Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Внеклассное мероприятие для 3-го класса по теме Семья: прошлое, настоящее, вечное...
Автор(ы): Шелованова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: формирование системы нравственных ценностей на основе гуманистических принципов внутрисемейных отношений. Задачи: - обучающие — введение понятий «генеалогическое древо», «родословная»; ознакомление с правами ребенка, закрепленными в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года;
- воспитательные — воспитание уважительного отношения к взрослым, чуткости, желания прийти на помощь в трудную минуту; воспитание интереса к прошлому своей семьи;
- развивающие — развитие общеучебных умений, навыков (анализ, обобщение и т.п.); расширение кругозора учащихся.
Оборудование: - компьютерная презентация (приложение 2);
- схемы генеалогических древ, выполненные учащимися;
- пособие «В наш мир народною тропой» ч.1 (авт. А.А.Синцова, А.В.Баева, В.Ю.Лузаков) на каждого учащегося;
- карточки с пословицами на каждого учащегося
Ход занятия 1. Организационный момент. (Приложение 1) 2. Сообщение темы занятия. (Приложение 2) На экране появляется ребус: 7Я. - Отгадайте слово, зашифрованное в ребусе. - Какова, по вашему мнению, тема сегодняшнего занятия? - 2008 год в России был объявлен годом семьи. Сегодня мы говорим о семье, её прошлом, настоящем, о её незыблемости и вечности. 3. Экскурс в прошлое. 1) Чтение наизусть стихотворения Л.А.Пеньковой, Г.М.Каратаевой «Кто такие предки» заранее подготовленным учеником: Рассказать хочу вам, детки, Кто такие наши предки. Те, кто были перед нами, Кто возился в детстве с вами. Это мама, это папа, Это бабушка и дед, Это прадед, Он родился перед вами за сто лет. Всё, что видим мы сейчас, Предки сделали для нас: Лампу, туфли, телефон, Поезд, стулья, этот дом. Даже мяч, футбол, штаны Предки нам изобрели. Много-много лет назад Предки начали писать. И от предков мы узнали, Предки в книгах рассказали, Как возник наш род людской, И кто был до нас с тобой. 2) Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Дома». - Издавна наши предки начали вести совместное хозяйство, организовывать семейную жизнь. Стало ясно, что в семье дело спорится веселее, а праздники радостнее. На экран проецируется текст маленького рассказа Л.Н.Толстого «Дома»: « Жил мальчик в ученье, пришел восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал: «Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает». А мать сказала: «Семейная кашка гуще кипит». Ученик читает вслух. - Что значит «жить в ученье»? - Как вы понимаете последние слова рассказа? 3) Сообщения учащихся о документах прошлого: «Домострой», «Юности честное зерцало». - Так повелось на Руси, что в семье жили несколько поколений: бабушки-дедушки, их дети, внуки. Взаимоотношения между членами семьи регулировались правилами. Сообщение ученика 1: - В 16 веке на Руси появился свод, т.е. сборник, житейских правил и наставлений «Домострой». Главой семьи признавался мужчина. Он обладал очень большими правами, мог наказывать жену, детей. Были в «домострое» правила и для детей. На экран выводятся выдержки из «Домостроя» [1]: «Детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им». «Не забывайте трудов матери и отца, они о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда». Ученик читает вслух выдержки. Сообщение ученика 2: - В 18 веке появляются правила поведения в семье и обществе для детей, отроков. Называется этот сборник «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению». На экран выводятся выдержки из сборника [2]: «В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать» «У родителей речей перебивать не надлежит». «Когда родители их спросят, то должни к ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать, что изволите, государь батюшко; или государоня матушка». Ученик читает вслух правила. 4) Работа над басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» [5]. Учащиеся читают вслух, по «цепочке». - Почему дедушку не сажали за стол? - Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой? - Зачем Миша делал лохань? - Почему родители Миши заплакали? - Как они стали относиться после этого к дедушке? - Зачем Толстой рассказал эту историю? - Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы к ним относитесь? Физкультурная минутка: В нашем классе, как в семье. На зарядку ходят все. Чтоб до папы нам достать, Нужно на носочки встать. Руки разведём пошире – Нет семьи дружнее в мире! 5) Работа с пословицами. - Возьмите карточки. Пословицы «рассыпались». Подберите каждому началу пословицы нужное продолжение. Соедините линиями. При солнышке тепло | и душа на месте | Вся семья вместе | а дома лучше | В гостях хорошо | при матери добро | Нет лучше дружка | тот вовек не погибает | Кто родителей почитает | когда в семье лад | На что клад | чем родная матушка | - Прочитайте пословицы, которые получились. 4. «Я и моя семья». 1) Сообщения учащихся о своих семьях с опорой на генеалогические древа. - Каждый из вас провел исследовательскую работу. С помощью родителей вы узнали о своих предках, об истории своего рода, составили генеалогические древа — родословные своих семей. По генеалогическому древу можно проследить связь между род...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.03.23 | Просмотров: 234
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|