Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Внеклассное мероприятие для 3-го класса по теме Семья: прошлое, настоящее, вечное...


Автор(ы): Шелованова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов

Цель: формирование системы нравственных ценностей на основе гуманистических принципов внутрисемейных отношений.
Задачи:
  • обучающие — введение понятий «генеалогическое древо», «родословная»; ознакомление с правами ребенка, закрепленными в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года;
  • воспитательные — воспитание уважительного отношения к взрослым, чуткости, желания прийти на помощь в трудную минуту; воспитание интереса к прошлому своей семьи;
  • развивающие — развитие общеучебных умений, навыков (анализ, обобщение и т.п.); расширение кругозора учащихся.
Оборудование:
  • компьютерная презентация (приложение 2);
  • схемы генеалогических древ, выполненные учащимися;
  • пособие «В наш мир народною тропой» ч.1 (авт. А.А.Синцова, А.В.Баева, В.Ю.Лузаков) на каждого учащегося;
  • карточки с пословицами на каждого учащегося
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Приложение 1)
2. Сообщение темы занятия.
(Приложение 2)
На экране появляется ребус: .
- Отгадайте слово, зашифрованное в ребусе.
- Какова, по вашему мнению, тема сегодняшнего занятия?
- 2008 год в России был объявлен годом семьи. Сегодня мы говорим о семье, её прошлом, настоящем, о её незыблемости и вечности.
3. Экскурс в прошлое.
1) Чтение наизусть стихотворения Л.А.Пеньковой, Г.М.Каратаевой «Кто такие предки» заранее подготовленным учеником:
Рассказать хочу вам, детки,
Кто такие наши предки.
Те, кто были перед нами,
Кто возился в детстве с вами.
Это мама, это папа,
Это бабушка и дед,
Это прадед,
Он родился перед вами за сто лет.
Всё, что видим мы сейчас,
Предки сделали для нас:
Лампу, туфли, телефон,
Поезд, стулья, этот дом.
Даже мяч, футбол, штаны
Предки нам изобрели.
Много-много лет назад
Предки начали писать.
И от предков мы узнали,
Предки в книгах рассказали,
Как возник наш род людской,
И кто был до нас с тобой.
2) Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Дома».
- Издавна наши предки начали вести совместное хозяйство, организовывать семейную жизнь. Стало ясно, что в семье дело спорится веселее, а праздники радостнее.
На экран проецируется текст маленького рассказа Л.Н.Толстого «Дома»:
« Жил мальчик в ученье, пришел восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал: «Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает». А мать сказала: «Семейная кашка гуще кипит».
Ученик читает вслух.
- Что значит «жить в ученье»?
- Как вы понимаете последние слова рассказа?
3) Сообщения учащихся о документах прошлого: «Домострой», «Юности честное зерцало».
- Так повелось на Руси, что в семье жили несколько поколений: бабушки-дедушки, их дети, внуки. Взаимоотношения между членами семьи регулировались правилами.
Сообщение ученика 1:
- В 16 веке на Руси появился свод, т.е. сборник, житейских правил и наставлений «Домострой». Главой семьи признавался мужчина. Он обладал очень большими правами, мог наказывать жену, детей. Были в «домострое» правила и для детей.
На экран выводятся выдержки из «Домостроя» [1]:
«Детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им».
«Не забывайте трудов матери и отца, они о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда».
Ученик читает вслух выдержки.
Сообщение ученика 2:
- В 18 веке появляются правила поведения в семье и обществе для детей, отроков. Называется этот сборник «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению».
На экран выводятся выдержки из сборника [2]:
«В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать»
«У родителей речей перебивать не надлежит».
«Когда родители их спросят, то должни к ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать, что изволите, государь батюшко; или государоня матушка».
Ученик читает вслух правила.
4) Работа над басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» [5].
Учащиеся читают вслух, по «цепочке».
- Почему дедушку не сажали за стол?
- Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
- Зачем Миша делал лохань?
- Почему родители Миши заплакали?
- Как они стали относиться после этого к дедушке?
- Зачем Толстой рассказал эту историю?
- Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы к ним относитесь?
Физкультурная минутка:
В нашем классе, как в семье.
На зарядку ходят все.
Чтоб до папы нам достать,
Нужно на носочки встать.
Руки разведём пошире –
Нет семьи дружнее в мире!
5) Работа с пословицами.
- Возьмите карточки. Пословицы «рассыпались». Подберите каждому началу пословицы нужное продолжение. Соедините линиями.
При солнышке тепло и душа на месте
Вся семья вместе а дома лучше
В гостях хорошо при матери добро
Нет лучше дружка тот вовек не погибает
Кто родителей почитает когда в семье лад
На что клад чем родная матушка

- Прочитайте пословицы, которые получились.
4. «Я и моя семья».
1) Сообщения учащихся о своих семьях с опорой на генеалогические древа.
- Каждый из вас провел исследовательскую работу. С помощью родителей вы узнали о своих предках, об истории своего рода, составили генеалогические древа — родословные своих семей. По генеалогическому древу можно проследить связь между род...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.03.23 | Просмотров: 38

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!