Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока русского языка по теме: Типы речи (первый курс обучения) - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока русского языка по теме: Типы речи (первый курс обучения)


Автор(ы): Серебрякова Ирина Геннадьевна, преподаватель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  1. научить использовать приобретенные теоретические знания в практической деятельности: создании текстов различных типов, стилей и жанров;
  2. развивать навыки диалогического и монологического высказывания в учебно-научной сфере общения;
  3. воспитывать чувство гражданственности, интерес к истории родного края на примере содержания текстов.
Тип урока: совершенствование знаний.
Вид урока: компьютерный практикум.
Дидактическое пространство урока:
  1. Таблицы “Стили речи”, “Типы речи”, “Абзац”.
  2. Журнал “Технология”, 2002.
  3. Практическое задание на диске 3,5 (А:).
  4. Стихотворение П. Вегина “Дом с нарисованным сердцем”.
ХОД УРОКА ПО ЭТАПАМ
1. Актуализация изученного материала:
подберите к иллюстрации нужные слова и словосочетания (Рисунок 1):
Черепица, керамика, линолеум, керамическая облицовка, акриловый штукатурный грунт, армирующие материалы, декоративное оформление, дизайн интерьеров, коттедж, кровля, мансарда, элитные материалы, фасадные работы, штукатурные работы, керамический гранит.
Учитель: запишите текст в тетради, расставьте знаки препинания, определите стиль речи.
“Родина – это всегда детство: старый деревянный дом, который живет в памяти, – огромный, со скрипами, вздохами, солнечной сухой пылью, запахом сушеных грибов, зеленым мхом колодца и влажным запахом реки из него, а еще роща со страхами перед совами и ужами, с крутой лестничкой вниз, к зеленому пруд”. (Д. Гранин)
Сравните записанный текст с текстом на карточке и дайте характеристику тексту: вид, стиль, тип речи (Приложение 1, Приложение 2)
Карточка 1
Степан Григорьевич последним перебрался в большое село: не стало больше сил жить на хуторе, ведь зимой только и ходу, что на лыжах.
Сыновья, не последние люди в районе, поставили отцу дом в самом центре села. Удобно. Все под рукой, все рядом: магазин, почта, сельсовет, медпункт. И первые две недели старик нахвалиться не мог новым житьем. А потом стали замечать: у Степана Григорьевича одна дорога каждый день – в верхний конец села.
Выйдет на крутой угор, встанет возле старой лиственницы и часами со слезой на глазах смотрит за реку, на зеленый запустевший бережок, где еще недавно стоял его родной дом, дымилась старая, еще отцом битая печь. (Ф. Абрамов “Родное гнездо”)
2. Формирование новых знаний и умений
Учитель:
Сегодня мы продолжим работу с текстом. Посмотрите в таблицу “Типы речи” и ответьте на вопрос: сколько типов речи в русском языке?
Ученик: Три типа речи: повествование, описание, рассуждение.
Учитель: Чем отличаются данные типы речи?
Ученик: Различия данных типов речи в цели высказывания, композиции, языковых особенностях
Учитель: Верно, теперь попробуем применить имеющиеся знания на практике. Прочитайте тексты на карточках, определите тип речи и докажите, что это так, используя материал таблицы “Типы речи”.
Карточка 2
К середине XVI века, времени присоединения Казанского ханства к России, – столица Поволжского края – выглядела так же, как и все тогдашние города. Один из военачальников, князь Курбский, оставил подробное описание города. Но сейчас от того города, города палат и мечетей, ничего не осталось. Но тысячелетняя история оставила много интересного.
Самый интересный образец архитектуры – Кремль, исторически сложившийся центр города. Интересно, что и Казанский кремль, и собор Василия Блаженного в Москве обязаны происхождением одному и тому же событию: присоединению к России Казанского ханства. Постник Яковлев и Иван Ширяев вместе с мастерами приступили к строительству Кремля в 1556 году. Возле Спасской башни поставили “государев двор” – резиденцию воеводы. Высота башни достигла 44 метров; верхний восьмерик – “смотрильню” устроили с 8 прорезанными отверстиями – “звонницами”. В том же году стали строить Благовещенский собор, приняв за образец шедевр московского зодчества – Успенский собор Московского Кремля. Архитектура собора говорит о его создателя, псковских мастерах.
Выйдем мысленно за пределы Кремля. Миновав просторную площадь – место, называвшееся в прежние годы Ивановской площадью, служившее торгом, лобным местом, задержимся возле Богородицкого монастыря. С иконой Богородицкого монастыря, общерусской национальной святыней, связано немало преданий. Неподалеку от развалин монастыря находится красивейшая постройка города Петропавловский собор, построенный на деньги купца Михляева в честь посещения города русским царем, приехавшим в Казань, чтобы посмотреть, как идут дела в волжских городах, в частности на открытой недавно судостроительной верфи.
Карточка 3
Они жили на одной из тихих улочек Суконной слободы. Дом их, оставшийся после какого-то богатея, вконец обветшал, грузно осев на земле затоптанной, окаменевшей, без малейшей тропинки вокруг. Он, словно, расползся вширь от многочисленных обитателей, густо набивших его чрево. Железо на пологой крыше, сплошь изъеденное ржавчиной, напоминало коросту, ступени, стоптанные населением, измочалились и скособочились. А сбоку дом напоминал усталого верблюда, силившегося встать на колени. Похожесть с горбатым верблюдом, вероятно, придавал выпирающий мезонин, готовый каждую минуту отвалиться готовой болячкой. Впрочем, все большие и малые дома улицы, облепленные разного рода надстройками, мансардами, верандами, стояли этакими убогими старцами, обремененными серыми грузными веригами.
После выразительного чтения текста каждой карточки.
Ученик: Текст карточки №2 принадлежит к типу речи повествование, так как в тексте есть завязка, ход событий и развязка действия.
Ученик: Текст карточки №3 принадлежит к типу речи описание. Доказательством может служить композиция текста.
3. Компьютерный практикум
Учитель:
Молодцы, справились с заданием. Сейчас мы поработаем с компьютером. Вам необходимо определить тип речи в первом задании. Во втором – найти и исправить ошибку в композиции текста. К третьему заданию отнеситесь серьезно: необходимо составить текст из предложенных частей в соответствии с композицией
Учащиеся работают за персональным компьютером, учитель проверяет и консультирует по ходу работы индивидуально.
Задание 1
Конек
Одна из повестей Федора Абрамова называется “Деревянные кони”. Повесть посвящена жизни северной русской деревни, а деревянные скульптурные изображения конской головы, так называемые “коньки”, обычно венчающие русскую избу, являются в повести определенным символом деревенской жизни.
Современные словари отмечают у слова конек и другое значение: “пересечение, стык двух плоскостей двускатной крыши; острый верхний край крыши”.
Верхом на коньке крыши бани сидел … мужик, держа в руках топор. (М. Горький); Над старой избой гордо высился резной конек. (Б. Горбатов).
В Словаре Ожегова у слова конек одно значение: “деревянное резное украшение на крыше избы, иногда в виде конской головы”.
В Словаре русского языка XI–XVII веков термин конь означает “верхний брус на кровле”, а конек – “верхний край кровли в виде конька”
За три конька деревянные писаные краски – 6 алтын.
И, наконец, термин конь, конек, обозначающий сразу два понятия:
1. Скульптурное изображение конской головы, украшающей кровельный брус.
2. Линия пересечения кровельных скатов.
Несомненно, близкое взаимное расположение названных деталей на кровле дома сыграло свою роль в постоянном смешении этих двух понятий. Но возможно, первоначально они возникли как совершенно разные лексические единицы, с различными этимологическими биографиями.
То, что деревянная скульптурная голова называется коньком, понятно без комментариев. Сложнее обстоит дело с линией пересечения скатов, гребнем крыши. Почему он называется коньком?
Обратимся к корню кон , возможно имеющему отношение к термину конек в значении гребня кровельных скатов.
В Словаре Фасмера к существительному кон дано значение: “начало, ряд, порядок”. В Словаре Даля кон – “межа, рубеж, конец”. Но ведь именно конец, завершение кровли и обозначается термином конец, это – рубеж, межа, граница между кровельными скатами.
Задание 2
– Какая у тебя чистота везде: пыли-то, грязи-то, Боже мой! Вон, вон, погляди-ка в углах-то – ничего не делаешь!
–Уж коли я ничего не делаю… – заговорил Захар обиженным голосом: – стараюсь, жизни не жалею! И пыль-то стираю, и мету-то почти каждый день…
Он указал на середину пола и на стол, на котором Обломов обедал.
– Вон, вон, – говорил он: – все подметено, прибрано, словно к свадьбе… Чего еще?
– А это что?? – прервал Илья Ильич, указывая на стены и на потолок. – А это? А это?
Он указал и на брошенное со вчерашнего дня полотенце, и на забытую на столе тарелку с ломтем хлеба.
– Ну, это, пожалуй, уберу, – сказал Захар, снисходительно взяв тарелку.
– Только это! А пыль по стенам, а паутина?.. говорил Обломов, указывая на стены.
– Это я к Святой неделе убираю; тогда образа чищу и паутину снимаю… А теперь, когда станешь убирать? Вы все дома сидите.
– Понимаешь ли ты, – сказал Илья Ильич, – что от пыли заводится моль? Я иногда даже вижу клопа на стене!
– У меня и блохи есть, – равнодушно отозвался Захар.
– Разве это хорошо? Ведь это гадость! – заметил Обломов
– Чем же я виноват, что клопы на свете есть? – сказал он с наивным удивлением.
– Разве я их выдумал?
– Это от нечистоты – перебил Обломов…
– Что ты все врешь!
– И нечистоту не я выдумал.
– У тебя, вот, там, мыши бегают по ночам – я слышу.
– И мышей не я выдумал. Этой твари, что мышей, что кошек, что клопов, везде много.
– Как же у других не бывает ни моли, ни клопов?
На лице Захара выразилась недоверчивость или, лучше сказать, покойная уверенность, что этого не бывает.
– У меня всего много, – сказал он упрямо: – за всяким клопом не усмотришь, в щелку к нему не влезешь.
– Ты мети, выбирай сор из углов – и не будет ничего, – учил Обломов.
– Уберешь, а завтра опять наберется, – говорил Захар.
Задание 2: Найдите и исправьте ошибку в композиции текста (Приложение 3)
  1. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: “Кто сюда натащил и наставил все это?” От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.
  2. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграц...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.04.12 | Просмотров: 350

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340