Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Использование информационных технологий в преподавании спецдисциплин
Автор(ы): Емельянова Вера Ивановна, методист
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Компьютерные технологии активно внедряются не только в системах открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных формах – школах, лицеях, колледжах и других учебных заведениях. Электронные учебники, презентации применяются мною в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучающихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т.д. В первую очередь при разработке электронных презентаций или уроков необходимо выполнять следующие функции: - эффективно управлять деятельностью обучающегося по изучению учебной дисциплины;
- стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала;
- рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию).
Кроме общих требований есть еще и специальные требования – требования к содержанию, структуре и техническому исполнению презентации или электронного урока или учебника: - достаточный объем материала, соответствие Государственному образовательному стандарту, актуальность, новизна и оригинальность;
- практическая содержательность, системность, целостность.
При создании электронного урока необходимо соблюдать четкость логики изложения теоретического материала с использованием всех цепочек рассуждений с помощью схем; четкость постановки задач, подробное комментирование примеров выполнения заданий, использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе (проблемные ситуации, исследование, игра, решение кроссвордов и т.д.). В своей работе я использую обычные традиционные технологии ведения урока теоретического обучения, использую интерактивные и компьютерные технологии. При использовании интерактивной технологии обучающиеся становятся полноправными участниками учебного процесса, их опыт служит основным источником учебного познания. Я не даю им готовых знаний, но стараюсь побудить их к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающегося: активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а моей задачей становится создание условий для их инициативы. Я оказываюсь в роли своеобразного фильтра пропускающего через себя учебную информацию, и выполняю функции помощника в работе, одного из источников информации. В своей работе я уже несколько лет использую эту технологию. Она себя оправдывает, особенно при выполнении письменных квалификационных и зачетных работ. Обучающиеся получают задания, находят литературу, прорабатывают ее, составляют план разработки электронной презентации. Во время всей подготовительной работы обучающихся, я выступаю в роли консультанта. На втором этапе - разработки презентации в роли консультанта и помощника выступает преподаватель информатики. Третий этап – это защита презентации (Приложение 1). В ходе такой работы, обучающиеся глубже изучают тему или раздел темы, вырабатывают навыки работы с литературой, текстом, компьютером. На уроках изучения теоретического цикла предмета “Основы агрономии” обучающиеся составляют опорные конспекты и оформляют их, используя компьютер (приложение № 2.1, приложение № 2.2, приложение № 2.3). В своей работе я особое внимание уделяю использованию компьютерных технологий. Использование таких технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки будущих специалистов, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению. К сожалению, в настоящее время очень мало электронных учебников по дисциплинам спеццикла, особенно по предметам “Основы агрономии” и “Плодоовощеводство”. Мне пришлось разрабатывать и создавать электронные презентации по этим предметам. Разработка презентаций потребовала от меня большого труда и затрат времени, но несмотря на все это, мною были созданы компьютерные презентации по предметам “Основы агрономии” и “Плодоовощеводство” (приложение 3). В настоящее время я уже имею опыт создания электронных презентаций, и для себя определила критерии, которые необходимо учитывать при создании и разработке учебных компьютерных презентаций. Критерии отбора содержания можно свести к следующим положениям: - отбираемый материал должен соответствовать тематическому плану;
- отбираемый материал должен быть адаптирован для обучающихся;
- отбираемый материал должен включать различные виды наглядности;
- конструкция содержания должна способствовать классификации и систематизации потока информации, предъявляемой обучающимся.
При изучении предметов “Основы агрономии” и “Плодоовощеводство” используются различные наглядные средства, но с внедрением компьютерной технологии я начала использовать средства обучения разного уровня. Средства обучения можно классифицировать как: - Наглядность I рода – это все то, что обучающиеся видят непосредственно в результате показа (оборот пласта, процесс усвоения питательных веществ из почвы растениями, поверхностная обработка почвы и т.п.).
- Наглядность II рода – это графическое отображение строение почвы, химические символы минеральных удобрений; формулы определения посевной годности семян и нормы высева семян и т.п.
- Наглядность III рода – это мультимеди...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.11 | Просмотров: 2160
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|