Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Конспект урока: Фонетика. Повторение пройденного
Автор(ы): Кривошеева Ирина Викторовна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: систематизация и обобщение изученного по пройденному материалу. Задачи урока: - Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу.
- Развивать мышление учащихся: формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное.
- Воспитывать у пятиклассников коллективизм, гуманное отношение друг к другу: товарищество, дисциплинированность.
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала. Форма урока: путешествие в Страну Букв и Звуков. Класс – 5. Предмет – русский язык. Организация урока. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня у нас с вами урок необыкновенный: пу-те-шест-вие. Вы любите путешествовать? Куда вы совершали путешествие? А что такое путешествие? Словарная работа: Дети предлагают лексическое толкование слова путешествие, учитель корректирует их ответы, после чего оформляется запись в тетради: путешествие – поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям; разбираем слово по составу, подбираем к нему синонимы, определяем соотношение звуков и букв в записанном слове, объясняем правописание слов поездка, местностям. - Сегодня мы с вами совершим путешествие в Страну Букв и Звуков, в страну, которой вы не найдёте на обычной географической карте, но с которой, как мне думается, уже хорошо знакомы. Ориентироваться в пути мы будем вот по этой карте (в руках у учителя – красочная карта Страны Букв и Звуков с изображёнными на ней точками путешествия: см. Рисунок № 1; такая же карта – на каждой парте). Отправляясь в необычное путешествие, мы вспомним с вами всё, что узнали о буквах и звуках, ведь они будут сопровождать нас в пути. Заглянём в посёлок Фонема, отдохнём, сделав привал, у костра, попробуем проникнуть в город Алфавитск, поднимемся на самый высокий пик страны и после весёлого привала вернёмся. Итак, в путь! Основная часть урока. - Отправная точка путешествия – посёлок Фонема. Жители посёлка, согласные и гласные звуки, просят вспомнить изученные вами скороговорки, постараться как можно быстрее их произнести, назвать преобладающий в них звук, дать его полную характеристику. Дети называют следующие скороговорки: На дворе – трава, на траве – дрова, не руби дрова: на дворе– трава. Карл у Клары украл кораллы. От топота копыт пыль по полю летит. Архип осип, Осип охрип. Стоит гора посреди двора. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да и не выболтала. Подобная работа отнимает не более пяти минут и может быть организована по–разному, в зависимости от уровня подготовленности класса, например: опрашивается (выборочно) несколько человек или идёт работа в группах, при этом один из членов группы произносит скороговорку, другой быстро называет доминирующий в ней звук, третий даёт его характеристику, четвёртый дополняет ответ или, если ответ полный, произносит скороговорку ещё раз. - Жителям посёлка понравились ваши дружные ответы и слаженная работа, и они просят ещё немного задержаться у них в гостях. Следующее задание – загадки. Учитель читает загадки, дети записывают отгадки в рабочие тетради и отвечают на вопрос: чем отгадки отличаются друг от друга? С глухим согласным мы его читаем, Со звонким – в нём же обитаем. (том – дом) С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким – сам звеню в раздолье. (колос – голос) Когда я с Д, меня сорвут, Когда я с Т, на мне плывут. (плод – плот) С глухим траву она срезает, Со звонким все листочки объедает. (коса – коза) - Ребята, жители посёлка Фонема заставили вас изрядно потрудиться. Вы, наверное, устали, хотите отдохнуть. Сделать это можно будет у костра Привал. Но путь к нему ведёт через быструю речку Фонемку. Есть и мостик. Посмотрите на карту, найдите его и попробуйте сами догадаться, какое задание вас ждёт. Дети без труда определяют, что это фонетический разбор. Учитель предлагает учащимся выбрать в каждой группе самого хорошего «пловца», который сможет организовать «переправу». Пять человек, таким образом, разбирают слова у доски, остальные – в рабочих тетрадях. Слова для разбора: юг, речка, костёр, пловец, пять. После выполнения задания следует коллективная проверка. - Спасибо нашим «пловцам». Давайте задержимся на мостике, посмотрим на быстрое течение и ответим на вопросы речки Фонемки: - Подтвердите примерами, что одна буква может обозначать сразу два звука.
- Какие буквы и когда образуют два звука?
- В каких случаях количество букв и звуков может не совпадать?
- Немалую часть пути мы уже прошли. А теперь привал у костра. Давайте немного поиграем, поразгадываем шарады: Корень мой находится в «цене», В «очерке» найди приставку мне, Суффикс мой в «тетрадке» все встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале. (о – цен – к –а) В «списке» вы мой обнаружите корень, Суффиксы – в «собрании» встретите вскоре, В слове «рассказ» вы приставку найдёте, В целом - по мне на уроки пойдёте. (рас–пис-ани-е) Со звуком с я не вкусна, Но в пище каждому нужна. С м берегись меня, не то Я съем и платье, и пальто. (соль – моль) Я – сборник карт; от ударения Зависят два моих значения. Хочу – преображусь в название Блестящей, шелковистой ткани. (aтлас – атлaс) - Отдохнули? Продолжаем путешествие. Впереди – необычный город. Хором прочитайте его название на карте. (Дети читают: «Алфавитск».) Но путь преграждают тесовые ворота и стражники. Они спорят. Один стражник, ребята, с твёрдым, неумолимым характером, ни за что не хочет пускать посторонних в город, а другой мягок и податлив, просит своего напарника задать вам несколько вопросов и таким образом освободить или закрыть вход в Алфавитск. Справимся? Дети с удовольствием отвечают на вопросы: Что такое алфавит? Почему он имеет такое название? Каким другим словом можно заменить слово алфавит и почему? - Спор разрешён, мы в городе. Будьте осторожны и внимательны: по Алфавитску передвигаемся только группами и с орфографическими словарями в руках. Орфографический словарь – это священная книга алфавитян, и поэтому они предлагают каждой группе поработать с ним. Капитаны, получите задание. Учитель вручает конверты с заданиями: 1 группа – выписать из орфографического словаря 10 существительных в алфавитном порядке; 2 группа – выписать из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков больше, чем букв; 3 группа – выписать из орфографического словаря 10 существительных с удвоенной согласной; 4 группа – выписать из орфографического словаря 10 существительных с непроизносимой согласной; 5 группа – выписать из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков меньше, чем букв. Коллективная проверка: каждая группа отчитывается о проделанной работе, остальные корректируют и дополняют ответы своих товарищей. - Вы завершили увлекательную образовательную прогулку по городу, подружились с его жителями. Всех запомнили? Давайте проверим. (Дети рассказывают алфавит.) Если кто-то из ребят ошибётся, можно провести игру на развитие внимания. Суть её такова: на доске – плакат с расположенными на нём вразброс буквами алфавита; за одну минуту предлагается «собрать» весь алфавит, показывая и громко называя буквы алфавита по порядку. Перед началом игры учитель обращается к ученикам: «Ой, как вы плоховато знаете алфавит! Посмотрите на доску: все жители города, обидевшись на вас, разбежались. Давайте попробуем их соб...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.04.09 | Просмотров: 309
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|