Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Критериально-ориентированная диагностика на уроках русского языка (по ИОСО)


Автор(ы): Ксиво Альбина Александровна, замдиректора по учебной работе

Четыре года муниципальное общеобразовательное учреждение “Гимназия 164” г. Зеленогорска Красноярского края, являясь научно-внедренческой лабораторией ИППУО КГПУ, как я уже писала в прошлом году, использует в практике своей работы индивидуально- ориентированную систему обучения (ИОСО) – психологическую систему, направленную на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации учебных занятий и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков.
Наряду с традиционными оценками динамики продвижения учащихся в учебном процессе мы применяем и критериально-ориентированную диагностику (КОД).
Что данная технология эффективна, я выявила не только из личного общения с детьми и их оценки данной технологии, но и на основе КОДа эффективности преподавания предмета. (См. Методическое пособие А.А.Ярулова “Критериально-ориентированная диагностика в образовательном процессе”, Красноярск, 2002).
Предлагаю некоторые КОДы, проведенные для учащихся 6Б класса по русскому языку. Такую же диагностику мы проводим по классам, гимназии в целом, что дает нам возмозность продуктивно работать не только над качеством образовательного процесса, но и отслеживать сформированность ключевых компетентностей гимназистов, уровень познавательного интереса, определить правильность избранных приоритетов.
КОД успешности организации учебной деятельности

Перечень предлагаемых утверждений Cогласен Скорее согласен, чем не согласен Не уверен Скорее не согласен, чем согласен Не согласен
5 4 3 2 1
1 В этом учебном году:
А Я улучшил свою успеваемость по одному или нескольким предметам 8 12 4
Б Я стал более ответственно относиться к учёбе 10 11 3
В У меня появился интерес к изучению ранее не любимого мною предмета 10 11 3
Г У меня улучшилось отношение с учителями и одноклассниками 18 4 2
2 Мои усилия в учебе зависят от:
А Желания узнать много нового и интересного 15 9
Б Целей, которые я поставил перед собой 14 4 6
В Требований, предъявляемых мною к самому себе 11 13
Г Желания не отставать от одноклассников 16 4 4
3 При выполнении учебных заданий:
А Повторяю ранее изученный материал 12 12
Б Пользуюсь справочниками, словарями, энциклопедиями 9 10 5
В Стремлюсь находить различные варианты решения поставленных передо мною вопросов и задач 8 16
Г Проверяю правильность выполненных мною задач и упражнений 16 8
4 Как правило, в учёбе я стараюсь:
А Планировать и использовать с пользой для себя учебное время 14 6 4
Б Не списывать и добиваться результата самостоятельно 16 8
В Регулярно готовиться к урокам 21 3
Г Не опаздывать и не пропускать занятия без уважительных причин 24 -
5 На уроках я не боюсь:
А Задавать вопросы, участвовать в обсуждении изучаемого материала 18 3 3
Б Отвечать учебный материал 19 3 2
В Ошибиться при выполнении учебных заданий 20 1 3
Г Обращаться за помощью к учителям 24 -
6 Во внеурочное время:
А Я читаю дополнительную литературу по интересующим меня предметам 4 20
Б Посещаю занятия предметных кружков, или факультативов, или курсов углублённого изучения предметов, или консультации 24 -
В Люблю заниматься интеллектуальными играми (решать кроссворды, играть в шахматы, отвечать на вопросы викторины и т.д.) 16 8
Г Люблю смотреть телепередачи, фильмы познавательного (научно-популярного) характера 17 2 5
Данные по каждому ученику заносятся в бланк ответов, составляемому по форме, где хорошо видно, как учится каждый ученик; отдельно мальчики, девочки; сколько баллов набирает ученик и каков его уровень динамики развития учебной деятельности. (Уровневые критерии определены автором технологии). В данном классе ученики в основном находятся на субъектном и позитивном уровнях, т.е. у них положительное отношение к учебе, достаточно развито самообразование, осознание соотношений мотивов и целей.
КОД личностного развития гимназиста в контексте учебной деятельности
показал, чтоу шестиклассников отмечается устойчивый познавательный интерес - 62%.
Мотивы в основном учебно- познавательные, связанные с содержанием и процессом обучения, 41% учащихся самостоятельно строит свои учебные действия на основе анализа условий и полной ориентировки в них, учебные действия формируются быстро, выполняются без ошибок и широко переносятся в новые условия.
53% лучше понимает содержание материала, отличает существенные признаки от несущественных, но учебные действия усваиваются в готовом виде и осуществляются, хотя и без ошибок, но на ограниченном учебном материале.
Большинство учащихся владеет своими чувствами, организованы, ответственны, у них отмечается трудолюбие, умение планировать свою деятельность и оценивать ее результаты, уверены в своих силах.
Вместе с тем, учащиеся не всегда умеют рассчитывать свои силы, не настойчивы в достижении цели, над чем и необходимо работать. Кроме того, следует обратить внимание на отдельные позиции (у некоторых учащихся отсутствует познавательный интерес, недостаточно понимают содержание учебного материала).
При соотнесении полученных результатов с уровневыми критериями выявилось следующее:
Класс Кол-воуч-ся У Р О В Н И
Субъектный Позитивный Потенциальный Негативный
24 9 11 4
Рекомендации: для побуждения учащихся к совершенствованию своей учебной деятельности провести знакомство с личными результатами каждого, чтобы дети проанализировали свои сильные и слабые стороны, акцентировали свое внимание на существующие у них проблемы и наметили пути их решения. Провести часы общения по наиболее остро стоящим проблемам.
В конце каждого полугодия провожу контрольные срезы ЗУН – самостоятельности учащихся.
Итоги контрольного среза ЗУН – самостоятельности учащихся по русскому языку
6Б класс – 24 ученика № задания Выполнившие задания% Справив-шиеся% % ЗУН – самостоятельности
1 100 94 94
2 100 100 100
3 100 88 88
ИТОГО 1 уровень 94
4 100 82 82
5 100 94 94
6 95 100 100
Итого 2 уровень 92
7 91 94 94
8 95 82 82
ИТОГО 3 уровень 88
Всего по 3 уровням 91
Рейтинг личной успешности ученика по русскому языку определяется по сумме полученных отметок, деленной на их количество
Список класса 2003-2004 уч.г. 2004-2005уч.г.
Начало Конец Начало Конец
Рейтинг ученика
Панин Костя 5,0 5,0 5,0
Лесняк Настя 5,0 5,0 5,0
Склярова Саша 5,0 5,0 4,9
Кривоносова Таня 4,5 4,9 4,4
Ушакова Женя 4,1 4,4 4,2
Турышева Софья 4,0 4,2 4,4
Донец Сергей 4,2 4,6 4,3
Болотникова Оля 3,6 4,0 4,0
Мухачёв Виталий 4,0 4,0 4,0
Фролова Настя 4,1 4,4 4,3
Бородина Катя 4,1 4,5 4,2
Тужилин Максим 3,8 4,5 3,7
Тольга Настя 3,2 3,5 3,5
Солодкий Миша 3,3 4,0 3,8
Оськина Аня 3,5 3,7 3,9
Малышкина Лена

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.04.27 | Просмотров: 219

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!