Главная / Методические материалы / Спорт в школе и здоровье детей

Управление тренировочным процессом в эстетической гимнастике


Автор(ы): Шмадченко Виктория Алексеевна, тренер-преподаватель

Понятие «здоровый образ жизни» в наши дни становится все более актуальным. Государство разрабатывает массу про­грамм по оздоровлению населения, привлечению молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Необходимо ак­тивно пропагандировать значение физической культуры и спорта для гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, повышения умственной и физической работо­способности, улучшения самочувствия в целом. Перед спе­циалистами стоит задача поиска новых эффективных и при­влекательных форм занятий физическими упражнениями, дос­тупных для широких масс населения.
Одна из таких форм - эстетическая гимнастика. Эстети­ческая гимнастика является массовым видом спорта, охваты­вающим практически все женское население, поскольку учи­тывает анатомо-физиологические и психомоторные особенно­сти женского организма на разных возрастных этапах.
Проведение занятий по эстетической гимнастике позволя­ет качественно улучшить процесс физического воспитания, оказывает положительное влияние на динамику физической подготовленности девушек, способствует воспитанию устой­чивого интереса к регулярным занятиям физическими упраж­нениями.
Процесс спортивной подготовки занимающих­ся эстетической гимнастикой осуществляется путем последовательного проведения отдельных тренировочных занятий. Организация занятий мо­жет носить разные формы:
  • урочную;
  • самостоятельную - утренняя разминка, домашнее занятие, самостоятельная работа, и др.;
  • демонстрационную - показательные выступ­ления, прикидки, зачеты и соревнования.
Основной, наиболее действенной эффектив­ной формой занятий эстетической гимнасти­кой является урок, в спорте называемый учебно-тренировочным занятием.
Урок характеризуется тем, что проводится под руководством педагога-специалиста с организованным, однородным коллективом занимающихся по специальным про­граммам и в рамках определенного расписания.
Каждый урок является относительно самостоятельным и важным зве­ном общего процесса спортивной подготовки гимнасток. Он должен быть связан с предшествующими и последующими звеньями и вносить опреде­ленный вклад в физическое развитие, образование и воспитание занимаю­щихся.
Учебно-тренировочное занятие в эстетической гимнастике принято делить на 4 части: вводную, подготовительную (разминку), основную и заключи­тельную.
  1. Вводная - организационная — построение, рапорт, проверка посещаемости
  2. Подготовительная (разминка) - разогревание занимающихся, подготовка к предстоящей нагрузке, улучшение эластичности мышц, подвижности в суставах, общая и специальная физическая подготовка.
  3. Основная - решение главных учебно-трениро­вочных задач урока, повышение у занимающихся уровня всесторонней физической и специальной подготовки, обучение спортивной технике и тактике, воспитание моральных и волевых качеств (силы, быстроты, выносливости и др.), привитие навыков и умения самостоятельного выполнения заданий.
  4. Заключительная - постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к исходному.
Для эстетической гимнастики характерной является фрагментарная структура урока и его частей. Под фрагментарной структурой урокаподразумевается деление его на отдельные логически завершенные эпизоды продолжительностью 10-20 (иногда и более) минут каждый, которые решают узконаправленные педагогические задачи эстетической гимнастики. При этом каждый фрагмент имеет свою логику построения и включает в себя цикл упражнений. Учитывая специфику эстетической гимнастики, можно выделить следующие фрагменты учебно-тренировочного занятия: разминочный, равновесно-вращательный, прыжковый, на развитие пластики, на развитие вестибулярной устойчивости, дыхательная гимнастика, на развитие выразительности, на развитие скоростно-силовых качеств, на развитие музыкальности, стретчинг; релаксация.

I фрагмент – разминочный:

1-я серия - втягивающая - танцевально-беговая:
  1. спортивные виды ходьбы и бега: с носка, на носках, на пят­ках, в приседе, бег с высоким подниманием бедер, с захлестыванием го­лени, семенящий и др. в различных соединениях.
  2. специфические формы ходьбы и бега: мягкий, перекатный, пружинный, высокий, острый, широкий, приставной, вальсовый и др. в раз­личных соединениях.
  3. танцевальные шаги, элементы и соединения различного ха­рактера (историко-бытовые, народные, современные) или музыкально-дви­гательные задания на воспроизведение темпа, ритма, характера или дина­мики музыки.
2-я серия - разминочные упражнения у опоры и на середине
  1. общеразвивающие упражнения, преимущественно на разви­тие силы мышц и подвижности суставов ног по принципу «снизу-вверх», и туловища по принципу «сверху-вниз».
  2. хореографические упражнения (классический или народно­-характерный экзерсис) у опоры, на середине или в партере, в общепринятой последовательности: плие, тандю, жете, рон де жамб, фондю, фраппе, сутеню, девлопе и релевелян, гран батман.
  3. «растяжка», доразминка, организованная или самостоятельная.

II фрагмент – равновесно-вращательная подготовка:

1-я серия - изучение и совершенствование по элементам и соединениям:
  1. специфических упражнений: волн, взмахов, расслаблений, сжатий, скручиваний;
  2. наклонов вперед, назад, в сторону;
  3. равновесий: передних, боковых, задних.
2-ясерия - изучение и совершенствование поворотов:
  1. тур-ляны в разных позах;
  2. одноименных в разных позах на 360-7200 градусов;
  3. разноименных в разных позах и на разное количество градусов;
3-я серия - изучение и совершенствование акробатических и партерных элементов и соединений.

III фрагмент – прыжковая подготовка:

1-я серия - «распрыгивание»: маленькие хореографические прыжки, упражнения на развитие прыгучести.
2-я серия - изолированные прыжки - прыжки одной формы с много­кратным исполнением: на толчковую, на маховую ногу, прямые и с враще­ниями.
3-я серия - прыжковые соединения разных форм и соединения прыж­ковс акробатическими и другими элементами.

IV фрагмент – на развитие пластики:

Пластика понимается как красота движения, характеризующаяся гибкостью, плавностью, выразительностью, гармоничностью движений и жестов. Пластичность движений характеризуется закономерной последовательностью сменяющихся положений тела, а также его отдельных частей при условии их гармонической слаженности, непрерывности, слитности. Пластичность обусловливает красивую постановку и непринужденную грациозность движений.
1-я серия – пластичность верхних конечностей;
  1. Плавные движения руками (ладони вниз) вперед, вверх, вверх дугами наружу; то же в различные промежуточные по­ложения, в различных стойках (на носках, в выпаде, на шаге).
  2. Волна руками (основная форма). Из и. п. руки в сторо­ны, соединяя лопатки, последовательно согнуть руки во всех суставах, разведя лопатки, последовательно разогнуть руки во всех суставах. Соединяя лопатки, плечи не поднимать, перед разгибанием мышцы предплечья и кисти излишне не напря­гать; движение от плеча до дистальных фаланг пальцев вы­полнять непрерывно, последовательно, со средним напряже­нием. Волна рукой заканчивается выпрямлением во всех сус­тавах. При последовательном сгибании руки голова и плечи слегка наклоняются вперед, при последовательном разгибании - выпрямляются.
  3. Волна кистью. Движение начинается в лучезапястном суставе. Последовательное разгибание всех мелких суставов заканчивается ногтевыми фалангами.
  4. Волна руками в сочетании с приседаниями, наклонами, равновесиями, махами и пружинными движениями.
2-я серия – пластичность телодвижений;
  1. Отстающие движения головой, плечами и руками.
  2. Из седа на пятках, руки сцеплены сзади, наклон вперед, - последовательно прогибаясь в поясничном, грудном и шейном отделах (закончить наклоном головы назад) - первая фаза. Непрерывно продолжая движение, постепенно выпря­миться, последовательно сгибаясь в пояснице, грудном и шей­ном отделах - вторая фаза. Волна вставая на колени.
  3. Целостная волна вперед (основная форма) - из круглого полуприседа на носках, руки вверх, после­довательно разгибаясь во всех суставах вперед-вверх, выпря­миться, делая круг руками книзу. Согнутые в и. п. колени до­полнительно немного согнуть и вывести вперед; бедра и таз не достигают вертикали, идущей вверх от коленей, но выходят вперед за линию центра тяжести; грудной отдел при разгиба­нии двигается вперед - кверху.
  4. Целостная волна в сторону - стоя на носках с наклоном - влево, руки вправо ­кверху, смотреть влево, приседая и еще больше наклоняясь влево, последовательно вывести влево колени, таз, грудной отдел. Руки идут книзу, влево и влево - вверх; при движении запаздывают, выводятся влево непосредственно за волной в грудном отделе. Закончить волну в вертикальной стойке, руки влево - вверх.
3-я серия – пластичность нижних конечностей;
  1. Из стойки на носках опуститься на полную стопу, сги­бая ноги в коленях до полуприседа; без паузы выпрямить ко­лени и встать на носки. Движение протекает медленно, непре­рывно, упруго; выполняется с полной амплитудой; в стойке на носках пятки высоко над полом, ноги прямые. Попеременное пружинное движение на шаге вперед.
  2. Маятникообразный мах ногой вперед и назад. То же, npиседая на опорной ноге. То же с наклоном туловища. То же, со взмахом туловищем вперед при махе ногой вперед и с вы­прямлением туловища и со взмахом руками в сторону при ма­хе ногой назад.

V фрагмент - на развитие вестибулярной устойчивости:

1-я серия – упражнения для формирования устойчивости к вращательной нагрузке:
  1. Кувырок вперед, прыжок вверх с поворотом кругом или на 3600 (вправо – влево).
  2. Кувырок вперед, вставая на одну, поворот на носке на 3600 (вправо – влево).
  3. Колесо – перекидной прыжок (вправо – влево).
  4. 4 целостные волны назад (темп от среднего до быстрого) – переворот назад.
  5. 2 целостные боковые волны– «вертолет» (темп от медленного до быстрого), вправо – влево.
  6. 8 шене (вправо – влево) - равновесие атетюд.
  7. 6 быстрых наклонов вперед, стоя на полупальцах – равновесие на двух, на полупальцах, держать 10 сек.
2-я серия – квалификационные упражнения и их сочетания уровня сложности II–I разрядов:
  1. Боковая волна + скручивание корпуса вправо – влево + прыжок с отворотом корпуса от ноги на 1800
  2. Целостная обратная волна + переворот назад + равновесие атетюд.
  3. Прыжок касаясь + целостный взмах вперед + расслабление.
  4. Поворот атетюд 3600 + боковое равновесие.
  5. Целостная волна вперед + целостный взмах вперед
  6. Прыжок шагом + кувырок.
  7. Переворот назад + переднее низкое равновесие + целостная обратная волна.
  8. Прыжок касаясь в кольцо + равновесие вперед (на правую – на левую).

VI фрагмент - дыхательная гимнастика:

Дыхательные упражнения представляют собой произвольные изменения дыхательных движений, посредством которых человек управляет параметрами акта внешнего дыхания. При этом могут изменяться глубина и частота дыхания, и их соотношение.
1-я серия – перед началом тренировочной работы, содержит упражнения активизирующего типа:
  1. Успокаивающий тип дыхания: вдох (на счет – 1), выдох (на счет – 1-2-3).
  2. Активизирующий тип дыхания: вдох (на счет – 1-2-3), выдох (на счет – 1).
  3. Очищающее дыхание: производится медленный полный вдох, и после небольшой паузы двумя-тремя короткими и сильными толчками воздух выдыхается через губы, сложенные трубочкой.
2-я серия – во время тренировки, состоит из упражнений нагрузочного типа:
  1. Вдох + 3 выдоха, выдох + 3 вдоха: производится медленный, глубокий вдох – пауза 2 сек. Грудная клетка и ее мышцы возможно больше расслабляются, после чего дополнительно и последовательно производится еще 3 вдоха, сверх уже сделанного. После каждого вдоха осуществляется пауза 3 сек. Затем осуществляется выдох, также поэтапно. После первого глубокого выдоха – пауза, нужно максимально расслабить мышцы грудной клетки и путем максимального сокращения брюшного пресса сделать еще 3 выдоха.
  2. Усиленные вдохи и выдохи через сжатые зубы и губы.
  3. Упражнения на согласование с дыханием.
3-я серия – после окончания тренировки, дыхательные упражнения носят успокаивающий характер и направлены на ускорение восстановительных процессов:
  1. Успокаивающий тип дыхания: вдох (на счет – 1), выдох (на счет – 1-2-3).
  2. Трехфазное дыхание: вдох (на счет – 1), паузу (на счет – 1), выдох (на счет -1-2-3… каждый день прибавлять одну цифру)

VII фрагмент - на развитие выразительности:

Выразительность движения определяется как выполнение упражнения с эмоциональным отражением замысла и особенностей движений. Выделяют следующие компоненты выразительности исполнения в эстетической гимнастике: соответствие движений характеру музыки, логическую правдивость поз, эмоциональную насыщенность упражнения.
Проявление выразительности движений возможно на основе правильного подбора музыки, соответствующей движениям, техническим возможностям и индивидуальности гимнасток. Выразительность должна гармонично сочетаться с действиями, решающими спортивно-техническую часть двигательной задачи.
1-я серия – средства создания художественного образа.
2-я серия – средства пластической выразительности.
3-я серия – средства музыкальной выразительности. С этой целью можно использовать модифицированную методику Э.П. Аверкович. Гимнасткам предлагается прослушать четыре музыкальных фрагмента разного характера: романтико-лирического, героико-драматического, бравурно-страстной, гротеск. Затем гимнастки должны описать свои впечатления от прослушанной музыки, назвать ее, определить характер и придумать четыре позы, наиболее точно отражающие, по их мнению, характер и эмоциональное содержание каждого музыкального отрывка.

VIII фрагмент - на развитие скоростно-силовых качеств:

1-я серия - упражнения на развитие мышечной силы и выносливости:
  1. Лежа на животе, руки вверх, прогнуться «лодочка» - ноги поочередно вверх-вниз. Выполнять 50 раз в быстром темпе. Ноги и руки прямые, пола не касаться.
  2. Лежа на спине, ноги вверх. Резко развести ноги в стороны в шпагат, поднять туловище, касаясь руками впереди, вернуться в исходное положение. Выполнять 30 раз в быстром темпе.
  3. Упор сидя, ноги вверх на 450 – «ножницы» ногами. Выполнять 50 раз в быстром темпе.
  4. Лежа на спине, руки вверх. Одновременное поднимание туловища и ног – складка («щучка»), руки вперед. Выполнять 30 раз в быстром темпе. Следить за положе...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.03.30 | Просмотров: 48

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!