Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Внеклассное мероприятие для 1–4-х классов: Моя земля — Югория


Автор(ы): Рыжова Клавдия Ивановна, заместитель директора УВР, начальные классы

ЦЕЛЬ:
  • расширить представления детей о жизни народов ханты и манси, их традициях и обрядах;
  • на примере использования литературного творчества прививать интерес к познанию особенностей края, страны;
  • воспитывать уважение к культурному наследию разных народов, населяющих Россию.
Примечание: возможен вариант проведения урока внеклассного чтения, интегрированного урока природоведения.
Соединив леса и горы,
Озёра, реки и луга,
Раскинулась в своих просторах
Ханты-мансийская земля!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края.
Ты всей земле теперь известна,
Ханты-мансийская земля!
Ведущий: Дорогие друзья! Наша встреча посвящается юбилею Ханты-Мансийского автономного округа.
(Из сундука, стоящего на сцене, показывается Танья-богатырь, герой хантыйских легенд).
Ах, как долго я спал (недоумённо огядывается вокруг). Много столетий ходил я по этой земле: плавал по рекам, бродил по тундре и тайге, по болотам, знал каждый кустик и травинку. Но сегодня я что-то не узнаю родной стороны, которую издревле называли Югорской землёй, Югорией.
- Откуда здесь такой высокий чум, сделанный из камня?
(Дети отвечают: Школа!)
- Никогда я ещё не видел железных оленей, бегающих по улицам!?
(Снова ответ: Автомобили!)
- А сколько железных лестниц раскидано по тайге и тундре, к самому небу ведут они, как в сказке!
(Ответ: Нефтяные и газовые вышки)
- Наверно, я попал в сказочную страну: люди все вокруг незнакомые, одеты не по-нашему…
Ученик: Мы – ученики этой школы. А ты кто?
Танья: Зовут меня Танья-богатырь. А зовут меня так за то, что я всегда защищал бедных людей, ханты и манси от злых людей. Только это не понравилось шаманам, они хитростью заманили меня и закрыли в сундуке на 75 лет.
Ведущий: Ты свободен, Танья. Сегодня, в 75-й день рождения Ханты-Мансийского округа, мы освободили тебя. Надеемся, что ты многое вспомнишь и расскажешь нам о жизни, обычаях своего народа.
(К богатырю подбегают 2 ученика):
1 (обращаясь к нему): Говорят, вы в чумах жили,
Что мышиных нор грязне,
Рыбью кровь со смаком пили
И не знали яств вкуснее?
Словно карлики-деревья,
Вы вросли, мол, в топь корнями.
Языкастые поверья
Вас прозвали дикарями….
Танья:
Ой, легенды, что вы врёте!
Вы давно уже не правы.
О моём лесном народе
Столько нынче песен славы!
Ведущий: Да, за 75 лет существования округа очень многое изменилось в жизни этого народа. Давайте совершим маленькое заочное путешествие туда, где живут ханты и манси.
Вопросы к слушателям:
- Как называется их жилище? (Чум)
- Как называется место поселения ханты? (Стойбище)
- На чём передвигались люди от стойбища к стойбищу? (Оленьи упряжки).
Давайте и мы с вами помчимся на воображаемой оленьей упряжке (Все дети, сидя, подняв руки скрестно над головой, растопырив пальцы - “рога”, ритмично поют под музыку:
“Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним
И отчаянно ворвёмся прямо в снежную зарю.
Ты увидишь, что напрасно называют Север Крайним,
Ты увидишь, он бескрайний, я тебе его дарю!
Ведущий: За 75 лет существования округа изменилась к лучшему жизнь северных народов. Но не изменился их характер. Это очень честные, совестливые люди, у них в характере отсутствует такое отрицательное качество, как обман, жадность. Доверчивые, как дети, ханты и манси очень любят свой край.
Ученик:
Тайга шумит, зелёная, как море.
Зверьё, что рыба в шубе меховой.
А в реках, что сияют, с небом споря
Безбрежной синевой и широтой,
Гуляют осетры, как шхуны,
И нельмы, как серебряные луны.
Ведущий: А вот те верные друзья, которые с рождения окружают в стойбище ваших сверстников. Кто они:
. Лайка – друг мой первый,
Самый надёжный, самый верный.
Ты рядом идёшь, как храбрый воин.
Даже в тёмную ночь я с тобою спокоен. (Лайка)
Я гонюсь за оленёнком, я хочу его поймать.
Оленёнок быстроногий, я хочу его догнать.
Меж кустами белыми прыг, прыг, прыг!
Над снегами белыми скрип, скрип, скрип!
Очень миленький телёнок, быстроногий оленёнок!
Ведущий: У вас, ребята, у каждого есть мечта, кем вы станете, когда подрастёте.
А вот о чём мечтают старики ханты, глядя на своих внуков:
Ученик: И охотником ты станешь – от души, не по неволе.
Разве есть на свете лучше,
Выше этой главной доли?!
И к твоим ногам склонится сам медведь, хозяин чащи.
Разве есть в таёжном мире для людей другое счастье?!
Танья: Для нас, охотников, любимой игрой является борьба.
Эй – хо-хо!
Кто меня одолеет? А ну!
Кто меня посрамит? А ну!
Кто из вас борец? А ну!
Кто захотел меня на игрищах победить? А ну!
(Дети устраивают борьбу на ранее приготовленных спортивных матах:
а)Парами, взв друг друга за плечи. Кто скорее положит другого на лопатки.
б) Борьба сидя, упершись ступнями друг о друга. Оба игрока держатся за палку, кто кого перетянет на свою сторону. Победители получают призы за участие в вольной борьбе. )
Ведущий: Очень почитаем у народов ханты и манси медведь. Его имя боялись даже вслух произносить, а если когда приходилось его убить, то из медвежьей головы делали чучело, украшали её бусами, лентами, серьгами, ставили на стол, вокруг – разные кушанья, а сами пускались в пляс (группа ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.03.18 | Просмотров: 16

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!