Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов


Автор(ы): Недельская Наталья Олеговна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
1. Образовательные (обучающие) – продолжить формирование творческих способностей и развитие познавательной активности обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей; проверить усвоение материала на основе творческих заданий.
2. Развивающая – продолжить развитие умений и навыков самообразования учащихся.
3. Воспитательная – продолжить воспитание творческой самоответственной личности, стремящейся к самоорганизации.
Задачи:
Образовательные:
1. Выявить характерные черты основных систематических групп рыб.
2. Познакомиться с представителями систематических групп рыб, расширяя и углубляя знания учащихся.
3. Продолжить формировать у учащихся умения выделять главное и отбирать нужный материал.
Развивающие:
1. Развитие навыков работы в группе (парах) и основ творческой деятельности.
2. Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников, и правильно формировать свои мысли в процессе обобщения изученного.
Воспитательные – учитывая различные способности обучающихся (организаторские, художественные, технические и др.) создать в группе атмосферу делового сотрудничества и взаимоуважения.
I вариант урока для физико-математического класса
Ролевая игра «Квартальный отчет научно-исследовательских лабораторий»
Цель: разработать и презентовать проекты об основных систематических группах рыб и их представителях.
План подготовки проекта (за 10-14 дней до презентации)
Презентация проекта
1) Информирование учащихся о предстоящей ролевой игре, её целях и задачах, правилах и ходе.
2) Создание 5 творческих групп (на добровольной основе 1,2,3,4 группы) для выполнения кооперативно-групповой работы.
1 группа – «Лаборатория по изучению хрящевых рыб».
2 группа – «Лаборатория по изучению осетровых рыб».
3 группа – «Лаборатория по изучению двоякодышащих и кистепёрых рыб».
4 группа – «Лаборатория по изучению костных рыб».
5 группа – комиссия учёных (формирование этой группы под руководством учителя из сильных учеников).
3) Задание для 1,2,3,4 групп – разработать проект – отчёт с 3 запланированными ошибками и подкрепить его фактическими материалами (рисунки, фотографии, слайды, видеоролики и т.д.)
Задание для комиссии учёных – владеть материалом темы, чтобы суметь проанализировать и исправить отчёты научно-исследовательских лабораторий.
4) Самостоятельное разделение ролей: в группах 1,2,3,4 – руководитель научно-исследовательской лаборатории, 2 ихтиолога,1-2 технических специалиста по подводным видео- и фотосъёмкам (художники); в группе 5 – председатель комиссии - почётный академик, 4 профессора (по каждой группе рыб)
5) Самостоятельная разработка проекта в группах.
1) Организационный момент: выступление учителя, целеполагание, представление участников игры в ролях, принятие регламента.
2) Ход игры:
1. Вступительное слово почетного академика -1 мин.
2. Выступление с отчетом лаборатории по изучению хрящевых рыб -5 мин.
3. Анализ и исправление ошибок в отчете профессором по хрящевым рыбам -2-3 мин.
4. Выступление с отчетом лаборатории по изучению осетровых рыб -5 мин.
5. Анализ и исправление ошибок в отчете профессором по осетровым рыбам -2-3 мин.
6. выступление с отчетом лаборатории по изучению двоякодышащих и кистеперых рыб-5 мин.
7. Анализ и исправление ошибок в отчете профессором по двоякодышащим и кистеперым рыбам -2-3 мин.
8. Выступление с отчетом лаборатории по изучению костных рыб -5 мин.
9. Анализ и исправление ошибок в отчете профессором по костным рыбам -2-3 мин.
10. Заключительное слово почетного академика: анализ работы комиссии -3-4 мин.
3) Заключительное слово учителя.
II вариант урока для гуманитарного класса
Ролевая игра «Научно-теоретическая конференция по данным исследований ихтиологических экспедиций»
Цель: разработать и презентовать проекты об основных систематических группах рыб и их представителях.
План подготовки проекта (за 10-14 дней до презентации)
Презентация проекта
1) Информирование учащихся о предстоящей ролевой игре, ее целях и задачах, правилах и ходе.
2) Создание 4 творческих групп на добровольной основе для выполнения кооперативно- групповой работы
1 группа – исследователи хрящевых рыб
2 группа – исследователи осетровых рыб
3 группа – исследователи двоякодышащих и кистеперых рыб
4 группа – исследователи костных рыб.
3) Задание: каждой группе разработать проект-доклад и подкрепить его фактическими материалами (рисунки, фотографии, слайды, видеоролики и т.д.), создать и использовать значки рыб для географической карты в целях иллюстрации экспедиционных исследований, подготовить по 1-2 вопроса для другой группы по их рыбам.
4) Самостоятельное разделение ролей: руководитель экспедиции, 2 ихтиолога, 1-2 специалиста по подводным видео- и фотосъёмкам, 1 географ.
5) Самостоятельная разработка проекта в группах.

1) Организационный момент: вступительное слово учителя, целеполагание, представление участников игры в ролях, принятие регламента – 2-3 мин.
2) Ход игры:
1. Доклад исследовательской экспедиции по хрящевым рыбам (сопровождается фактическими видео- , фото- и др. материалами + географ на географической карте по ходу доклада крепит значки рыб, о которых звучит информация) – 5-6 мин.
2. Прения – 2-3 мин (команды других экспедиций задают вопросы по прозвучавшему докладу).
3. Доклад исследовательской экспедиции по осетровым рыбам – 5-6 мин.
4. Прения – 2-3 мин.
5. Доклад исследовательской экспедиции по кистепёрым и двоякодышащим рыбам – 5-6 мин.
6. Прения – 2-3 мин.
7. Доклад исследовательской экспедиции по костным рыбам – 5-6 мин.
8. Прения – 2-3 мин.
3) Заключительное слово учителя.
III Вариант урока для естественно-научного класса
Ролевая игра «Наш гость – Нептун»
Цель: проверить усвоение материала по систематике и многообразию рыб с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
План подготовки (за 10-14 дней до игры).
Информирование учащихся о предстоящей ролевой игре, её целях и задачах, правилах.
Разделение учащихся по парам на добровольной основе. Одного мальчика и одну девочку (желательно лидеров класса) учитель выбирает для особого задания (это будущие Нептун и русалочка Ариэль – ведущие всей игры).
Пары учащихся готовят сообщение о какой-либо рыбе в доказательном и описательном аспектах (например, катран, или кошачья акула, относится к хрящевым рыбам, так как 1…, 2…, 3… и т.д.) + рисуют и вырезают из бумаги свою рыбу.
Самостоятельная разработка проекта в парах.
Ход игры
1. Организационный момент
2. Опрос
(проводит учитель)
Теперь вы знаете, что рыбы различаются не только по местообитаниям и образу жизни, но и по высоте организации, т.е. по своему внешнему, внутреннему строению, древности происхождения. В связи с таким разнообразием рыб разделили на систематические группы.
Вопросы
  1. Сколько систематических групп рыб выделяют на сегодняшний день? (Хрящевые рыбы; осетровые рыбы (костно-хрящевые); двоякодышащие рыбы; кистепёрые рыбы; костистые рыбы).
  2. Укажите характерные черты хрящевых рыб. (1. Хрящевой скелет; 2. Кожа покрыта чешуёй, имеющей зубцы, покрытые эмалью (плакоидная); 3. Жаберных крышек нет, 5-7 жаберных щелей открыты; 4. Форма тела – у акул торпедовидная, у скатов – уплощённая; 5. Нет плавательного пузыря).
  3. Укажите характерные черты костно-хрящевых рыб. (1. Скелет костно-хрящевой; 2. Жабры прикрыты жаберными крышками; 3. Плавательный пузырь есть; 4. Пять рядов крупных костных чешуй и много мелких; 5. Удлинённая передняя часть головы – рострум (добыча пищи из ила со дна)).
  4. Укажите характерные черты двоякодышащих рыб. (1. Имеют лёгкие, образованные из плавательного пузыря; 2. Дыхание: а) растворённым в воде кислородом б) атмосферным воздухом; 3. Всю жизнь сохраняется хорда, и не развиваются тела позвонков).
  5. Укажите характерные черты кистепёрых рыб. (1. Скелет туловища – хорда; 2. Скелет рыбы в основном хрящевой; 3. Плавательный пузырь развит плохо; 4. Плавники (особенно парные) похожи на мясистые, покрытые чешуёй лопасти).
  6. Ук...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.03.23 | Просмотров: 313

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340