Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков
Организация внеклассной работы по иностранному языку
Автор(ы): Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Система внеклассной работы по иностранному языку включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединённых общими целями. В создании системы важно учесть преемственность различных возрастных этапов и этапов овладения иноязычной коммуникативной деятельностью. Уровень языковой подготовки учащихся и их психофизиологические особенности определяют выбор содержания, форм и методов работы, а также характер взаимоотношений учителя и ученика. В создании любой системы существует сложнейшая зависимость между целями, содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса. Конечные цели внеклассной работы по предмету: - расширить и углубить знания, умения и навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
- стимулировать интерес учащихся к изучению предмета;
- способствовать всестороннему развитию личности,
- могут быть конкретизированы учителем в соответствии с построенной им моделью системы. При этом учитывается специфика и возможности предмета.
Содержание внеклассной работы по иностранному языку заключается в органическом единстве её основных направлений: - прагматическом (формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков, некоторых доступных умений и навыков художественной деятельности, на старших этапах – организованных умений и навыков);
- гносеологическом (сообщение учащимся сведений о стране изучаемого языка, о событиях в мире, о международном революционном движении, о детских и молодёжных организациях);
- аксиологическом (развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности);
В планировании внеклассной работы учитель очень часто сталкивается с проблемой – каким мероприятиям и занятиям отдать предпочтение: тем, которые предполагают заучивание школьниками готового материала, творческую импровизацию или отчёт о проделанной на предыдущем этапе работе. Необходимо их разумное сочетание. В изучении иностранным языкам не избежать заучивания наизусть и далеко не всё может быть построено на творческой импровизации. Важно позаботиться, чтобы любой предложенный учителем вид деятельности был привлекательным для учащихся, не вызывал переутомления, не был однообразным. В подготовке каждого запланированного мероприятия необходимо соблюдать ряд этапов, обеспечивающих его организационную чёткость: - обсудить с учащимися и администрацией школы характер и содержание мероприятия, время и место проведения;
- подобрать необходимый материал, составить сценарий и распределить среди учащихся роли, назначить ответственных за музыкальное и художественное оформление;
- написать объявление и программу, разослать пригласительные билеты шефам, учащимся соседних школ, родителям;
- утвердить состав жюри и условия подведения итогов конкурсов и игр;
- выпустить стенгазету или радиопередачу;
- организовать работу над материалами сценария с использованием ТСО.
Кроме того, учитель должен провести соответствующую работу с языковым материалом, необходимым для понимания содержания мероприятия. Одним из резервов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету. Изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. Внеклассные занятия обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию умений и навыков. Учителю важно выбрать те из них, которые наиболее полно помогают в решении практических, общеобразовательных и воспитательных задач и вместе с тем экономичны во времени, не громоздки, способствуют созданию мотивированных ситуаций речевого образца, отвечают интересам детского коллектива, удачно сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса. В основе функционирования системы внеклассной работы по любому предмету лежат ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы. Вот наиболее значимые принципы внеклассной работы по иностранным языкам: - связь с жизнью;
- коммуникативная активность;
- учёт уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками иностранного языка;
- учёт возрастных особенностей учащихся;
- сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
- межпредметные связи в подготовке и проведению внеклассной работы по иностранному языку.
Все эти принципы взаимодействуют друг с другом. Осуществление одного принципа в практике педагогической деятельности невозможно без соблюдения других. В этом проявляется их системный, основополагающий характер. Наряду с названными, необходимо соблюдать также и те методические принципы, которые определяют систему обучения конкретному иностранному языку. Эффективность и результативность внеклассной работы находятся в прямой зависимости от соблюдения как перечисленных принципов, так и следующих условий: - добровольность участия;
- сочетание самодеятельности и инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся.
Организация утренников, вечеров и концертов способствуют более эффективному изучению иностранного языка. Утренники – это, как правило, мероприятие для учащихся 6-7 классов, которые проводятся в дневное время, в редких случаях во время урока. Тематика утренников отражает психологические особенности и уровень языковой подготовленности школьников этого возраста: “Детская поэзия страны изучаемого языка”, “Весёлые хороводы”, “Встреча с любимыми литературными героями”, “В гостях у наших друзей”, “Песни и игры детей изучаемого языка”, “Весёлый алфавит” и др. На утренниках учащиеся исполняют и прослушивают песни и стихи на изучаемом языке, разучивают хороводы и любимые игры детей, участвуют в инсценировках, конкурсах, знакомятся с жизнью их сверстников за рубежом, историей возникновения детских организаций в стране изучаемого языка и их деятельностью. Здесь короткие, красочно оформленные номера программы динамично следуют один за другим. В их оформлении используются рисунки и костюмы, подготовленные самими детьми. В некоторых случаях к подготовке костюмов и декораций привлекаются родители. Утренник – это красивый детский праздник. Повысить интерес к мероприятию помогает проведение различных конкурсов: на лучшее исполнение песни или стихотворения, их инсценирование, на лучшую постановку пьесы или народного танца, на лучший рисунок и т.д. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.04.25 | Просмотров: 320
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|