Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Я управляю страной - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Я управляю страной


Автор(ы): Данилова Гульнара Акрамовна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение. Постановка и актуальность проблемы.
Современное общество с его стремительными социально-экономическими изменениями, нестабильностью, потерей ценностных ориентиров, становится все более стрессогенным.
Стресс – неотъемлемая часть жизни, способ жизни современного человека. Необходимо учиться «жить со стрессом», что требует разработки и реализации комплекса действий по «оестествлению» искусственно-технических способов «управления стрессом», выработке индивидуальной психотехники для ситуации «чрезмерного стресса».
Обострившийся в эпоху модернизации конфликт поколений, кризис традиционных для современного общества норм и ценностей, криминальность «стратегий успешности» значительной части бизнесэлиты и множество иных факторов являются мощными стрессорами, воздействующими на современное молодое поколение. Период «бури и натиска» в эпоху «первоначального накопления» требует специальной психолого-педагогической работы по социально-психологической адаптации именно в подростковом возрасте.
Таким образом, стресс становится проблемой лишь тогда, когда требования ситуации значительно превышают возможности личности или когда напряжение длится слишком долго.
Пояснительная записка
Социально-психологическая адаптация: личностно-ориентированный подход
Под социально-психологической адаптацией понимается такое направленное изменение взаимодействия личности («Я») со средой, которое характеризуется:
  1. Сохранением личности и социальной среды, экологичным отношением индивида к себе и миру вокруг, осознанием необходимости для личности постепенных, эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения.
  2. Приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности в отношении к изменившимся условиям социальной среды. Становление новых приспособительных «механизмов» ориентировано на гармонизацию отношений личности со средой, выравнивание баланса на полюсе личности.
Важным направлением работы по социально-психологической адаптации считается осознание и проявление в ходе работы по СПА личностной стратегии поведения, а не просто передачу «готового» навыка. Поэтому считается возможным обозначить предложенный подход к проблеме адаптации как личностно-ориентированную социально-психологическую адаптацию.
Основная задача тренинга – «выращивание» личностных стратегий и тактик поведения и жизнедеятельности, поиск индивидуального стиля подростка в условиях стрессовой ситуации.
Конструктивный, партнерский диалог в рамках личностно-ориентированного подхода к СПА требует профессионального психологического сопровождения развития подростка и педагогической деятельности. Организация деятельности психологической службы, система психологической и психотерапевтической поддержки учащихся, повышение психологической компетентности педагогов и родителей – важные составляющие данной деятельности.
Выбор тематики тренинга объясняется наличием нескольких факторов. Во-первых, лавинообразным нарастанием стрессовых нагрузок на учащихся 8-11 классов (необходимость профессионального или «образовательного» самоопределения, расширяющиеся контакты с социумом и т.д.).
Во-вторых, повышением мотивации и готовности подростков к самопознанию и самосовершенствованию.
Наконец, отсутствием личной стратегии поведения подростка в условиях стресса, что приводит к возникновению суицидальных настроений и поступков.
Занятия тренинга «Я управляю стрессом» рекомендованы старшеклассникам предпрофильного и профильного обучения.
Опыт показывает, что элементы данного тренинга допустимы в работе с учащимися начального звена при переходе на предметное обучение или в период адаптации в новом коллективе.
Возможности работы со стрессом в ситуации тренинга.
Тренинг является одной из форм работы по СПА. Особенностями тренинговой формы работы с подростками и старшими школьниками являются:
  • наличие группы как модели социума (множество «Я» сверстников расширяет поведенческий репертуар личности: тип поведения «Другого» может становиться личностно-усвоенным потенциалом поведения «Я», ресурсом);
  • наличие правил, которые задают партнерский тип общения и обеспечивают психологическую безопасность участникам;
  • особый режим, который обеспечивает интенсивность проживания: концентрированность процесса взаимодействия и законченность его во времени.
Эти три условия дают возможность осознавать себя, свой потенциал и нарабатывать опыт взаимодействия с другими «здесь и теперь».
Организация тренинга
Тренинг, посвященный управлению стрессом, включает комбинирование структурных элементов разных тематических тренингов (например, «скрещивание» элементов тренинга по стрессу с элементами тренингов «Навыки жизни», «Тренинг общения» и т.д.)
Организационно тренинг предполагает 5 встреч (1раз в неделю по 2 часа).
Количество участников – 10-12 человек.
Задания тренинга имеют как теоретическую, так и практическую направленность.
Предусматривается добровольное участие подростков в выполнении заданий (релаксационных упражнений, тестов, игр).
Материалы, используемые в ходе занятий: текст инструкции тестов и упражнений, спокойная, тихая музыка, бумага для записей, ручка.
Выбор помещения для проведения тренинга целесообразно осуществлять с учетом необходимости проведения подвижных игр.
Цели и задачи тренинга
Тренинг для подростков и старших школьников «Я управляю стрессом» преследует следующие цели:
  1. Расширение репертуара поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях. Ознакомление с понятием стресса, опасностями и позитивной «работой» стресса, возможными сценариями поведения в стрессовых ситуациях, способами «избавления» от стресса (информационно-теоретическая цель);
  2. Приобретение индивидуальных навыков управления стрессом, в идеале – «открытие» индивидуального стиля поведения в стрессовых ситуациях. Осознание возможности управления стрессом («приручение» стресса, договор о «мирном сосуществовании»), ресурсопотенциала сопротивления стрессу и его позитивной личностной роли (личностно-смысловая цель).
  3. Обучение способам (навыкам) оказания психологической поддержки человеку, находящемуся в критической ситуации; умению оказывать, запрашивать и получать поддержку (социально-коммуникативная цель).
Возможные задачи тренинга:
  • знакомство со стрессом (что такое стресс; фазы, из которых он состоит; физиологические особенности его проявления);
  • выявление негативной и позитивной роли стресса в жизни человека;
  • овладение навыками управления стрессом, существующими в культуре, психологической теории и практике;
  • расширение представлений участников о собственном внутреннем мире, о человеческом общении (например, различия партнерского и манипулятивного типов общения);
  • создание индивидуальных стратегий и тактик (приемов, способов) управления стрессом;
  • исследование личностных ситуаций и причин, «запускающих» стресс;
  • психологическая поддержка конкретных участников, повышение их стрессоустойчивости;
  • обучение навыкам психологической поддержки и т.д.
Предполагаемые результаты:
  1. формирование позитивного мышления участников тренинга;
  2. расширение представлений о стрессовых ситуациях, собственном внутреннем мире, собственных возможностях подростков;
  3. овладение приемами и способами управления стрессовыми ситуациями в собственной жизни,
  4. умение оказать необходимую психологическую поддержку близким и окружающим людям;
  5. формирование коммуникативных навыков подростков.
Планирование занятий тренинга
№ занятия Тема занятия Количество часов
1 Знакомство. Нормы поведения в группе. 2
2 Понятие стресса. Стрессовые ситуации в твоей жизни. 2
3 Пути выхода из стресса. 2
4 Ты – мне, я – тебе. 2
5 Итоговое. 2
Занятие № 1
Знакомство. Нормы поведения в группе.
Цель: развитие у каждого участника тренинга чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки.
Задачи:
  1. Познакомить учащихся друг с другом.
  2. Дать общий обзор и понятие о занятиях.
  3. Обозначить нормы поведения и взаимоотношения друг с другом.
Деятельность
1. Вступительное слово тренера.
Общий обзор и понятие о занятиях.
Тест «По сигналу тревоги».
2. Выявление знаний учащихся.
Привести примеры, когда и почему людям было трудно познакомиться друг с другом. Как они это пре...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1407

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340