Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Информационные технологии на уроках химии
Автор(ы): Хиневич Татьяна Васильевна, учитель химии и биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева” Цели урока: Познакомить учащихся с химическими элементами периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, особенностями их обозначения и названия, произношением, историей открытия и получения. Закрепить интерес к данной теме и предмету через информационные технологии, придать знаниям учащихся научный характер. Воспитывать патриотизм. Совершенствовать умение учащихся работать с компьютером. Методы урока: рассказ, беседа, демонстрация презентации “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, сообщения учащихся. Оборудование: компьютер, медиа- проектор, презентация по теме: “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, разные варианты классификаций. Ход урока: 1. Постановка цели урока. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя. - Периодическая система химических элементов была создана Дмитрием Ивановичем Менделеевым в 1869 году. Многие ученые всего мира пытались систематизировать накопившиеся сведения по данному вопросу. Одни делили химические элементы на металлы и неметаллы, другие располагали их в триады, третьи по спирали, но именно наш великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев смог найти верное решение и расположил их в ряды. За основу он взял величину, наиболее изученную в то время, относительную атомную массу. Он настолько увлекся решением этой проблемы, что правильное расположение элементов ему … приснилось во сне. Как это произошло - нам расскажут учащиеся (сообщения). Случилось в Петербурге это. Профессор университета писал учебник для студентов… Задумался невольно он: “ Как рассказать про элементы? Нельзя ли тут найти закон?” Искали многие решенье, но, проходя лишь полпути, бросали. Мучило сомненье: “А можно ли закон найти? ” Мир состоит из Элементов. ( В то время знали шестьдесят.) А сколько их всего? На это нельзя ответить наугад. Но не гадал, а верил он: “Тут должен, должен быть закон” Упрямо он искал решенье. Был труд, надежда и терпенье, И вера в то, что он найдёт! Он так работал целый год. Университетская квартира Менделеева, 17 февраля 1869 год. Но вот дела отложены, расчеты прерываются. С утра в поездку дальнюю учёный собирается. Все чемоданы собраны. На козлах кучер мается: “Поспеть бы надо к поезду, а барин все копается!” А барин одевается и к двери направляется. Он к двери на-прав-ля-ет-ся … и вдруг!!! Шляпа брошена в углу! Он бросается к столу И строчит карандашом. Наконец – то! Он нашел! Он на чём попало пишет. Ничего вокруг не слышит. Наконец – то понят он, в чём разгадка, в чём закон! В любом труде, в любом творенье необходимо вдохновенье. И озарения момент порой – важнейший Элемент! Из кабинета не выходит: “Не упустить бы мысли той!” Он элементы ставит в строй, но все ж таблица не выходит… Тогда, усталостью сражен, лег на диван и видит сон… То кружились, то мелькали, то водили хоровод, то взрывались, То пылали, то шипели, то сверкали, то в покое пребывали: Алюминий, Натрий, Калий, Фтор, Бериллий, Водород… Перепутались все свойства, недалёко до беды. Вдруг команда: - Стройся, войско! Стали строиться в ряды. Во втором ряду волненье: все боятся окисленья. - Поглядите! – злится Литий.- Фтор – ужасный окислитель! Я не встану в это ряд! Пусть другие здесь горят!- И Бериллий мрачно мыслит: - Кислород всех нас окислит! И, простите за повтор: как несносен этот Фтор!- Бор кивает головой, но не рвется сразу в бой! И Азот не лезет в спор. Но зато взорвался Фтор: - Ах! Так мы для вас не пара! Кислород! Поддай им жару! Окисляй! За мной! Вперёд! - Стойте! – крикнул Углерод.- Я и уголь, и алмаз. И за них я и за вас! Я сражаться не горю, я вас лучше помирю! Встану я посередине! Третий ряд! Трубите сбор! Натрий, Магний, Алюминий, Кремний, Фосфор, Сера, Хлор! По порядку, по закону элементы встали в ряд. И выходит, что в колонну все похожие стоят! Кремний встал под Углеродом. Сера схожа с Кислородом. Алюминий встал под Бор - замечательный подбор! Ряд пристраивается к ряду. А – рядов – то десять кряду. Металлы под металлами, едкие под едкими, ковкие под ковкими Идут своими клетками. По порядку все стоит - Вот Природы Алфавит! Кому – то сон весёлый снится, кому-то страшный снится сон. А Менделееву – Таблица приснилась. Он открыл Закон, а так же правило простое: “Ученый должен отдыхать, но и во сне не знать покоя, тогда открытие любое вовек не сможет он проспать”. [2] (Использование компьютерной программы “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”) - Теперь щелкните левой клавише мышки и откройте созданную Д.И. Менделеевым периодическую систему. Здесь мы видим её короткую форму. Посмотрите, отдельно выделены две группы элементов, названные лантаноиды и актиноиды. А почему, как вы думаете? - Свойства лантаноидов и актиноидов похожи на свойства элементов актиния и лантана, поэтому ставят в периодическую систему только эти два элемента, а остальные выделяют в отдельные ряды. - А сейчас давайте познакомимся с наиболее важными и известными химическими элементами нашей универсальной классификации, которая до сих пор остается верной и правильной, не смотря на то, что прошло уже больше 100 лет. Поэтому мы вправе гордиться тем, что именно наш соотечественник создал такое гениальное творение, не стареющее веками. - Теперь обратите внимание на вопрос, который сейчас будет задан. 1. Угадайте, о каком элементе идет речь? В космическом пространстве я Скитальцем вечным странствую, Вселенная исследована мной. Я знал вулканы грозные И все скопленья звездные, А недра Солнца мне дом родной. Там превращаюсь в гелий я, И нужен в этом деле я, Чтоб Солнце всем дарило яркий свет Моря и реки быстрые, Туманы, росы чистые Содержат все меня как элемент. [4] - Да - это действительно водород. Откройте, пожалуйста, данный элемент, щелкнув клавишей мышки по названию. Прочитайте внимательно русское и латинское название. Знак химического элемента образован от первой буквы латинского названия и читается аш. - Почему назван элемент водород? - Действительно, его называют так потому, что рождает или образует воду. Познакомьтесь с историей открытия элемента и особенностями его получения. В тетради оформите опорный конспект по схеме: знак химического элемента, его русское и латинское название, произношение, кому принадлежит первенство открытия. [Схема 1] 2. Отгадайте, о каком элементе говорится в стихотворении? Достоин газ этот удивленья Его применяют сейчас Для резки металлов и сталеваренья, И в доменных мощных печах Берёт его лётчик в небесные дали Подводник с собою берёт, Вы верно уже догадались, Что газ этот – … кислород. [4] - Откройте, пожалуйста, данный элемент, щелкнув клавишей мышки по названию. Прочитайте внимательно русское и латинское название. Знак химического элемента образован от первой буквы латинского названия и читается о. Этот важный элемент входит в состав кислот. - Скажите, пожалуйста, какие два важных процесса связаны с кислородом? - Да, он поддерживает горение и дыхание. Познакомьтесь с историей открытия элемента и особенностями его получения. В тетради оформите опорный конспект по схеме: знак химического элемента, его русское и латинское название, кому принадлежит первенство открытия. [Схема 2] 3. Следующий элемент не поддерживает жизнь или важнейшую функцию живых существ – дыхание. Этот элемент носит название – азот. - Откройте, пожалуйста, данный элемент, щелкнув клавишей мышки по названию. Прочитайте внимательно русское и латинское название. Знак химического элемента образован от первой буквы латинского названия и читается эн. Познакомьтесь с историей открытия элемента и особенностями его получения. В тетради оформите опорный конспект по схеме. 4. Теперь мы будем рассматривать сразу вместе несколько элементов, и первая группа – это химические элементы названные за их окраску. - Найдите, пожалуйста, в 7 вертикальной группе элемент – хлор. Его название произошло от греческого “хлорос” - желто – зелёный. Активный очень газ, вы встречались с ним не раз. Натрий, калий, водород – реагируют с ним умело Галогеном он зовётся, растворяется в воде, Обесцвечивает ткани, первый газ из всех ОВ. - Здесь же в этой вертикальной группе находится элемент – иод. Его название произошло от греческого “иоэйдес” - фиолетовый. Найдите этот элемент, пожалуйста. - В 6 группе под номером 16 находится элемент названный серой, известный с глубокой древности. Его название в переводе с латинского “сира” - светло – жёлтый. Нашли все этот элемент? - В 1 группе находится элемент известный с давних времен, используемый для изготовления украшений, в радиоэлектронике и других областях. Этот элемент серебро. Его название произошло от греческого слова “аргирос” - светлый, белый. Найдите этот элемент. - Во 2 группе расположен химический элемент цинк, в переводе с латинского обозначает “цинкум” - белый налёт. Найдите его. [3] - Сейчас откройте 2 или 3 элемента, наиболее заинтересовавших Вас и более подробно познакомьтесь с ними. Не забудьте сделать в тетради необходимые записи. 5. Давайте вместе с вами в периодической системе найдем и назовём элементы, которые получили своё имя в честь ученых. - Это резерфордий, энштейний, менделевий, фермий, нобелий, кюри...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.03.19 | Просмотров: 298
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|