Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Урок Красна сказка складом, песня ладом
Автор(ы): Бокова Лариса Владимировна, учитель народной культуры
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: - Формировать представления учеников о народном календаре.
- Учить сочинять продолжение сказки, составлять пословицы и их объяснять.
- Развивать познавательную деятельность к предмету через речевое творчество, обогащать словарный запас по теме.
- Воспитывать уважение к народным традициям, чувство восхищения веры в чудеса и межличностные отношения в коллективе.
Этапы урока. Организационный момент. Постановка цели. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Усвоение новых знаний: - Объяснительная беседа,
- Творческое задание по группам.
Самостоятельная работа по теме. Сюрпризный момент. Заключительный момент. Задание на дом. Тип урока: урок творчества. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Оформление. Зрительный ряд: репродукции произведений русских и советских художников “Сказки”, репродукция картины Александрова Д. Я. “Зимняя сказка”, иллюстрация “Женские и девичьи головные уборы”, кружева. Подсвечник со свечой, волшебный ларец, карточки с пословицами, образцы кокошников из бумаги, заготовки из цветной бумаги для орнамента, клей. Музыкальный ряд: П. И. Чайковский “У камелька” из цикла “Времена года”, М. Варламов “Красный сарафан”, русские народные мелодии в исполнении Оркестра народных инструментов имени Н. Осипова. Ход урока. Организационный момент. Учитель: Загадаю вам, ребятки, загадку: Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки … (мороз). Брызнешь воду – упадёт Не вода уже, а… (лёд). Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Скажите, что за месяц это? (январь). Идёт январь – “перезимье”, морозами лютыми да зимнею стужей людей пугает. По русскому народному календарю это первый месяц светлой половины года, когда от одного дня к другому “разгорается солнце”! В народном представлении первые дни января завершали солнцеворот. Позади оставался дух холода и тьмы Карачун. Поэтому всем миром устраивали весёлые праздничные гуляния. Какими праздниками богат январь? (Ответы учеников: Новый год, Рождество, Старый Новый год, Крещение.) Как праздновали? В стародавней Руси звался январь – месяц “сеченем” и “просинцем”. Словарная работа. Январь – сечень, просинец. Сечень – сечёт зиму пополам. Просинец – в январе небо проясняется синевой, словно проталинами. Снега и льды становятся тоже будто синими. Творческое задание “Сложи и объясни пословицу”. (Класс делится на четыре группы. Каждой группе даны карточки со словами. Необходимо сложить карточки так, чтобы получилась пословица). - Январь – году начало, зиме середина.
- Месяц январь – зимы государь.
- Январю – батюшке морозы, февралю – метелицы.
- Январь трещит – лёд на реке в просинь красит.
В январе между Крещением (19 января) и Татьяниным днём (25 января), есть неделя, которая называется “Емельян – накрути буран”, “Емельяны – перезимники”. В эту неделю, каждый вечер собирались ребятишки после уличных зимних забав в натопленной избе послушать бабушкины сказки, да самим их потом рассказывать. Собрались и мы позабавиться да потешиться, Пошутить, да ума – разума со дна зацепить! Мудрая пословица гласит: “Красна сказка складом…” Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы учеников.) Учитель: Верно. Складывать, сочинять сказку, чтобы она получалась красивая. Но прежде, чем мы начнём складывать сказку, проведём разминку. “Волшебный ларец” в нём три буквы Е, М, З. Нужно достать из ларца буквы и назвать героев сказок, чьи имена начинаются с данной буквы. Выполняет роль “волшебника” ученик. Учитель: Ой, смекалистый народ. Знают всех наперечёт. Чтоб нам сегодня не тужить, Пора и сказочку сложить. Свечка загорается, сказка начинается. Иллюстрация “Зимняя сказка” в центре. “В некотором лесном царстве, в зимнем государстве жила в снежном тереме Сударушка Метелица. Была она мастерица – рукодельница, очень любила плести снежные кружева. Бывало наплетёт кружев, выйдет из терема на заснеженную полянку и начнёт танцевать, кружева повсюду расстилать. Весь лес любуется работой Метелицы и её танцем. Нарезвится Метелица, подарит свои кружева берёзкам, ёлочкам, соснами вновь отправится в терем, приниматься за работу. Но однажды … Что же могло произойти? ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.03.24 | Просмотров: 289
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|