Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Элективные курсы по химии и экологии
Автор(ы): Демченко Софья Викторовна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
На протяжении несколько лет в школьную практику успешно внедряются элективные курсы. Элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющие содержание пред профильной и профильной подготовки. Можно сказать, что внедрение элективных курсов это механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний, позволяющие школьникам развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия. Это позволяет удовлетворять разнообразным познавательным интересам школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, могут лежать в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее, могут быть предметными и меж предметными. Ориентированы на особенности определённого региона и школы. Мы предлагаем элективные курсы по химии и экологии. ЭКОЛОГИЯ СЕЛА. Программа элективного курса. 9 класс (22 часа) Пояснительная записка. Программа элективного курса направлена на непосредственное изучение социальных и биологических аспектов села. Элективный курс состоит из двух частей: описание природных и социальных особенностей села и оценка качества окружающей среды. Учащимся предлагается изучение физико-географической характеристики местности, изучение растительного и животного мира села, изучение водоёмов находящихся на территории села. Опытным путем определение запыленности воздуха, загрязнение резиновой пылью, шумового загрязнения и качество воды. Изучение «экология человека» от его морфологических изменений и физиологических реакций до социальных проблем и образа жизни. Лабораторные работы вполне доступны учащимся, как начинающим исследователям. Это в первую очередь исследования, направленные на изучение животного и растительного мира, отдельных видов загрязнений и их воздействия на живые организмы, изучение некоторых условий жизни человека, факторов его здоровья и болезни. Выбор доступных исследовательских работ определяется доступностью объектов исследования, минимальным использованием оборудования и специальной литературы (архивы, справочники, сеть интернет и др.). Элективный курс обеспечивает интеграцию информации химического, биологического, физического характера. Результатом курса является выполнение проекта исследовательского или социального характера. Защита работ проходит на уроке курса - «конференция», лучшие работы рекомендуются для выступления на школьной конференции. Курс позволяет сформировать общую картину единого развития и взаимосвязи биологического и социального. Изучение и сохранение окружающей среды, демографические проблемы современности является одной из составляющих гармоничного развития биосферы в целом. Цель: изучение природных и социальных особенностей села. Задачи: 1. Изучение физико-географической, социальной характеристики села. 2. Опытным путем определить качество окружающей среды. 3.Формирование простейших исследовательских навыков. Методы: поисковый, исследовательский, проектов, ИКТ, практический. Методика выполнения исследовательских заданий. Предлагаемые учебные задания рассчитаны на выполнение работ в малых группах по 2-3 учащихся. Каждая группа получает карточку - инструкцию, в которой представлен алгоритм выполнения задания. Группы работают одновременно и независимо друг от друга. По окончанию занятия группа готовит мини выступление. Учитель выполняет роль организатора – консультанта Оборудование для проведения экологических исследований. - Приборы: микроскоп, весы аналитические, покровные стёкла, термометр, пипетка, лупа, фильтровальная бумага, пинцет, ножницы, нож, индикатор, лопата, пробирки со штативом, спиртовка, держатель.
- Реактивы: раствор ацетата аммония, дитизона, серная кислота, хромат калия, вода.
- Литература: карта села (административная, физико-географическая), физико-географическая карта России, Школьный атлас определитель растений, животных, насекомых, птиц (любой справочник краевой, районный). Сеть интернет.
Программа включает в себя два раздела: ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕЛА. ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ № | Название практической работы | Количество часов | содержание | ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХОСОБЕННОСТЕЙ СЕЛА (10 часов) | 1 | Составление физико-географической характеристики исследуемой территории. | 2 | Работа с картами России, Красноярского края и Ирбейскогорайона для составления физико-географической Характеристики с. Ирбейского. | 2 | История села. | 2 | Экскурсия в районный музей. Составление рассказа по истории села. (индивидуальнаяработа). | 3 | Изучение демографической ситуации села, района, края. | 2 | Демографическая ситуация в селе, районе, крае и России.Проблемы и пути их решения (разработкасоциальный проект). Экскурсия исотрудничество с отделом социальной защиты населения. Работа в сети интернет. | 4 | Растительный и животный мир исследуемой территории. | 2 | Работа с картой и атласом Ирбейского района, дополнительнойлитературой для составления характеристики растительного иживотного мира с. Ирбейского. Посещение Районного музея и школьного музея. Благоустройство территории села. Проблемы и пути ихрешения (разработка социального проекта). | 5 | Урок – конференция. | 1 | Защита социальных проектов. | 5 | Изучение водоемов села. | 1 | Работа с физико-географической картой села для описаниясети водоемов. Выбор и определение учащимися модельных территорий селаИрбейского. | &ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (12 часов) | 1 | Техника безопасности. | 1 | Изучение основных правил поведения техники безопасности влаборатории. Составление памятки. | 2 | Определение свинца в окружающей среде. | 2 | Взятие и работа с пробой почвы. Создание вытяжки почвы иопределение качественного содержания свинца с помощью хим. реактива дитизона. | 3 | Изучение запылённости воздуха летом и зимой. | 2 | Зимой работа с пробой снега из исследуемой территории села(топка снега, фильтрование сухого остатка, взвешивание, математическийрасчет), Летом работа с растительностью (сбор верхней части растений,взвешивание, перевод пыли в раствор, фильтрование раствора, взвешивание сухоймассы). | 3 | Изучение загрязнения окружающей среды резиновойпылью. | 2 | Подсчет прохождения автотранспорта (легковой транспорт,грузовой транспорт) в час, в день и сутки. Математический расчет загрязнениярезиновой пылью. | 4 | Изучение шумового загрязнения территории. | 2 | Пользуясь справочными табличными данными о шумовомзагрязнении различных источников определяем шумовое загрязнение территории(1-определить число источников загрязнения,2- оценить по шкале шумовогозагрязнения, 3- рассшитать среднее значение шумового загрязнения и сравнениес допустимой нормой в жилой зоне). | 5 | Изучение состава водоёмов. | 2 | Изучение растительного и животного мира водоемов наисследуемой территории. Влияние на почву, климат и воздух. | 7 | Урок - Конференция. | 1 | Защита исследовательских работ. | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ. Программа элективного курса 9 класс (11 часов) Пояснительная записка. Элективный курс рассматривает и углубляет базовый компонент химического образования. Основной идеей программы является осознание необходимости химического анализа в жизни человека. Знакомство с профессиями, в которых используется химический анализ. Научится элементарным навыкам химического анализа.Предлагаемый материал имеет практическую и творческую направленность. Итоговой аттестацией учащихся является составление и защита собственных экспериментальных химических задач. Цель: Научится решать экспериментальные химические задачи. Пропаганда естественнонаучного профиля. Задачи: - Изучить основные способы разделения веществ.
- изучить основные способы распознавание веществ.
- Познакомится с основными способами решения экспериментальных задач.
- Научится анализировать полученные данные.
Формы работы: Предлагаемые задания курса рассчитаны на индивидуальную работу и работу в парах. Методические рекомендации: для выполнения лабораторных работ можно использовать карточки – инструкции с алгоритмом выполнения. Методы: частично-поисковый, исследовательский, практический. Оборудование и реактивы: специальное стандартное химическое оборудование и реактивы. Тематический план курса ТЕМА | КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ВИД КОНТРОЛЯ | всего | теория | практика | 1. Химический анализ. | 1 | + | | Памятка профессий в которых используется химическийанализ. | 1. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ. | 2 | + | + | Лабораторная работа. | 2. Хроматография, как один из способов разделения смесей. | 2 | + | + | Лабораторная работа | 3. Распознавание кислот, оснований, солей. | 1 | + | + | Экспериментальная задача. | 4. Распознавание некоторых катионов металлов. | 1 | + | + | Экспериментальная задача. | 5. Распознавание некоторых анионов. | 1 | + | + | Экспериментальная задача. | 6. Выращивание химических водорослей. | 1 | | + | Лабораторная работа. | 7. Решение экологических задач. | 2 | | | Составление задачи. | ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ. (12 часов) Программа элективного курса. 9 класс Цель: Познакомить учащихся с различными оценками экологического состояния воды. Пропаганда естественно научного профиля. Задачи: - Усилить роль лабораторных и практических работ, которые способствуют повышению знаний о воде.
- Формирование практических умений, которые обеспечивают наглядное восприятие экологических проблем вызванных загрязнением водоёмов.
Формы работы: Предлагаемые задания курса рассчитаны на индивидуальную работу и работу в парах. Коллективное...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.11 | Просмотров: 2194
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|