Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Тема урока: Виды информации. Использование техники объемного конструирования при работе над проектом. Проектная деятельность на уроках информатики и художественного труда в начальной школе
Автор(ы): Вагеник Ирина Юрьевна, зам. директора по информатизации
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: - Применить навыки художественного труда в проектной деятельности младших школьников.
- Обобщить знания учащихся о различных видах информации.
- Воспитать интерес к коллективному творчеству.
- Расширять кругозора учащихся.
Задачи Образовательные: - Обобщить знания, умения и навыки, необходимые при создании объемных форм из бумаги.
- Закрепить приобретенные учащимися умения и навыки работы с программой «Мышка Мия. Юный дизайнер»
- Формировать основы учебного проектирования.
Развивающие: - Развивать навыки групповой проектной деятельности.
- Развивать навыки объемного конструирования из бумаги.
- Развивать навыки и умения применения информационных технологий.
- Развивать речевые навыки.
Воспитательные: - Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.
- Повышать мотивацию к учебной деятельности и самостоятельности.
- Воспитывать основы эстетического вкуса.
Практические: - Подготовить слайд презентации «Праздник» проекта «Виды информации» с помощью программы «Мышка Мия. Юный дизайнер»
- Создать объемный макет домика с героями.
- Защита проекта.
Тип урока и его структура - Тип урока — интегрированный со сменой рода деятельности: в ходе реализации учебной программы по информатике и художественному труду - урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
- Содержание урока базируется на межпредметном материале.
Примененные методы и приемы 1. Исследовательский метод. | 2. Иллюстративный метод. | 3. Эвристическая беседа. | 4. Самостоятельная работа. | Дидактический материал 1. Плакаты «Виды информации», созданные учащимися 4 А класса | 2. Раздаточный материал «Элементы макета» | 3. Памятка работы над проектом. | 4. Презентация «Этапы урока». | Оборудование - Компьютерный класс, оснащенный компьютерами IBM, проектором, экраном.
- Программное обеспечение «Мышка Мия. Юный дизайнер»
- Ножницы, клей, листы картона формата А4 с прорезями.
- Папка с раздаточным материалом.
Технологии: работа в группах, учебное проектирование, компьютерные. Применение здоровьесберегающих технологий на уроке, смена деятельности: - Выяснение психологического состояния детей в начале урока.
- Развитие слухового и зрительного анализаторов у каждого ребенка.
- Нормирование времени при работе с компьютерной техникой.
Подготовительный этап - Пропедевтическая работа над проектом (уроки информатики, художественного труда, внеклассная работа).
- Создание плакатов «Виды информации».
- Групповая творческая работа «Сказка о видах информации».
- Создание слайдов презентации по созданной сказке.
Обоснование темы урока Данный урок является завершающим занятием при изучении темы «Информация, ее виды» при изучении информатики в начальной школе на втором году обучения. Предмет «Информатика и ИКТ» введен в курс начальной школы в 4 классах за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонента учебного плана в курсе «Технология» («Художественный труд») с использованием межпредметной проектной деятельности. Методическая основа серии уроков по данной теме представляет собой сочетание изучения основ информатики с использованием трудовых навыков учащихся, практических умений по обработке бумаги и картона. В течение двух недель учащиеся работали над групповыми проектами. Эти проекты являются межпредметными, творческими. Интегрированный урок, построенный на базе информатики, позволяет конкретизировать общеучебные знания, умения и навыки и применить их на практике. Интегрированный урок, который базируется на проектной деятельности, позволяет формировать широту восприятия окружающего мира и человеческих взаимоотношений, способствовать приобретению учащимися коммуникативных навыков, умения работать в группах, ознакомить учащихся с современными методами работы с информацией и средствами ее представления, т.е. с современными информационными технологиями. Проектная деятельность в начальной школе - это как раз оптимальный вариант знакомства с компьютером. При работе учащихся над проектами у учителя появилась возможность освоения активных методов организации работы с детьми, использование компьютера на различных этапах работы над проектом с применением графического редактора. Дети любят что-то делать своими руками и демонстрировать конечный результат окружающим. Это способ самовыражения детей. При этом решаются очень многие учебные задачи, имеющие исследовательскую, организационную, конструкторскую и технологическую направленность. Ниже предлагается вниманию сценарий одного из таких уроков, проведенного в четвертом классе. Тема «Информация, ее виды» изучается на трех уроках информатики, 2 уроках художественного труда и у 2 уроках чтения. Ребята создают групповые проекты. В каждой группе по 3, 4 человека. Данный урок является завершающим. Учащиеся на первом и втором уроках информатики знакомятся с понятием «Информация», изучают ее виды, придумывают сказку с мышкой Мией, работают с графическим редактором «Мышка Мия. Юный дизайнер», каждый создает по одному слайду к своей сказке. На уроках чтения школьники записывают и оформляют свои сочинения-сказки. На уроках труда они создают коллажи на тему «Виды информации» с использованием бумаги, рисунков, подобранных дома картинок, пластилина, бисера и т.д., а также иллюстрируют сказки. Для проведения урока необходимо подготовить презентацию, которая будет демонстрироваться на протяжении теоретической части урока, она включает в себя слайды с основными понятиями темы, правилами работы с бумагой, ножницами и клеем. Данная презентация позволяет быстро и эффективно повторить пройденный материал, как по информатике, так и по художественному труду. Для ее создания можно использовать компакт-диск «В мире информатики» 1-2, 3-4 год обучения. Для создания макета «Домик Мии» необходимо подготовить раздаточный материал: его можно создать, используя графический редактор «Мышка Мия. Юный дизайнер». Распечатываются детали дома, лужайка, герои: мышка Мия и ее друзья (ребята выбирают героев самостоятельно). Учащиеся должны знать: - правила поведения в компьютерном классе;
- виды информации;
- правила техники безопасности и приемы работы с ножницами и клеем;
Учащиеся должны уметь: - запускать программу «Мышка Мия. Юный дизайнер»;
- работать с графическим редактором «Мышка Мия. Юный дизайнер»;
- работать с бумагой, картоном, ножницами и клеем
Актуальность темы Информация, как безбрежное море, окружает нас со всех сторон. Мы об этом не думаем, как не думаем о том, что у нас есть нос, и он может чихнуть. Поэтому темы «Виды информации», «Информационные процессы» - это центральные темы курса, а информация – базовое понятие информатики. Все знания об окружающем мире ребенок получает посредством информации. План занятия 1. Начальная часть урока. a. Оргмомент (длительность — 1 мин). b. Объявление темы урока. Мотивационное начало урока (длительность — 1 мин). 2. Актуализация ранее полученных знаний (15 мин). 3. Физкультминутка (длительность — 1 минута). 4. Практическая часть урока. Создание межпредметного проекта (длительность — 10 мин). 5. Защита проектов (длительность — 9 мин). 6. Итог урока (длительность — 3 мин). Ход урока 1. Начальная часть урока 1.1. Оргмомент (длительность — 1 мин) Заставка на экране – 1слайд презентации (Приложение 1). Учитель информатики. Здравствуйте, ребята. Садитесь. На урок пришли вы в класс, Настроенье, как у вас? Вам сегодня предстоит На вопросы отвечать И проекты защищать. | Домик будем мастерить, На компьютере творить. В группах будем заниматься, И, конечно, все стараться. Приготовились? Тогда, в добрый путь Вам всем, друзья. | Объявление темы урока. Мотивационное начало урока (длительность — 1 мин) (Приложение 1 —2 слайд презентации). Учитель начальных классов. - Сегодня на уроке мы завершаем практическую работу по подготовке к защите проекта. Для этого нам нужно: 1). обобщить полученные знания по теме «Виды информации»; 2). вспомнить термины объемного конструирования из бумаги; 3). продолжить работу над проектом «Виды информации»: а). сконструируем макет домика мышки; б). с помощью программы «Мышка Мия. Юный дизайнер» создадим завершающий слайд проекта «Праздник»; в). защитим проекты. Работу продолжим в группах. 1. Актуализация ранее полученных знаний (15 мин) Учитель информатики. Посмотрите, пожалуйста, на экран и ответьте: «Какие виды информации получают ребята?» (Приложение 1 — 3 слайд презентации) На стенде представлены ваши работы «Виды информации». Все ли виды информации здесь отражены? (Рисунок1) - Молодцы, ребята. А теперь помогите мне заполнить таблицу о видах информации. (Приложение 1 — 4 слайд презентации) - А как вы думаете, с помощью какого органа чувств человек получает больше всего информации? (глаза – зрительная). - А животные…? (нос – обонятельная). - Какой можно сделать вывод? Что из себя представляет информация? (информация – это сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков, звуков или сигналов; человек и животные воспринимают информацию через зрительные образы, звук, запах, вкус, прикосновения.; 90% информации человек воспринимает с помощью зрения - зрительная информация). - Умницы. Учитель начальных классов. - На уроках информатики, художественного труда и чтения мы работали над проектом по теме «Виды информации»: сделали плакаты, сочинили сказки, создали персонажей. - А как мы это делали? (проектировали, работали с программой «Юный дизайнер», лепили, наклеивали, вырезали, соч...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.04.07 | Просмотров: 281
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|