Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Тема урока: Введение в системы счисления
Автор(ы): Кукишева Евгения Анатольевна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: знакомство учащихся с различными системами счисления и образованием чисел. Задачи: - сформировать у учащихся понятие “Система счисления”;
- определить основные недостатки и преимущества непозиционных систем счисления;
- научить учащихся построению натурального ряда чисел в позиционных системах счисления.
Требования к знаниям и умениям: Учащиеся должны знать: - определение следующих понятий: “цифра”, “число”, “система счисления”, “непозиционная система счисления”, “позиционная система счисления”;
- недостатки непозиционных систем счисления.
Учащиеся должны уметь: - приводить примеры позиционной и непозиционной системы счисления;
- записывать числа в непозиционных системах счисления;
- выстраивать натуральный ряд чисел позиционных систем счисления.
Программно-дидактическое обучение: - ПК;
- проектор;
- презентация “Позиционные и непозиционные системы счисления”; (см. Приложение1.pps);
- презентация “История возникновения и развития систем счисления” (Приложение2.pps)
Ход урока Орг. момент Вступление - 2 минуты. Современный человек каждый день запоминает номера машин и телефонов, в магазине подсчитывает стоимость покупок, ведет семейный бюджет и т. д. и т. п. Числа, цифры… они с нами везде. Люди всегда считали и записывали числа, даже пять тысяч лет назад. Но записывали они их совершенно по-другому, по другим правилам. Но в любом случае число изображалось с помощью любого или нескольких символов, которые называются цифрами. Некоторые из них дошли до наших дней, и вы с ними уже встречались. Например: XXX и 333. Вопрос: Знакомы ли вам эти числа? Что они обозначают? Этап I. – 10 минут. Сейчас мы с вами посмотрим презентацию “Позиционные и непозиционные системы счисления”. (см. Приложение1.pps) (Презентация демонстрируется с помощью проектора). В ходе просмотра презентации необходимо ответить на вопросы - Что такое система счисления?
- Какие системы счисления вы знаете?
- Как образуется числа в арабской системе счисления?
- Как образуется числа в римской системе счисления?
Вывод: римский способ записи чисел является примером непозиционной системы счисления, а арабский – это позиционная система счисления. В позиционной системе счисления значение, которое несет каждая цифра в записи числа, зависит не только от того, какая это цифра, но и от позиции, которую она занимает в числе. Выполнить упражнение 1. Зная что I | V | X | L | C | D | M | 1 | 5 | 10 | 50 | 100 | 500 | 1000 | определите, чему в арабской системе счисления равны следующие числа: IV, VI, XI, IX, LX. Ответ: 4 (5-1), 6 (5+1), 11 (10+1), 9 (10-1), 40 (50+10) 2. Выполните вычисления 139*45= MMCIV*XIV= Вывод: непозиционные системы счисления неудобны при работе с вычислениями. Этап II – 10 минут. Самостоятельная работа учащихся в группах за компьютером над презентацией “История возникновения и развития систем счисления” (см. Приложение2.pps). Задание Каждая группа рассматривает одну из систем счисления в презентации “История возникновения и развития систем счисления”. По окончанию просмотра презентации один из членов группы заполняет первых 3 колонки таблицы на доске (см. далее). - Пятеричная система счисления;
- Десятичная система счисления;
- Индийская поместная нумерация;
- Двенадцатеричная система счисления;
- Двадцатеричная система счисления;
- Шестидесятеричная система счисления;
- Римская система счисления;
- Славянская система счисления;
- “Машинные” системы счисления.
Колонку “Алфавит системы” учителей заполняет вмести с детьми, используя наводящие вопросы: Вопрос: Что мы можем сказать о количестве систем счислений? Ответ: систем счисления существует множество. Вопрос: Как вы считаете, почему “арабская” система счисления называется десятичной? Ответ: В алфавите “арабской” системы счисления 10 цифр (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) поэтому она называется десятичной. Вопрос: Сколько цифр в двоичной системе счисления? Перечислите их. Ответ: В алфавите 2 цифр (0, 1). Вопрос: Сколько цифр в пятеричной системе счисления? Перечислите их. Ответ: В алфавите 5 цифр (0, 1, 2, 3, 4). Вопрос: Сколько цифр в шестнадцатеричной системе счисления? Перечислите их. (чаще всего этот ответ требует помощи учителя). Ответ: …. Название системы счисления | Количество цифр в алфавите системы счисления | К какому типу систем счисления относится? (П/Н) | Алфавит системы | Двоичная | | | 0, 1 | Пятеричная | | | 0, 1, 2, 3, 4 | Восьмеричная | | | | Десятичная | | | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 | Шестнадцатеричная | | | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, B, D, E, F | Шестидесятеричная | | | | Римская | | | I V X L C D M | Славянская | | | | Вывод: Позиционные системы счисления отличаются друг от друга алфавитом – множество используемых цифр. Системы с осн...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.03.31 | Просмотров: 280
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|