Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Урок Красна сказка складом, песня ладом


Автор(ы): Бокова Лариса Владимировна, учитель народной культуры

Цель:
  • Формировать представления учеников о народном календаре.
  • Учить сочинять продолжение сказки, составлять пословицы и их объяснять.
  • Развивать познавательную деятельность к предмету через речевое творчество, обогащать словарный запас по теме.
  • Воспитывать уважение к народным традициям, чувство восхищения веры в чудеса и межличностные отношения в коллективе.

Этапы урока.
    1. Организационный момент. Постановка цели.
    2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
    3. Усвоение новых знаний:
        • Объяснительная беседа,
        • Творческое задание по группам.
    4. Самостоятельная работа по теме.
    5. Сюрпризный момент.
    6. Заключительный момент.
    7. Задание на дом.
Тип урока: урок творчества.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оформление.
Зрительный ряд:
репродукции произведений русских и советских художников “Сказки”, репродукция картины Александрова Д. Я. “Зимняя сказка”, иллюстрация “Женские и девичьи головные уборы”, кружева. Подсвечник со свечой, волшебный ларец, карточки с пословицами, образцы кокошников из бумаги, заготовки из цветной бумаги для орнамента, клей.
Музыкальный ряд:
П. И. Чайковский “У камелька” из цикла “Времена года”, М. Варламов “Красный сарафан”, русские народные мелодии в исполнении Оркестра народных инструментов имени Н. Осипова.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель:
Загадаю вам, ребятки, загадку:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки … (мороз).
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а… (лёд).
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Скажите, что за месяц это? (январь).
Идёт январь – “перезимье”, морозами лютыми да зимнею стужей людей пугает. По русскому народному календарю это первый месяц светлой половины года, когда от одного дня к другому “разгорается солнце”!
В народном представлении первые дни января завершали солнцеворот. Позади оставался дух холода и тьмы Карачун. Поэтому всем миром устраивали весёлые праздничные гуляния.
Какими праздниками богат январь?
(Ответы учеников: Новый год, Рождество, Старый Новый год, Крещение.)
Как праздновали?
В стародавней Руси звался январь – месяц “сеченем” и “просинцем”.

Словарная работа.

Январь
– сечень, просинец.
Сечень – сечёт зиму пополам.
Просинец – в январе небо проясняется синевой, словно проталинами. Снега и льды становятся тоже будто синими.
Творческое задание “Сложи и объясни пословицу”.
(Класс делится на четыре группы. Каждой группе даны карточки со словами. Необходимо сложить карточки так, чтобы получилась пословица).
    1. Январь – году начало, зиме середина.
    2. Месяц январь – зимы государь.
    3. Январю – батюшке морозы, февралю – метелицы.
    4. Январь трещит – лёд на реке в просинь красит.
В январе между Крещением (19 января) и Татьяниным днём (25 января), есть неделя, которая называется “Емельян – накрути буран”, “Емельяны – перезимники”. В эту неделю, каждый вечер собирались ребятишки после уличных зимних забав в натопленной избе послушать бабушкины сказки, да самим их потом рассказывать.
Собрались и мы позабавиться да потешиться,
Пошутить, да ума – разума со дна зацепить!
Мудрая пословица гласит:
“Красна сказка складом…”
Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Ответы учеников.)

Учитель:
Верно. Складывать, сочинять сказку, чтобы она получалась красивая.
Но прежде, чем мы начнём складывать сказку, проведём разминку.
“Волшебный ларец” в нём три буквы Е, М, З. Нужно достать из ларца буквы и назвать героев сказок, чьи имена начинаются с данной буквы.
Выполняет роль “волшебника” ученик.
Учитель: Ой, смекалистый народ.
Знают всех наперечёт.
Чтоб нам сегодня не тужить,
Пора и сказочку сложить.
Свечка загорается, сказка начинается.
Иллюстрация “Зимняя сказка” в центре.
“В некотором лесном царстве, в зимнем государстве жила в снежном тереме Сударушка Метелица. Была она мастерица – рукодельница, очень любила плести снежные кружева. Бывало наплетёт кружев, выйдет из терема на заснеженную полянку и начнёт танцевать, кружева повсюду расстилать. Весь лес любуется работой Метелицы и её танцем. Нарезвится Метелица, подарит свои кружева берёзкам, ёлочкам, соснами вновь отправится в терем, приниматься за работу.
Но однажды …
Что же могло произойти?
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.03.24 | Просмотров: 33

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!