Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Наблюдение над языковыми явлениями и элементы исследовательской работы при изучении разрядов имен прилагательных в 6-м классе


Автор(ы): Юминова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы

Современная школа с точки зрения социального заказа должна дать прочные знания о языке и добиться совершенного владения им [1]. Таким образом, одним из важнейших общедидактических принципов обучения и сегодня остается принцип научности. “Применение принципа научности обучения языку предполагает сообщение учащимся только таких сведений о языке, которые прочно установились в современной лингвистической науке; освещение этих явлений в их взаимосвязанности и развитии” [2, стр. 36]. Тем не менее и на сегодняшний день в школьной программе имеется целый ряд вопросов, являющихся спорными. Их изложение в учебной литературе противоречиво, отражение в упражнениях и заданиях непоследовательно, что вызывает трудности как у детей, так и у преподавателей. В числе таких тем – “Разряды имён прилагательных”.
Изучение вопроса о разрядах имен прилагательных имеет давнюю историю, т. к. попытки классифицировать слова, принадлежащие этой части речи, имели место в лингвистике, начиная с 18 века.
Уже в трудах М. В. Ломоносова, в частности в его “Российской грамматике” [3], можно найти размышления о притяжательных прилагательных на -ов , –ин, которые были продуктивны в 18 веке.
Исходя из реального употребления прилагательных в языке, строил свою классификацию А. А. Барсов. В основу разграничения исследователь брал признак “уравнения”, т. е. возможность прилагательного иметь форму сравнительной степени [4, стр. 481-482].
В “Исторической грамматике” Ф. И. Буслаева мы не найдём классификации прилагательных, хотя в одном из его высказываний встречается термин “относительные” [5, стр. 422]. Он отличается от современного и введен учёным, видимо, для того, чтобы показать связь между двумя типами словосочетаний, соотнесённых друг с другом.
В “Грамматике церковно-словенского языка” А. Х. Востоков дает следующую классификацию прилагательных: “Прилагательные имена разделяются вообще на качественные, притяжательные, относительные, числительные, причастия” [6, стр. 35]. Знакомые всем нам определения… Однако предложенная классификация далека от современной: в ней насчитывается пять групп прилагательных, при этом автор не указывает принцип разграничения слов. Вот, например, какое определение дается относительным прилагательным: “Относительные имена суть прилагательные, означающие зависимость от предмета, первообразнымъ словомъ выражаемого. Они по окончаниямъ своимъ разделяются на три отделения” [6, стр. 42]. Далее ученый рассматривает каждую группу прилагательных, так что становится ясно, что именно окончаниям уделяется большее внимание, именно они являются определяющим критерием в решении вопроса о разряде.
Известное любому школьному учителю деление имен прилагательных на “качественные”, “относительные”, “притяжательные” можно найти в трудах А. А. Шахматова. Исследователь, казалось бы, обращается к классификации предшественника, однако его определения более чётки и привычны, например: “Прилагательные качественные, означающие такие качества, свойства, которые являются качествами-свойствами, мыслимыми в сочетании времени и также в различении развития; морфологически такие прилагательные обнаруживаются, во-первых, тем, что они образуют нечленные формы при членных, во-вторых, тем, что образуют при себе наречия, в-третьих, тем, что образуют степени сравнения, а также уменьшительные формы” [7, стр. 117]. Как видим, известный лингвист впервые выделил три класса прилагательных: качественные, относительные и притяжательные, - сделал попытку сформулировать их признаки. Именно определения А. А. Шахматова берутся за основу современными исследователями, делящими прилагательные на лексико-грамматические разряды, именно на его работы ссылаются при распределении прилагательных по группам: качественные, относительные, притяжательные. А между тем рассуждение А. А. Шахматова занимает всего полстранички, учёный приводит очень мало примеров, причем, рассматривая членные и нечленные формы, степени сравнения, исследователь ничего не говорит о качественных и относительных прилагательных, он делит имена прилагательные на грамматические группы, а с точки зрения семантики, по Шахматову, “прилагательное – это часть речи, которая включает в себя слова, определяющие существительные и являющиеся названиями свойств, качеств, отношений в их сочетании с названиями субстанций, причем под отношениями разумеются те, которые вытекают из существа, из природы самих субстанций” [7,стр. 112]. Таким образом, за всеми прилагательными исследователь закрепляет признак качества. И мы не можем сказать, к какому разряду учёный отнёс бы слова слепой и карий, “качественные”, с точки зрения современных исследователей, но не имеющие форм сравнительной степени, краткой формы, не сочетающиеся с наречиями. Кроме того, авторы современных грамматик и учебников не берут во внимание, что А. А. Шахматов, выделяя класс притяжательных прилагательных, не включает в него прилагательные на –ий, -ский, а, следуя традиции М. В. Ломоносова, рассматривает как притяжательные только прилагательные на –ов, -ин.
В “Русской грамматике” 1980 года четко противопоставлены друг другу 2 группы прилагательных: качественные и относительные (в то время как известный учёный В. В. Виноградов, при некоторой противоречивости своего учения, убедительно показал условность семантической границы между “качественными” и “относительными” прилагательными и привёл многочисленные примеры стирания морфологических отличий между данными группами слов [8, стр. 151]). В состав “относительных” входят также местоимения, порядковые и притяжательные прилагательные. Читая “Русскую грамматику - 80”, нетрудно обнаружить противоречие. С одной стороны, РГ-80 утверждает, что “качественные прилагательные имеют два ряда форм – полные (атрибутивные) и краткие (предикативные)…они образуют формы сравнительной степени” [9, стр. 541]. С другой стороны, в том месте, где говорится о неустойчивости грамматической границы между так называемыми качественными и относительными прилагательными, можно прочесть: “Не все качественные прилагательные в силу особенностей лексической семантики или морфологической структуры обладают грамматическими признаками, перечисленными в § 1295” [9, стр. 544].
Объяснение этому явлению, и достаточно чёткое, на наш взгляд, обнаруживается в работе А. М. Пешковского “Русский синтаксис в научном освещении”, где автор последовательно рассуждает о том, почему одни прилагательные могут образовывать формы степеней сравнения, а другие не могут: “У прилагательных качественная основа только способствует образованию степеней сравнения, но не обуславливает их категорически. Так прилагательные слепой, хромой, глухой в их основном значении лишь с трудом образуют степени сравнения… И это потому, что сами качества-то представляются нам абсолютными, не могущими количественно изменяться… С другой стороны, предметная основа не препятствует образованию степеней сравнения, если отношение к предмету забывается, сознаётся слабо, а на первый план выступает в сознании значение качества” [10, стр. 81-82].
К аналогичному выводу пришла и З. П. Данилова в статье “К вопросу о лексико-грамматических разрядах прилагательных”: “В области имён прилагательных решающую роль играет семантика слова, только она определяет возможность образовать от него степени сравнения, краткую форму, наречие на –о, существительное со значением отвлечённого качества” [11, стр. 129].
Таким образом,
1) попытки классифицировать имена прилагательные восходят ещё к XVIII веку;
2) освещение вопроса о разрядах прилагательных до настоящего времени является противоречивым;
3) до сих пор не выявлено единых критериев классификации имён прилагательных, нет цельной картины по вопросу о разрядах прилагательных.
Между тем авторы различных школьных учебников (см. , например, раздел “Учебная литература”) рассматривают тему “Разряды имён прилагательных” как нечто устоявшееся, соответствующее принципу научности, не допускающее иных толкований и решений.
Предлагаемые уроки позволят учителю избежать излишней категоричности в освещении спорного лингвистического вопроса, развить у детей осмысленное восприятие материалов учебника, с помощью элементов игры облегчить их понимание и запоминание, научат наблюдению за языковым явлением с опорой на личный опыт учащихся, помогут выработать навык взаимодействия в группе.
Урок № 1. Вопрос о разрядах имён прилагательных. Как отличают качественные прилагательные?
Цели и задачи
: познакомить детей с теоретическими сведениями о разрядах имён прилагательных, содержащимися в учебнике; развивать критическое, осмысленное восприятие материала учебника; формировать умение строить рассуждение на лингвистическую тему; прививать интерес к предмету.
Ход урока
I. Актуализация необходимых знаний.

1. Четыре человека работают у доски по карточкам из дидактического материала (повторяют на писание окончаний имён прилагательных, правописание гласных О, Ё после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных).
2. Один ученик готовит (по материалам предыдущего урока) связный ответ на вопрос: “Какая часть речи называется именем прилагательным?”
3. Класс пишет словарный диктант (один ученик работает у доски) на повторение правил: “Правописание безударных гласных в корнях слов”, “Правописание окончаний имён прилагательных”.
Задание: записать словосочетания, объяснив написание безударных гласных в корнях слов, окончаний имён прилагательных, графически обозначив орфограммы.
Материал для работы: Деревянный стул, молодого человека, зимним днём, по лисьему следу, на центральной площади, умный ребёнок, спортивной одежде, красным карандашом, в лёгком рюкзаке, мамино письмо.
II. Объяснение нового материала.

а) * Фронтальная работа:
1. Из каких языковых единиц состоял наш диктант?
Докажите, что в состав словосочетаний входят имена прилагательные.
3. Одинаковые ли признаки обозначают имена прилагательные?
Вывод: Мы записали словосочетания “прилагательные + существительные”, главными в которых являются имена существительные, и увидели, что прилагательные обозначают разные признаки (материал, возраст, время и т. д. ). Издавна учёные стремились произвести классификацию имён прилагательных. Авторы наших учебников выделяют три разряда прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Сегодня я предлагаю вам поиграть в учёных-исследователей и проверить, насколько справедливы их выводы.
Запись темы урока, объявление его целей.
б) Когда учёный приступает к работе, он изучает всю литературу по интересующему его вопросу.
* Прочитайте § 99, найдите ответ на вопрос: “Какие прилагательные называются качественными?”
После прочтения материала учебника: * Учёные предлагают целый ряд признаков, по которым прилагательные относятся к разряду качественных. Заслушаем сообщение ученика, подготовленное дома по § 50 учебника М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. На доске делается запись: Признаки качественных прилагательных:
  1. Имеют степени сравнения.
  2. Имеют полную и краткую форму.
  3. Сочетаются с наречиями (очень, слишком).
  4. Образуют сложные прилагательные.
  5. Образуют прилагательные с приставкой не- ”.
в) * Выполните упражнение. Распределите по группам записанные на доске имена прилагательные: крупный, чёрный, трёхметровый, хромой, голый, честный, круглый, кривой, гигантский, лимонный, светло-зелёный, прекрасный, низкий, двадцатикилограммовый, невесомый, треугольный, лёгонький, незлой, упрямый, бесчеловечный, миниатюрный, молочный.
Прилагательные характеризуют предмет
по величине: …;
по цвету: …;
по весу: …;
по внешнему виду: …;
по внутренним качествам: … .
г) *Проведём исследование по группам. Создаём пять лабораторий. Каждая анализирует прилагательные одной из групп (например, по величине: крупный, огромный, гигантский, миниатюрный), ища ответы на поставленные вопросы.
Запись на доске:

1. Можно ли прилагательные данной группы отнести к качественным, исходя из определения, данного в учебнике, и их значения?
2. Можно ли данные прилагательные считать качественными по их формальным признакам?
д) *Подводим итоги работы. Заслушиваем сообщения о результатах работы групп-лабораторий.
Вывод:
Все данные прилагательные, исходя из их значений, мы можем распределить по отдельным группам. Но они далеко не всегда обладают формальными признаками качественных прилагательных, то есть мы не можем воспользоваться критериями выделения разряда “качественные прилагательные”, предложенными в учебнике. Мы обнаружили противоречие в теории. Следовательно, она не до конца продумана. Исследования необходимо продолжить.
III. Выполнение тренировочных упражнений.
а) Упражнение № 227. 1. Распределите данные в упражнении прилагательные по группам в зависимости от их значения. 2. Найдите такие прилагательные (авторы учебника характеризуют их как качественные), которые не обладают формальными признаками качественных прилагательных.
б) В учебнике сказано: “Признаки предметов, обозначающие различные качества, “могут быть у предмета в большей или меньшей степени (сильный – сильнее – сильнейший; умный – умнее – умнейший)”. (С. 136, § 99)
Подтвердите или опровергните правильность этого утверждения на примере упражнения № 272. Приведите свои примеры. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, раскрывающее ход ваших мыслей.
в) Давайте рассмотрим предложения, записанные на доске:
Я прочитал интереснейшую книгу М. М. Пришвина о природе. Этот умнейший человек с глубоким вниманием наблюдал за жизнью животных и птиц.
* Как вы думаете, какое значение имеют выделенные прилагательные?
Вывод:
По форме представляя собой простую превосходную степень прилагательных, слова интереснейшая, умнейший имеют значение “ интересная, очень интересная”, “умный, очень умный”, т. е. они не обозначают признак, проявляющийся в наибольшей степени, т. к. не подразумевают сравнения с другими предметами, содержащими этот же признак.
Подведем итоги наших исследований:
1. В учебнике к разряду качественных относятся прилагательные, обозначающие различные качества предметов (величину, цвет, внешний вид и т. д. ). Авторы учебника считают, что такие признаки могут быть у предмета в большей или меньшей степени.
2. Мы выяснили, что для выделения разряда качественных прилагательных нет единых критериев. Обнаруживается противоречие между данным в учебнике определением и значениями прилагательных и формальными признаками так называемых качественных прилагательных.
3. Можно классифицировать прилагательные только по их значению.
IV. Самостоятельная работа. Свободный диктант.
* Озаглавить. После записи подчеркнуть имена прилагательные, определить известные группы прилагательных по значению.

Уже на краю неба журавли, уже их чёткий строй слился в тонкую линию, уже наступила прозрачная тишина осени, а я гляжу в синеву, где проплывают маленькие белые облачка паутины.
Есть примета, что такие паутинки – признак устойчивой хорошей погоды. Изменения погоды хорошо чувствуют многие насекомые. Паучки тоже. И долго быть хорошей сухой погоде, если летят на ровных нитях маленькие воздухоплаватели. (59 слов. В. Гребенников)
V. Домашнее задание: повторить § 98, слова с полей учебника; на примере слов зелёная (трава), голые (деревья), нахмуренный (ученик) докажите, что нельзя, опираясь на теоретический материал учебника, говорить о разряде качественных прилагательных.
Урок № 2. Вопрос о разрядах имён прилагательных. Как выделять относительные и притяжательные прилагательные?
Цели и задачи:
познакомить детей с точкой зрения авторов учебника на разряды прилагательных (относительные и притяжательные); продолжить работу по формированию умения строить рассуждение на лингвистическую тему; развивать чувство языка, умение видеть оттенки значений слов, употреблённых в различном контексте.
Ход урока
I. Самостоятельная работа на листочках.

1. * Теоретический диктант. Продолжить предложения, записанные на доске, дополнить высказывания примерами:
I. в. II. в.
а) Имя прилагательное отвечает на вопросы… и обозначает… а) Имена прилагательные изменяются по …
б) В предложении прилагательные бывают … б) Некоторые имена прилагательные имеют … форму.
2. * Словарный диктант. Запишите словосочетания. В скобках укажите, что обозначают прилагательные. Например: железобетонная конструкция (материал).
...

I. в. II. в.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.04.22 | Просмотров: 40

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!