Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Информационные технологии на уроках химии - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Информационные технологии на уроках химии


Автор(ы): Хиневич Татьяна Васильевна, учитель химии и биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”
Цели урока:
  1. Познакомить учащихся с химическими элементами периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, особенностями их обозначения и названия, произношением, историей открытия и получения.
  2. Закрепить интерес к данной теме и предмету через информационные технологии, придать знаниям учащихся научный характер.
  3. Воспитывать патриотизм.
  4. Совершенствовать умение учащихся работать с компьютером.
Методы урока: рассказ, беседа, демонстрация презентации “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, сообщения учащихся.
Оборудование: компьютер, медиа- проектор, презентация по теме: “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, разные варианты классификаций.

Ход урока:

1. Постановка цели урока.

Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.
- Периодическая система химических элементов была создана Дмитрием Ивановичем Менделеевым в 1869 году. Многие ученые всего мира пытались систематизировать накопившиеся сведения по данному вопросу. Одни делили химические элементы на металлы и неметаллы, другие располагали их в триады, третьи по спирали, но именно наш великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев смог найти верное решение и расположил их в ряды. За основу он взял величину, наиболее изученную в то время, относительную атомную массу.
Он настолько увлекся решением этой проблемы, что правильное расположение элементов ему … приснилось во сне.
Как это произошло - нам расскажут учащиеся (сообщения).
Случилось в Петербурге это.
Профессор университета писал учебник для студентов…
Задумался невольно он: “ Как рассказать про элементы? Нельзя ли тут найти закон?”
Искали многие решенье, но, проходя лишь полпути,
бросали. Мучило сомненье: “А можно ли закон найти? ”
Мир состоит из Элементов. ( В то время знали шестьдесят.)
А сколько их всего? На это нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он: “Тут должен, должен быть закон”
Упрямо он искал решенье. Был труд, надежда и терпенье,
И вера в то, что он найдёт! Он так работал целый год.
Университетская квартира Менделеева, 17 февраля 1869 год.
Но вот дела отложены, расчеты прерываются.
С утра в поездку дальнюю учёный собирается.
Все чемоданы собраны. На козлах кучер мается:
“Поспеть бы надо к поезду, а барин все копается!”
А барин одевается и к двери направляется.
Он к двери на-прав-ля-ет-ся … и вдруг!!!
Шляпа брошена в углу! Он бросается к столу
И строчит карандашом. Наконец – то! Он нашел!
Он на чём попало пишет. Ничего вокруг не слышит.
Наконец – то понят он, в чём разгадка, в чём закон!
В любом труде, в любом творенье необходимо вдохновенье.
И озарения момент порой – важнейший Элемент!
Из кабинета не выходит: “Не упустить бы мысли той!”
Он элементы ставит в строй, но все ж таблица не выходит…
Тогда, усталостью сражен, лег на диван и видит сон…
То кружились, то мелькали, то водили хоровод, то взрывались,
То пылали, то шипели, то сверкали, то в покое пребывали:
Алюминий, Натрий, Калий, Фтор, Бериллий, Водород…
Перепутались все свойства, недалёко до беды. Вдруг команда:
- Стройся, войско! Стали строиться в ряды.
Во втором ряду волненье: все боятся окисленья.
- Поглядите! – злится Литий.- Фтор – ужасный окислитель!
Я не встану в это ряд! Пусть другие здесь горят!-
И Бериллий мрачно мыслит: - Кислород всех нас окислит!
И, простите за повтор: как несносен этот Фтор!- Бор
кивает головой, но не рвется сразу в бой!
И Азот не лезет в спор. Но зато взорвался Фтор:
- Ах! Так мы для вас не пара! Кислород! Поддай им жару!
Окисляй! За мной! Вперёд!
- Стойте! – крикнул Углерод.- Я и уголь, и алмаз.
И за них я и за вас! Я сражаться не горю, я вас лучше помирю!
Встану я посередине! Третий ряд! Трубите сбор!
Натрий, Магний, Алюминий, Кремний, Фосфор, Сера, Хлор!
По порядку, по закону элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонну все похожие стоят!
Кремний встал под Углеродом. Сера схожа с Кислородом.
Алюминий встал под Бор - замечательный подбор!
Ряд пристраивается к ряду. А – рядов – то десять кряду.
Металлы под металлами, едкие под едкими, ковкие под ковкими
Идут своими клетками. По порядку все стоит -
Вот Природы Алфавит!
Кому – то сон весёлый снится, кому-то страшный снится сон.
А Менделееву – Таблица приснилась. Он открыл Закон, а так же правило простое: “Ученый должен отдыхать, но и во сне не знать покоя, тогда открытие любое вовек не сможет он проспать”. [2]
(Использование компьютерной программы “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”)
- Теперь щелкните левой клавише мышки и откройте созданную Д.И. Менделеевым периодическую систему. Здесь мы видим её короткую форму. Посмотрите, отдельно выделены две группы элементов, названные лантаноиды и актиноиды.
А почему, как вы думаете?
- Свойства лантаноидов и актиноидов похожи на свойства элементов актиния и лантана, поэтому ставят в периодическую систему только эти два элемента, а остальные выделяют в отдельные ряды.
- А сейчас давайте познакомимся с наиболее важными и известными химическими элементами нашей универсальной классификации, которая до сих пор остается верной и правильной, не смотря на то, что прошло уже больше 100 лет. Поэтому мы вправе гордиться тем, что именно наш соотечественник создал такое гениальное творение, не стареющее веками.
- Теперь обратите внимание на вопрос, который сейчас будет задан.

1. Угадайте, о каком элементе идет речь?

В космическом пространстве я
Скитальцем вечным странствую,
Вселенная исследована мной.
Я знал вулканы грозные
И все скопленья звездные,
А недра Солнца мне дом родной.
Там превращаюсь в гелий я,
И нужен в этом деле я,
Чтоб Солнце всем дарило яркий свет
Моря и реки быстрые,
Туманы, росы чистые
Содержат все меня как элемент. [4]
- Да - это действительно водород.
Откройте, пожалуйста, данный элемент, щелкнув клавишей мышки по названию. Прочитайте внимательно русское и латинское название. Знак химического элемента образован от первой буквы латинского названия и читается аш.
- Почему назван элемент водород?
- Действительно, его называют так потому, что рождает или образует воду. Познакомьтесь с историей открытия элемента и особенностями его получения. В тетради оформите опорный конспект по схеме: знак химического элемента, его русское и латинское название, произношение, кому принадлежит первенство открытия. [Схема 1]

2. Отгадайте, о каком элементе говорится в стихотворении?

Достоин газ этот удивленья
Его применяют сейчас
Для резки металлов и сталеваренья,
И в доменных мощных печах
Берёт его лётчик в небесные дали
Подводник с собою берёт,
Вы верно уже догадались,
Что газ этот – … кислород. [4]
- Откройте, пожалуйста, данный элемент, щелкнув клавишей мышки по названию. Прочитайте внимательно русское и латинское название. Знак химического элемента образован от первой буквы латинского названия и читается о. Этот важный элемент входит в состав кислот.
- Скажите, пожалуйста, какие два важных процесса связаны с кислородом?
- Да, он поддерживает горение и дыхание. Познакомьтесь с историей открытия элемента и особенностями его получения. В тетради оформите опорный конспект по схеме:
знак химического элемента, его русское и латинское название, кому принадлежит первенство открытия. [Схема 2]

3. Следующий элемент не поддерживает жизнь или важнейшую функцию живых существ – дыхание.

Этот элемент носит название – азот.
- Откройте, пожалуйста, данный элемент, щелкнув клавишей мышки по названию. Прочитайте внимательно русское и латинское название. Знак
химического элемента образован от первой буквы латинского названия и читается эн. Познакомьтесь с историей открытия элемента и особенностями его получения. В тетради оформите опорный конспект по схеме.

4. Теперь мы будем рассматривать сразу вместе несколько элементов, и первая группа – это химические элементы названные за их окраску.

- Найдите, пожалуйста, в 7 вертикальной группе элемент – хлор.
Его название произошло от греческого “хлорос” - желто – зелёный.
Активный очень газ, вы встречались с ним не раз.
Натрий, калий, водород – реагируют с ним умело
Галогеном он зовётся, растворяется в воде,
Обесцвечивает ткани, первый газ из всех ОВ.
- Здесь же в этой вертикальной группе находится элемент – иод.
Его название произошло от греческого “иоэйдес” - фиолетовый.
Найдите этот элемент, пожалуйста.
- В 6 группе под номером 16 находится элемент названный серой, известный с глубокой древности.
Его название в переводе с латинского “сира” - светло – жёлтый.
Нашли все этот элемент?
- В 1 группе находится элемент известный с давних времен, используемый для изготовления украшений, в радиоэлектронике и других областях. Этот элемент серебро. Его название произошло от греческого слова “аргирос” - светлый, белый.
Найдите этот элемент.
- Во 2 группе расположен химический элемент цинк, в переводе с латинского обозначает “цинкум” - белый налёт. Найдите его. [3]
- Сейчас откройте 2 или 3 элемента, наиболее заинтересовавших Вас и более подробно познакомьтесь с ними. Не забудьте сделать в тетради необходимые записи.

5. Давайте вместе с вами в периодической системе найдем и назовём элементы, которые получили своё имя в честь ученых.

- Это резерфордий, энштейний, менделевий, фермий, нобелий, кюри...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.03.19 | Просмотров: 298

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340