Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок антистрессовой пластической гимнастики как элемент технологии оздоровления. - Спорт в школе и здоровье детей - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Спорт в школе и здоровье детей

Урок антистрессовой пластической гимнастики как элемент технологии оздоровления.


Автор(ы): Пахомова Ирина Николаевна, учитель физкультуры


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
На современном этапе развития российского образования одним из приоритетных направлений является сохранение здоровья учащихся.
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами и отсутствием четких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья детей в системе школьного образования. Состояние здоровья учащихся явно неблагополучно. Ранимая и неустойчивая психика детей оказывается перегруженной, что проявляется в агрессивности их поведения, либо в апатии и равнодушии к жизни. Растет число детей с различными формами психических заболеваний. В то же время возможности, связанные с использованием традиционных методов восстановления здоровья резко сужаются, и такие факторы, как полноценное питание, чистый воздух, физическая разрядка занимают все меньшее место на фоне доминирующего воздействия нервно-психических перегрузок.
Нарастающая напряженность ситуации требует формирования такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, позволял бы активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к влияниям различных стресс-факторов. Вместе с тем не вызывает сомнений то, что нравственное здоровье лежит в основе психического, а следовательно, и общего здоровья человека.
Цель здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональном уровне, тогда можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающих технологий, и результатом их внедрения будет защита здоровья учащихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом. Все сказанное приводит к мысли о необходимости единого подхода, как к физическому, так и к нравственному здоровью. Один из таких подходов предлагает антистрессовая пластическая гимнастика.
Цель программы: формирование ответственного отношения к своему здоровью, привитие навыков здорового образа жизни.
Программа по антистрессовой пластической гимнастике составлена на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов» (Москва, Просвещение, 1996год).
Программа по антистрессовой пластической гимнастике позволяет последовательно решать задачи физического и нравственного воспитания детей, формируя целостный подход учащихся к физической культуре, как психофизической основе воспитания нравственности, выявления высших возможностей нравственной природы, а именно:
  • воспитание у детей доброжелательности, терпимости, стремления к самосовершенствованию во всех сферах жизнедеятельности;
  • формирование представления о своем нравственном и физическом здоровье как личном и общем достоянии;
  • овладение упражнениями, способствующими профилактике различных заболеваний, в том числе самых распространенных, таких как: нарушение осанки и плоскостопие, нарушение зрения, простудные заболевания;
  • развитие основных двигательных способностей: быстроты движений, координации, общей выносливости, мышечной силы и гибкости;
  • обучение важнейшим двигательным умениям и навыкам;
  • овладение навыками организации и проведения игр и упражнений в процессе самостоятельных занятий физической культурой.
Материал программы адаптирован к условиям школы и дается в трех разделах: основы знаний, элементы АПГ, двигательные умения и навыки. Основной формой работы остается урок. Уроки дают детям представление о различных оздоровительных методах. Наиболее ценным считаю возможность привлечения внимания детей к собственному здоровью, формирования ответственности за свое здоровье. Рекомендуется создать специальные благоприятные условия для занятий босиком, со специальными ковриками для упражнений в положении лежа на полу. Необходимо наличие разнообразного мелкого инвентаря, возможно использование нестандартного оборудования.
Подробнее хочу остановиться на разделе программы «Элементы антистрессовой пластической гимнастики».
1. Упражнения с предметами – способствуют совершенствованию координационных способностей школьников, и, в первую очередь умению выполнять согласованные движения руками. Учащиеся приучаются к действиям с предметами различного объема, веса, формы, что имеет большое значение в повседневной деятельности. Добиваться плавности движений. Упражнения с мячами, гимнастической палкой, скакалкой (длинной и короткой).
2. Упражнения для профилактики заболеваний.
Необходимо обучать школьников элементарным упражнениям, способствующим профилактике нарушений осанки и плоскостопия, профилактике нарушений зрения, сердечно-сосудистой систем, а также профилактике простудных заболеваний.
Учащиеся осваивают комплексы упражнений для формирования правильной осанки, для укрепления мышечного корсета, для профилактики плоскостопия и укрепления свода стопы.
Для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы используем следующие упражнения: выполняются ритмичные дыхания – на три счета вдох, на один счет задержка дыхания, на три счета выдох; на шесть счетов вдох, на три счета задержка дыхания, на шесть счетов выдох, на три счета задержка дыхания. Это упражнение выполняется в зависимости от подготовленности школьников от одной до пяти минут. Второе упражнение состоит в выполнении упражнения «березка» (стойка на лопатках), которую статически держат от половины до трех минут. Третье упражнение выполняется из положения основной стойки. Сделать максимальный вдох и, наклоняясь вперед, выдох, после чего задержать дыхание максимально возможное время. Выполняется 2-5 раз за занятие.
Для профилактики нарушений в системе дыхания применяем максимально глубокие вдохи и выдохи без задержки между ними. Темп при этом замедленный, мышцы живота активно участвуют в дыхательных движениях: на вдохах живот максимально выдвигается вперед («надувается»), а на выдохах максимально втягивается. Второе упражнение состоит в медленном вдохе и быстром выдохе через нос. Выполнять такие циклы 7-12 раз. Вдох делается примерно на три счета, а выдох на один счет. Третье упражнение это отжимание от гимнастической скамейки (или любого аналогичного снаряда), сделав предварительно максимальный вдох и задержав дыхание на время выполнения упражнения.
Для профилактики простудных заболеваний необходимо, прежде всего вести здоровый образ жизни, соблюдая гигиенические требования: высыпаться, выполнять умеренную физическую работу и осуществлять закаливающие процедуры (контрастный душ, обтирание, купание в летнее время). Дополнительно считаю важным научить детей выполнять точечный массаж и следующие упражнения. Первое – выполнение максимально глубоких и максимально быстрых вдохов и выдохов в течение 10-40 секунд. Второе – выполнять упражнение «мост» сидя на пятках. Опора при этом осуществляется затылком и передней поверхностью голеней, руки за головой. Выполнять указанную позу 15-40 секунд, 2-3 раза за занятие.
Третье упражнение – из положения лежа на спине, поднять прямые ноги вверх, затем согнуть туловище и опустить ноги за голову, касаясь пальцами пола (выполнять на мягкой поверхности, например, коврике), руки свободно опустить на пол. Выполнять 1-2 минуты.
3. Элементы суставного массажа.
Подготовительное упражнение к суставному массажу – потягивание в плечевом поясе потягушки в сочетании с наклонами (сидя).
Массаж суставов ног – вращение стопы, скрутка стопы, упражнение для коленного сустава, для тазобедренного сустава.
Массаж суставов рук – скрутка кистей в запястном суставе, сгибание рук в запястном суставе, скрутка кистей, сплетенных в «замки» рук, упражнение для локтевых суставов, упражнение для плечевых суставов
4. Медленные танцевальные шаги, ритмизованные танцевальные шаги, элементы аэробики.
Реализация данной программы позволяет обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Примерный конспект урока антистрессовой пластической гимнастики (урок-прогулка)
Особенностью данного урока является то, что он проводится в виде прогулки в лес, по заранее подготовленному маршруту. Особенно актуальна данная форма проведения урока в адаптационный период после продолжительных летних каникул, когда дети имеют возможность наблюдать красоту осенней природы. Количество станций и содержание может меняться в зависимости от условий проведения урока (возраста учащихся, времени года, поставленных задач).
Цель: формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни.
Задачи:
  1. Обучение учащихся элементарным приемам снятия стрессовых состояний, усталости; разучивание комплекса дыхательных упражнений;
  2. Повышение физической и умственной работоспособности;
  3. Формирование потребности к занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
  4. Воспитание чувства любви к родной природе, воспитание организационных навыков.
Ход урока
1. Вводная часть.
Построение. Напомнить учащимся о правилах поведения и правилах безопасности. Переход от школы до лесного массива.
2. Основная часть.
Станция 1. «Лесная терапия»
Девиз:
«Ты приболел, устал или просто загрустил? Отправляйся в лес! Прогулка на природе порой не хуже, чем поход к врачу! Целебная сила природы поможет и телу и душе!»
- Какие лиственные и хвойные деревья растут на Урале?
- Деревья оказывают на человеческий организм благотворное влияние. Они очищают воздух от ядовитых примесей и выделяют необходимый для жизни кислород. Но и это еще не все, что могут дать нам деревья.
Я вам расскажу о деревьях, которые мы с вами чаще всего встречаем в нашем уральском лесу.
Береза. «Общение» с эти...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.04.08 | Просмотров: 278

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340