Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Классный час на тему: Наши права и обязанности


Автор(ы): Рыжова Клавдия Ивановна, заместитель директора УВР, начальные классы

Тема: «Наши права и обязанности» из серии классных часов на тему «Учимся думать о себе и о других».
Цель:
  • обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
  • развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
  • воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам .
Оборудование:
  • Карточки-знаки по правам человека;
  • выставка литературы по правовому воспитанию;
  • на доске – кроссворд.
Ход занятия
1. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
Уч: Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе со взрослыми для серьёзного разговора.
В каком значении употреблено выражение «думать о себе и о других»? (Думать – размышлять; думать - заботиться о ком-то).
2. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика)
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
- Как понимать последние слова?
- Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.
Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).
А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка
Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете. Здесь присутствуют ваши родители, они будут участниками нашей беседы, помощниками, арбитрами.
-
Сегодня можно получить консультацию.
Что значит слово консультация?
- И не простую консультацию, а консультацию людей, которые по долгу своей службы, работы следят, чтобы не было нарушения прав человека (представляю родителей – юрист, социальный работник).
- Вместе с нами - сказочный маленький человечек . Кто он такой?
(Герой книги А.Усачёва, «зелёный человечек», который боролся за права людей).
-Что такое право?/Совокупность установленных и охраняемых
государственной властью норм и правил,
которые регулируют отношения между людьми/
Ожегов
Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?
(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни)
3. Игра по кругу «Подари шар человечку»
По тому же принципу, что и знаки дорожного движения, группа ребят сделала правовые знаки, которые отражают правовые статьи Декларации прав человека. Попробуем высказать своё мнение, что значит каждый знак Будем делать это по кругу. Если трудно, бери помощь соседа. Если трудно обоим, обращайтесь в «Юридическую консультацию». А знаки спрятаны на спинках ваших стульев (уч-ся берут любой знак, прикрепляют, как шар, на доску и кратко обосновывают, какое право отражено в условных знаках)
Почему знаки двух цветов? (Разрешающие и запрещающие)
В книге про маленького человечка есть отрывок, где говорится, как наш герой решил лететь на международную конференцию на воздушных шариках, чтобы люди всей Земли видели, какие права для них существуют. Пусть он продолжает путешествовать. Где? (По школе, по городу). А мы подведём итоги.
Давайте все вместе скажем хором, кто из вас отвечал на вопросы (каждый называет громко своё имя в общем хоре).
-Какое право мы вспомнили?
Наши гости-юристы покажут нам сердечком, как мы знаем права
( красное – хорошо, полно, жёлтое – частично, синее - недостаточно)
Разведение понятий «права» и «обязанности»
Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
Что такое обязанность?/Круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения/
Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего? (Спросить родителей)
А какие обязанности у учеников?
А откуда вы это знаете? /Устав школы/
Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника( учащиеся
называют, взрослый фиксирует на доске)
Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже»
-Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать?
(Каждая группа разбирает ситуацию, выслушав мнение каждого, распределив, обязанности: «аналитик», «секретарь»).
4.Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями):
Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.
Ваня: -Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!
Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!
Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!
Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.
Учитель: -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.
Первоклассник: - Он подставил мне подножку.
Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.
Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?
Покажите на «волшебной линеечке», как каждой группе удалось
реализовать право высказывать своё мнен...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.04.14 | Просмотров: 34

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!