Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Заповедник Хакасский на уроках и внеклассных мероприятиях по математике - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Заповедник Хакасский на уроках и внеклассных мероприятиях по математике


Автор(ы): Воронина Галина Петровна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Заповедник “Хакасский” - жемчужина Хакасии
Существующая в России система государственных природных заповедников и национальных парков формировалось с 1916г. И сегодня включает 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн. га и 35 национальных парков площадью 7 млн. га
Республика Хакасия входит в состав Алтая – Саянской горной страны и расположена в ее центральной части. Здесь на малой территории сосредоточенны практически все природные пояса этого обширного экорегиона; степь, лесостепь, подтайга, горная тайга и высокогорье.
Природно-географические и культурно исторические условия Республики, в силу своего геополитического положения и особенностей исторического развития, располагают необходимыми условиями для успешного социально – экономического развития региона.
В августе 1991г. постановлением Советом Министров РФСР был утвержден первый в Хакасии государственный природный заповедник “Чазы”, а спустя два года горно-таежный – “Малый Абакан”.
Под охрану были взяты участки степи, включающие приозерные котловины и часть акваторий наиболее ценных озер, лесостепи и болота, а также девственные кедровые леса, горные редколесья, высокогорные тундры, альпийские луга, высокогорные степи и высокогорные пустыни (гольцы). В дальнейшем в состав заповедника “Чазы” было включено озеро Улух – Коль – ключевая орнитологическая территория международного значения.
В 1999г. на базе этих заповедников был создан заповедник “Хакасский”.
Заповедник “Хакасский” это один из сложных заповедников РФ. Его территория располагается на 9 кластерных участках расположенных в 5 административных районах РХ, разобщенных между собой на расстоянии до 500км. В 2001г. после включения в состав заповедника участка “Заимка Лыковых” заповедник увеличил свою площадь в два раза, присоединив к существующей (125,1 тыс. га) еще 142,4 тыс. га. В настоящее время площадь заповедника составляет 267,5 тыс. га. В состав заповедника на севере, в центре и юге Хакасии входят озера – Беле, Шира, Иткуль, Улух – Коль и др. На северо-западе – участок “Подзаплотские болота”. Заповедному делу Хакасии 11 лет.
Животный мир разнообразен. Особенно высокой численностью, по сравнению с другими районами, достигает соболь, кабарга, медведь, белка и норка. Из редких и исчезающих видов, в Красной книги России и Хакасии, встречаются северный олень (алтая – саянская популяция), сибирский козерог, снежный барс, выдра, скопа, беркут, черный аист, алтайский улар и др.
Охрана природных комплексов и объектов остается самой приоритетной и основополагающей задачей стоящей перед заповедником, так как только в природной среде возможно полноценное и долговременное сохранение видов. Уделяется особое внимание пресечению нелегальной эксплуатации природных ресурсов.
Организация научно – исследовательской заповедников определяется и проводится по трем составляющим:
  • инвентаризацией,
  • мониторинга
  • проблемно – ориентированных исследований;
  • планируется с учетом природной специфики;
  • реальных потребностей и возможностей заповедника.
Эколого-просветительская деятельность заповедника направлена на формирования у различных слоев населения понимания современной роли ООПТ сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, а также их место в социально – экономическом развитии региона. Жители и власти региона должны понимать, что заповедник является ресурсом – как федеральным, так и региональным
2. О воспитании экологической культуры на уроках и внеклассных мероприятиях по математике
Под экологической культурой понимается система знаний и умений, ценностных ориентаций человека в области науки, искусства, верований, обычаев и традиций, а также как активная деятельность по сохранению и улучшению окружающей среды.
Экологическая культура является основной целью экологического воспитания, является важной частью общей культуры человека, повышение роли экологической компетенции, определяющей его духовную жизнь и поступки.
Экологическое воспитание есть непрерывный процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры, направленной на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих естественное отношение к окружающей социально- природной среде.
Математика - считается количественной наукой, поэтому полезно использовать математические знания, выводы для аргументированного обоснования различных экологических явлений, проблем, связанных с техногенным характером промышленности.
Через предмет математика, можно наглядно в графиках и диаграммах, схемах показать влияние жизнедеятельности человека на среду обитания. В 80-х годах теория и практика экологического образования обогатилась концепцией о его непрерывности, где под непрерывным образованием понимается социально - педагогическая категория, выражающая идею поступательного развития образовательных потребностей человека, как конкретного социально - педагогического процесса. Такая постановка вопроса подчеркнула всеобщность и необходимость экологического образования в отечественной школе.
Одним из методов воспитания экологической культуры является интегрированный подход к обучению.
Сущность интегрированного подхода к организации учебно-познавательной деятельности школьников заключается в том, что учебный материал отбирается и располагается таким образом, что возможно синхронное изучение смежных объектов различных областей знания. При этом необходимо заранее и точно представить место каждой темы в учебном предмете и синхронизировать по времени с изучением соответствующей темы в других учебных предметах.
Учебно-познавательная деятельность с усилением межпредметных связей, прежде всего естественнонаучного и математического образования.
Наиболее удачны для интеграции учебные предметы: Математика – Природоведение, Математика – Трудовое обучение, Математика – Изобразительное искусство. Интегрированные уроки позволяют учесть внешкольный, внеучебный субъектный опыт школьника, разнообразить методические технологии, избежать повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах.
Из естественнонаучных дисциплин в курсе обучения выделяется учебный предмет, Окружающий мир, Природоведение и др.
Интеграция учебных предметов Математика и Природоведения способствует формированию диалектико-материалистического понимания природы и ее особенностей, расширению интеллектуального и математического кругозора, помогает осознать и понять связи учебного материала с окружающей средой.
Многие педагоги видят огромную методическую ценность в объединении разнопредметной информации. Так в общеобразовательных учреждениях создаются проблемные группы по разработке и проведению интегрированных уроков. Работа во временных творческих коллективах требует от учителей дополнительной подготовки, большой эрудиции и высокого уровня профессиональной компетенции. Для учителя, интегрированный урок – не цель, а средство формирования его собственной творческой личности, приобщение его к новому типу мышления, простор для реализации новых технологий.
Переход от информационно-объяснительной технологии обучения математике к деятельностно-развивающей требует формирования широкого спектра методов. Важными методами становятся не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Внедрение интегрированного подхода к обучению математике существенно меняет характер педагогической деятельности.
Для создания интегрированной системы общее структурирование каждой из дисциплин, входящих в нее, дополняется процедурой междисциплинарного структурирования. Оно должно подчиняться генеральной методической идее, которая связывает содержание всех дисциплин, входящих в интегрированную систему. Кроме того, необходимо определить не только набор дисциплин для структурирования, но и их роль в общей системе, их иерархию. При этом важно учесть:
  • теоретическую и практическую направленность каждого предмета;
  • соотношение между дисциплинами вида “общее – частное”;
  • интегрированную емкость содержания каждой дисциплины.
Таким образом, обновление содержание образования предъявляет высокие требования к формированию учебно-методического содержания, реализующая идеи междисциплинарности.
Разработка заданий интегрированного характера способствует динамике процесса развития ключевых компетенций учащихся в условиях специально организованной среды – интегрированного учебного содержания.
Проблема формирования экологической культуры школьников в концепции И. Д. Зверева и А. Н. Захлебного намечают основные пути решения:
  • интеграция естественнонаучных и общественно-гуманитарных знаний;
  • формирование экологического сознания и мышления, нравственно-этического восприятия природы;
  • непрерывное воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и здоровью, начиная с дошкольного возраста.
Учителя математики недостаточно обеспечены методической литературой по вопросам осуществления экологического образования на межпредметной основе. Имеющиеся пособия и методические рекомендации в основном ориентируют учителя на проведение этой работы при изучении курса природоведения. В современных условиях ставится вопрос о разработке межпредметного подхода к данной проблеме. Междисциплинарный подход (или реализация межпредметных связей) в области экологического образования предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия способов, принципов и законов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые включают различные учебные предметы.
Для решения задач экологического образования в 5-6-х классах на межпредметном уровне необходимо:
  • формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
  • обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
  • воспитание эстетического и нравственного отношения и среде жизнедеятельности человека.
Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла помогает раскрыть экологические знания учащихся: природа – объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленный на ее рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану.
Исследователями была разработана система экологических знаний, которые возможно формировать на междисциплинарной основе при изучении предметов естественно-математического цикла:
В систему знаний входят собственно природоохранительные:
  1. Знания об объектах охраны. Эта группа включает в себя знания о широко распространенных животных или растений родного края, при изучении которых младшие школьники должны прийти к выводу, что любой живой организм нуждается в защите; виды животных родного края, которые становятся редкими; исчезающие, находящиеся под угрозой исчезновения виды животных.
  2. Знания о мотивах охраны растений и животных. Сюда относятся: экономические мотивы (мотивы пользы), эстэтические мотивы (мотивы красоты), гуманистические мотивы (мотивы доброты), гражданские мотивы охраны природы (мотивы здоровья).
  3. Знания о мерах охраны природы. Эта группа включает знания о законах и постановлениях в области охраны природы.
Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определенной познавательной целью в преподавании другого предмета. Широкое применение в обучении школьников математике получили межпредметные текстовые задачи. Использование их способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии, экономической пользе. С помощью таких заданий на уроках математики можно расширять, углублять, уточнять знания учащихся, полученные на уроках природоведения. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о заповедниках, о значении животных в природе и жизни человека, о видах, занесенных в Красную книгу.
Образование в той или иной стране, у того или иного народа не может не нести на себе печать данной нации. Не может не отражать специфические ценности народа. Возрождение и развитие любой национальной культуры и языка имеет выраженную интегративную цель. В настоящее время в обществе возрос интерес к изучению народных традиций, культуры, природы своего края. Это обусловлено рядом причин:
  • желанием познать мир, в котором живешь;
  • новыми подходами к процессу обучения, в частности, гуманизацией образования.
Так, интеграция естественных наук с окружающим миром:
  • обогащает кругозор;
  • развивает наблюдательность;
  • мышление детей;
  • прививает бережное отношение и любовь к природе;
  • закладывает основы экологического воспитания.
Ученик – активная мыслительная деятельность, если он выполняет задание, представляющее для него определенный интерес. В основе успешности обучения основного параметра, определяющего полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, на наш взгляд, лежит познавательная потребность.
Интерес эффективно развивается на основе развития познавательной потребности, использования занимательных заданий математико-природоведческого характера. Они создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта, направленные на формирование и развитие основных мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.).
Традиционно проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении. Следует больше использовать так называемую “внутреннюю” занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и врожденную любознательность детей. Внутренняя занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже известными детям понятиями, возникновение новых “почему” там, где, казалось бы, все ясно и понятно.
Необходимо отметить, что учащиеся с удовольствием выполняют работу, если задания даются в необычайной форме. Задания, составленные на межпредметной основе, в выполнении которых лежит владение учеником вычислительным приемом, можно поставить на более высокую ступень.
Так, учителю математики нужно быть краеведом. Собирать материал о своем крае и использовать его на уроках. Тогда урок будет гораздо интереснее и у детей появится желание вести поисковую работу.
Для лучшего понимания математики, с...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.04.12 | Просмотров: 343

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340