Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование информационных технологий в преподавании спецдисциплин - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Использование информационных технологий в преподавании спецдисциплин


Автор(ы): Емельянова Вера Ивановна, методист


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Компьютерные технологии активно внедряются не только в системах открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных формах – школах, лицеях, колледжах и других учебных заведениях. Электронные учебники, презентации применяются мною в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучающихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т.д.
В первую очередь при разработке электронных презентаций или уроков необходимо выполнять следующие функции:
  • эффективно управлять деятельностью обучающегося по изучению учебной дисциплины;
  • стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала;
  • рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию).
Кроме общих требований есть еще и специальные требования – требования к содержанию, структуре и техническому исполнению презентации или электронного урока или учебника:
  • достаточный объем материала, соответствие Государственному образовательному стандарту, актуальность, новизна и оригинальность;
  • практическая содержательность, системность, целостность.
При создании электронного урока необходимо соблюдать четкость логики изложения теоретического материала с использованием всех цепочек рассуждений с помощью схем; четкость постановки задач, подробное комментирование примеров выполнения заданий, использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе (проблемные ситуации, исследование, игра, решение кроссвордов и т.д.).
В своей работе я использую обычные традиционные технологии ведения урока теоретического обучения, использую интерактивные и компьютерные технологии.
При использовании интерактивной технологии обучающиеся становятся полноправными участниками учебного процесса, их опыт служит основным источником учебного познания. Я не даю им готовых знаний, но стараюсь побудить их к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающегося: активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а моей задачей становится создание условий для их инициативы. Я оказываюсь в роли своеобразного фильтра пропускающего через себя учебную информацию, и выполняю функции помощника в работе, одного из источников информации. В своей работе я уже несколько лет использую эту технологию. Она себя оправдывает, особенно при выполнении письменных квалификационных и зачетных работ. Обучающиеся получают задания, находят литературу, прорабатывают ее, составляют план разработки электронной презентации. Во время всей подготовительной работы обучающихся, я выступаю в роли консультанта. На втором этапе - разработки презентации в роли консультанта и помощника выступает преподаватель информатики. Третий этап – это защита презентации (Приложение 1). В ходе такой работы, обучающиеся глубже изучают тему или раздел темы, вырабатывают навыки работы с литературой, текстом, компьютером.
На уроках изучения теоретического цикла предмета “Основы агрономии” обучающиеся составляют опорные конспекты и оформляют их, используя компьютер (приложение № 2.1, приложение № 2.2, приложение № 2.3).
В своей работе я особое внимание уделяю использованию компьютерных технологий. Использование таких технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки будущих специалистов, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению. К сожалению, в настоящее время очень мало электронных учебников по дисциплинам спеццикла, особенно по предметам “Основы агрономии” и “Плодоовощеводство”. Мне пришлось разрабатывать и создавать электронные презентации по этим предметам.
Разработка презентаций потребовала от меня большого труда и затрат времени, но несмотря на все это, мною были созданы компьютерные презентации по предметам “Основы агрономии” и “Плодоовощеводство” (приложение 3). В настоящее время я уже имею опыт создания электронных презентаций, и для себя определила критерии, которые необходимо учитывать при создании и разработке учебных компьютерных презентаций.
Критерии отбора содержания можно свести к следующим положениям:
  1. отбираемый материал должен соответствовать тематическому плану;
  2. отбираемый материал должен быть адаптирован для обучающихся;
  3. отбираемый материал должен включать различные виды наглядности;
  4. конструкция содержания должна способствовать классификации и систематизации потока информации, предъявляемой обучающимся.
При изучении предметов “Основы агрономии” и “Плодоовощеводство” используются различные наглядные средства, но с внедрением компьютерной технологии я начала использовать средства обучения разного уровня. Средства обучения можно классифицировать как:
  • Наглядность I рода – это все то, что обучающиеся видят непосредственно в результате показа (оборот пласта, процесс усвоения питательных веществ из почвы растениями, поверхностная обработка почвы и т.п.).
  • Наглядность II рода – это графическое отображение строение почвы, химические символы минеральных удобрений; формулы определения посевной годности семян и нормы высева семян и т.п.
  • Наглядность III рода – это мультимеди...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.11 | Просмотров: 2160

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340