Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тема урока: Введение в системы счисления - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Тема урока: Введение в системы счисления


Автор(ы): Кукишева Евгения Анатольевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: знакомство учащихся с различными системами счисления и образованием чисел.
Задачи:
  • сформировать у учащихся понятие “Система счисления”;
  • определить основные недостатки и преимущества непозиционных систем счисления;
  • научить учащихся построению натурального ряда чисел в позиционных системах счисления.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
  • определение следующих понятий: “цифра”, “число”, “система счисления”, “непозиционная система счисления”, “позиционная система счисления”;
  • недостатки непозиционных систем счисления.
Учащиеся должны уметь:
  • приводить примеры позиционной и непозиционной системы счисления;
  • записывать числа в непозиционных системах счисления;
  • выстраивать натуральный ряд чисел позиционных систем счисления.
Программно-дидактическое обучение:
  • ПК;
  • проектор;
  • презентация “Позиционные и непозиционные системы счисления”; (см. Приложение1.pps);
  • презентация “История возникновения и развития систем счисления” (Приложение2.pps)
Ход урока
Орг. момент
Вступление - 2 минуты.
Современный человек каждый день запоминает номера машин и телефонов, в магазине подсчитывает стоимость покупок, ведет семейный бюджет и т. д. и т. п. Числа, цифры… они с нами везде.
Люди всегда считали и записывали числа, даже пять тысяч лет назад. Но записывали они их совершенно по-другому, по другим правилам. Но в любом случае число изображалось с помощью любого или нескольких символов, которые называются цифрами.
Некоторые из них дошли до наших дней, и вы с ними уже встречались.
Например: XXX и 333.
Вопрос: Знакомы ли вам эти числа? Что они обозначают?
Этап I. – 10 минут.
Сейчас мы с вами посмотрим презентацию “Позиционные и непозиционные системы счисления”. (см. Приложение1.pps) (Презентация демонстрируется с помощью проектора).
В ходе просмотра презентации необходимо ответить на вопросы
  1. Что такое система счисления?
  2. Какие системы счисления вы знаете?
  3. Как образуется числа в арабской системе счисления?
  4. Как образуется числа в римской системе счисления?
Вывод: римский способ записи чисел является примером непозиционной системы счисления, а арабский – это позиционная система счисления. В позиционной системе счисления значение, которое несет каждая цифра в записи числа, зависит не только от того, какая это цифра, но и от позиции, которую она занимает в числе.
Выполнить упражнение
1. Зная что
I V X L C D M
1 5 10 50 100 500 1000
определите, чему в арабской системе счисления равны следующие числа: IV, VI, XI, IX, LX.
Ответ: 4 (5-1), 6 (5+1), 11 (10+1), 9 (10-1), 40 (50+10)
2. Выполните вычисления
139*45=
MMCIV*XIV=
Вывод: непозиционные системы счисления неудобны при работе с вычислениями.
Этап II – 10 минут.
Самостоятельная работа учащихся в группах за компьютером над презентацией “История возникновения и развития систем счисления” (см. Приложение2.pps).
Задание
Каждая группа рассматривает одну из систем счисления в презентации “История возникновения и развития систем счисления”. По окончанию просмотра презентации один из членов группы заполняет первых 3 колонки таблицы на доске (см. далее).
  1. Пятеричная система счисления;
  2. Десятичная система счисления;
  3. Индийская поместная нумерация;
  4. Двенадцатеричная система счисления;
  5. Двадцатеричная система счисления;
  6. Шестидесятеричная система счисления;
  7. Римская система счисления;
  8. Славянская система счисления;
  9. “Машинные” системы счисления.
Колонку “Алфавит системы” учителей заполняет вмести с детьми, используя наводящие вопросы:
Вопрос: Что мы можем сказать о количестве систем счислений?
Ответ: систем счисления существует множество.
Вопрос: Как вы считаете, почему “арабская” система счисления называется десятичной?
Ответ: В алфавите “арабской” системы счисления 10 цифр (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) поэтому она называется десятичной.
Вопрос: Сколько цифр в двоичной системе счисления? Перечислите их.
Ответ: В алфавите 2 цифр (0, 1).
Вопрос: Сколько цифр в пятеричной системе счисления? Перечислите их.
Ответ: В алфавите 5 цифр (0, 1, 2, 3, 4).
Вопрос: Сколько цифр в шестнадцатеричной системе счисления? Перечислите их.
(чаще всего этот ответ требует помощи учителя).
Ответ: ….
Название системы счисления Количество цифр в алфавите системы счисления К какому типу систем счисления относится? (П/Н) Алфавит системы
Двоичная 0, 1
Пятеричная 0, 1, 2, 3, 4
Восьмеричная
Десятичная 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Шестнадцатеричная 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, B, D, E, F
Шестидесятеричная
Римская I V X L C D M
Славянская
Вывод:
Позиционные системы счисления отличаются друг от друга алфавитом – множество используемых цифр. Системы с осн...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.03.31 | Просмотров: 267

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340