Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Я управляю страной
Автор(ы): Данилова Гульнара Акрамовна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение. Постановка и актуальность проблемы. Современное общество с его стремительными социально-экономическими изменениями, нестабильностью, потерей ценностных ориентиров, становится все более стрессогенным. Стресс – неотъемлемая часть жизни, способ жизни современного человека. Необходимо учиться «жить со стрессом», что требует разработки и реализации комплекса действий по «оестествлению» искусственно-технических способов «управления стрессом», выработке индивидуальной психотехники для ситуации «чрезмерного стресса». Обострившийся в эпоху модернизации конфликт поколений, кризис традиционных для современного общества норм и ценностей, криминальность «стратегий успешности» значительной части бизнесэлиты и множество иных факторов являются мощными стрессорами, воздействующими на современное молодое поколение. Период «бури и натиска» в эпоху «первоначального накопления» требует специальной психолого-педагогической работы по социально-психологической адаптации именно в подростковом возрасте. Таким образом, стресс становится проблемой лишь тогда, когда требования ситуации значительно превышают возможности личности или когда напряжение длится слишком долго. Пояснительная записка Социально-психологическая адаптация: личностно-ориентированный подход Под социально-психологической адаптацией понимается такое направленное изменение взаимодействия личности («Я») со средой, которое характеризуется: - Сохранением личности и социальной среды, экологичным отношением индивида к себе и миру вокруг, осознанием необходимости для личности постепенных, эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения.
- Приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности в отношении к изменившимся условиям социальной среды. Становление новых приспособительных «механизмов» ориентировано на гармонизацию отношений личности со средой, выравнивание баланса на полюсе личности.
Важным направлением работы по социально-психологической адаптации считается осознание и проявление в ходе работы по СПА личностной стратегии поведения, а не просто передачу «готового» навыка. Поэтому считается возможным обозначить предложенный подход к проблеме адаптации как личностно-ориентированную социально-психологическую адаптацию. Основная задача тренинга – «выращивание» личностных стратегий и тактик поведения и жизнедеятельности, поиск индивидуального стиля подростка в условиях стрессовой ситуации. Конструктивный, партнерский диалог в рамках личностно-ориентированного подхода к СПА требует профессионального психологического сопровождения развития подростка и педагогической деятельности. Организация деятельности психологической службы, система психологической и психотерапевтической поддержки учащихся, повышение психологической компетентности педагогов и родителей – важные составляющие данной деятельности. Выбор тематики тренинга объясняется наличием нескольких факторов. Во-первых, лавинообразным нарастанием стрессовых нагрузок на учащихся 8-11 классов (необходимость профессионального или «образовательного» самоопределения, расширяющиеся контакты с социумом и т.д.). Во-вторых, повышением мотивации и готовности подростков к самопознанию и самосовершенствованию. Наконец, отсутствием личной стратегии поведения подростка в условиях стресса, что приводит к возникновению суицидальных настроений и поступков. Занятия тренинга «Я управляю стрессом» рекомендованы старшеклассникам предпрофильного и профильного обучения. Опыт показывает, что элементы данного тренинга допустимы в работе с учащимися начального звена при переходе на предметное обучение или в период адаптации в новом коллективе. Возможности работы со стрессом в ситуации тренинга. Тренинг является одной из форм работы по СПА. Особенностями тренинговой формы работы с подростками и старшими школьниками являются: - наличие группы как модели социума (множество «Я» сверстников расширяет поведенческий репертуар личности: тип поведения «Другого» может становиться личностно-усвоенным потенциалом поведения «Я», ресурсом);
- наличие правил, которые задают партнерский тип общения и обеспечивают психологическую безопасность участникам;
- особый режим, который обеспечивает интенсивность проживания: концентрированность процесса взаимодействия и законченность его во времени.
Эти три условия дают возможность осознавать себя, свой потенциал и нарабатывать опыт взаимодействия с другими «здесь и теперь». Организация тренинга Тренинг, посвященный управлению стрессом, включает комбинирование структурных элементов разных тематических тренингов (например, «скрещивание» элементов тренинга по стрессу с элементами тренингов «Навыки жизни», «Тренинг общения» и т.д.) Организационно тренинг предполагает 5 встреч (1раз в неделю по 2 часа). Количество участников – 10-12 человек. Задания тренинга имеют как теоретическую, так и практическую направленность. Предусматривается добровольное участие подростков в выполнении заданий (релаксационных упражнений, тестов, игр). Материалы, используемые в ходе занятий: текст инструкции тестов и упражнений, спокойная, тихая музыка, бумага для записей, ручка. Выбор помещения для проведения тренинга целесообразно осуществлять с учетом необходимости проведения подвижных игр. Цели и задачи тренинга Тренинг для подростков и старших школьников «Я управляю стрессом» преследует следующие цели: - Расширение репертуара поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях. Ознакомление с понятием стресса, опасностями и позитивной «работой» стресса, возможными сценариями поведения в стрессовых ситуациях, способами «избавления» от стресса (информационно-теоретическая цель);
- Приобретение индивидуальных навыков управления стрессом, в идеале – «открытие» индивидуального стиля поведения в стрессовых ситуациях. Осознание возможности управления стрессом («приручение» стресса, договор о «мирном сосуществовании»), ресурсопотенциала сопротивления стрессу и его позитивной личностной роли (личностно-смысловая цель).
- Обучение способам (навыкам) оказания психологической поддержки человеку, находящемуся в критической ситуации; умению оказывать, запрашивать и получать поддержку (социально-коммуникативная цель).
Возможные задачи тренинга: знакомство со стрессом (что такое стресс; фазы, из которых он состоит; физиологические особенности его проявления); выявление негативной и позитивной роли стресса в жизни человека; овладение навыками управления стрессом, существующими в культуре, психологической теории и практике; расширение представлений участников о собственном внутреннем мире, о человеческом общении (например, различия партнерского и манипулятивного типов общения); создание индивидуальных стратегий и тактик (приемов, способов) управления стрессом; исследование личностных ситуаций и причин, «запускающих» стресс; психологическая поддержка конкретных участников, повышение их стрессоустойчивости; обучение навыкам психологической поддержки и т.д. Предполагаемые результаты: - формирование позитивного мышления участников тренинга;
- расширение представлений о стрессовых ситуациях, собственном внутреннем мире, собственных возможностях подростков;
- овладение приемами и способами управления стрессовыми ситуациями в собственной жизни,
- умение оказать необходимую психологическую поддержку близким и окружающим людям;
- формирование коммуникативных навыков подростков.
Планирование занятий тренинга № занятия | Тема занятия | Количество часов | 1 | Знакомство. Нормы поведения в группе. | 2 | 2 | Понятие стресса. Стрессовые ситуации в твоей жизни. | 2 | 3 | Пути выхода из стресса. | 2 | 4 | Ты – мне, я – тебе. | 2 | 5 | Итоговое. | 2 | Занятие № 1 Знакомство. Нормы поведения в группе. Цель: развитие у каждого участника тренинга чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки. Задачи: - Познакомить учащихся друг с другом.
- Дать общий обзор и понятие о занятиях.
- Обозначить нормы поведения и взаимоотношения друг с другом.
Деятельность 1. Вступительное слово тренера. Общий обзор и понятие о занятиях. Тест «По сигналу тревоги». 2. Выявление знаний учащихся. Привести примеры, когда и почему людям было трудно познакомиться друг с другом. Как они это пре...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1407
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|