня Танья-богатырь. А зовут меня так за то, что я всегда защищал бедных людей, ханты и манси от злых людей. Только это не понравилось шаманам, они хитростью заманили меня и закрыли в сундуке на 75 лет. Ведущий: Ты свободен, Танья. Сегодня, в 75-й день рождения Ханты-Мансийского округа, мы освободили тебя. Надеемся, что ты многое вспомнишь и расскажешь нам о жизни, обычаях своего народа. (К богатырю подбегают 2 ученика): 1 (обращаясь к нему): Говорят, вы в чумах жили, Что мышиных нор грязне, Рыбью кровь со смаком пили И не знали яств вкуснее? Словно карлики-деревья, Вы вросли, мол, в топь корнями. Языкастые поверья Вас прозвали дикарями…. Танья: Ой, легенды, что вы врёте! Вы давно уже не правы. О моём лесном народе Столько нынче песен славы! Ведущий: Да, за 75 лет существования округа очень многое изменилось в жизни этого народа. Давайте совершим маленькое заочное путешествие туда, где живут ханты и манси. Вопросы к слушателям: - Как называется их жилище? (Чум) - Как называется место поселения ханты? (Стойбище) - На чём передвигались люди от стойбища к стойбищу? (Оленьи упряжки). Давайте и мы с вами помчимся на воображаемой оленьей упряжке (Все дети, сидя, подняв руки скрестно над головой, растопырив пальцы - “рога”, ритмично поют под музыку: “Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним И отчаянно ворвёмся прямо в снежную зарю. Ты увидишь, что напрасно называют Север Крайним, Ты увидишь, он бескрайний, я тебе его дарю! Ведущий: За 75 лет существования округа изменилась к лучшему жизнь северных народов. Но не изменился их характер. Это очень честные, совестливые люди, у них в характере отсутствует такое отрицательное качество, как обман, жадность. Доверчивые, как дети, ханты и манси очень любят свой край. Ученик: Тайга шумит, зелёная, как море. Зверьё, что рыба в шубе меховой. А в реках, что сияют, с небом споря Безбрежной синевой и широтой, Гуляют осетры, как шхуны, И нельмы, как серебряные луны. Ведущий: А вот те верные друзья, которые с рождения окружают в стойбище ваших сверстников. Кто они: . Лайка – друг мой первый, Самый надёжный, самый верный. Ты рядом идёшь, как храбрый воин. Даже в тёмную ночь я с тобою спокоен. (Лайка) Я гонюсь за оленёнком, я хочу его поймать. Оленёнок быстроногий, я хочу его догнать. Меж кустами белыми прыг, прыг, прыг! Над снегами белыми скрип, скрип, скрип! Очень миленький телёнок, быстроногий оленёнок! Ведущий: У вас, ребята, у каждого есть мечта, кем вы станете, когда подрастёте. А вот о чём мечтают старики ханты, глядя на своих внуков: Ученик: И охотником ты станешь – от души, не по неволе. Разве есть на свете лучше, Выше этой главной доли?! И к твоим ногам склонится сам медведь, хозяин чащи. Разве есть в таёжном мире для людей другое счастье?! Танья: Для нас, охотников, любимой игрой является борьба. Эй – хо-хо! Кто меня одолеет? А ну! Кто меня посрамит? А ну! Кто из вас борец? А ну! Кто захотел меня на игрищах победить? А ну! (Дети устраивают борьбу на ранее приготовленных спортивных матах: а)Парами, взв друг друга за плечи. Кто скорее положит другого на лопатки. б) Борьба сидя, упершись ступнями друг о друга. Оба игрока держатся за палку, кто кого перетянет на свою сторону. Победители получают призы за участие в вольной борьбе. ) Ведущий: Очень почитаем у народов ханты и манси медведь. Его имя боялись даже вслух произносить, а если когда приходилось его убить, то из медвежьей головы делали чучело, украшали её бусами, лентами, серьгами, ставили на стол, вокруг – разные кушанья, а сами пускались в пляс (группа ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.03.18 | Просмотров: 247
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|