Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование дидактических игр на уроках математики - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Использование дидактических игр на уроках математики


Автор(ы): Акимова Лилия Николаевна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В своей педагогической работе я стараюсь использовать разнообразные приёмы, которые активизируют учебную деятельность школьников, воспитывают у них активность, самостоятельность мышления, учат применять знания в процессе обучения.
Остановлюсь только на одном из этих приёмов - дидактической игре. По моему мнению, дидактическая игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества должны присутствовать на всех уроках математики, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет. Над этой проблемой я работаю давно. В моей методической копилке имеется большое количество разнообразных дидактических игр. Есть уроки, где игра является ведущим методом, есть игровые моменты, которые используются фрагментально. В данной работе я предлагаю несколько игровых приёмов, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса. Все предлагаемые приёмы рождались постепенно в течении многих лет педагогической работы. Что-то я брала из опыта работы других учителей, что-то из методических книг, журналов, газет, иногда сами дети придумают и предложат какую-то игру. Игровые приёмы можно использовать на различных этапах урока: повторение, изучение нового материала, закрепление и т.д.
Большой проблемой становится для учителя, так и для ученика недостаточные навыки хорошего счёта. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счёту, так и к урокам вообще. Для преодоления этих недостатков я использую в 5-6 классах следующие игры:
  1. Игра “Лови, не зевай, правильно отвечай!”. Правила игры: учитель называет пример и кому-то из участников игры бросает мяч, тот должен вернуть мяч с ответом. Предлагаются примеры такого типа: 100-78; 236+24; 37+47; 358-218;
  2. Игра “ Кто первый скажет “100””. Играют два ученика. Первый называет число, меньше 10, второй добавляет к нему число, меньше 10 и называет ответ, первый опять добавляет к полученной сумме число, меньше 10 и говорит ответ и т.д., пока один из них не скажет “100”. Последний и будет победителем.
  3. Игра “Построй лестницу”. Играют двое. По сигналу учителя оба ученика начинают выполнять следующие команды: а) пишут любое четное двузначное число; б) сносят вниз последнюю цифру и приписывают вторую, чтобы число было нечетным; в) снова сносят вниз последнюю цифру и приписывают справа одну цифру, чтобы число было кратно 3; 4; 5; …до10. Кто первый закончил, тот и выиграл.
  4. Игра “ Молчанка”. На доске задания для устного опроса. Отвечает один ученик. Остальные учащиеся, если согласны с отвечающим, поднимают зеленую карточку, а если нет - красную. Таким образом, учитель видит ответ каждого. С другой стороны эта игра помогает дисциплинировать учеников. Вот некоторые из этих упражнений.
Тема: “ Степень с натуральным показателем”.
а) Больше или меньше нуля: (-3)3; (-1)4?
б) Что больше 25 или 52?
в) Какое из чисел 2; -2; 3; или -3 является корнем уравнения: x3 = -8; x4=81?
г) При каком значении x верно равенство: (35)x =310; (5x)4= 512?
Тема: “Многочлены”.
а) Назовите старший член многочлена: -5x + 0,001x8 +300x6 +1; 0.8y2 –y10 +1.
б) Какова степень многочлена: x4y2 +y6 -2x6-3xy5; 8a2b+3ab2-b4?
в) Какие одночлены надо подставить вместо звёздочек, чтобы получить тождество:
*( 4b2-7b+8)=28b3-49b2+56b; *(3y2+8y-7)=36y5+*+*?
г) Можно ли трехчлен представить в виде суммы двух двучленов: x2+6x+1; p2-p-1?
5. “Игра с числами”. У каждого ученика имеется 31 квадрат (со стороной 1см), вырезанный из плотной бумаги. В каждый квадрат вписано одно из целых чисел от -15 до 15. Учащиеся выкладывают их на столах в порядке возрастания. Для закрепления темы “Сложение и вычитание целых чисел” можно предложить учащимся разнообразные упражнения. Например: а) укажите как можно больше пар чисел, чтобы их сумма была равна -25.
_+_=-25.
Учащиеся должны из квадратиков выложить верное равенство. За правильностью результатов следят учитель и сосед по парте. Задание можно усложнить: _+ _-_= -25; _-_+_+_=-25.
Также можно использовать и командные игры. Например: “Эстафета”. Каждая команда получает листок, где написано число, например 17. Первый участник команды к этому числу прибавляет число единиц, т.е. 7, записывает ответ /17+7=24/ и передает следующему. Тот тоже прибавляет к числу число единиц /24+4=28/ и передает дальше и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно выполнит задание.
Игра “Лесенка”. Играют две команды. На доске нарисованы 2 лесенки с указанием чисел и действий над ними. Члены команд выходят по одному к доске и выполняют только одно действие, затем выходит следующий, и он может исправить (если есть) ошибку предыдущего и сделать одно следующее действие. Выигрывает та команда, которая первой с верным ответом доберется до последней ступеньки.
Отработке вычислительных навыков способствует и игра “Рыбалка”. Из ватмана вырезаю несколько рыбок. На каждой рыбке записываю по 4 вычислительных примера. Из четырех предложенных на рыбках примеров ребята первого варианта “ вылавливают” примеры с ответом, например,10, а учащиеся второго варианта отбирают примеры с ответом, например, 16.
Нравится ребятам, когда я даю задания на исправление преднамеренно-сделанных ошибок в решениях, в доказательствах, на восстановление частично стертых записей. Такие задания используются мною в любых классах и по самым разнообразным темам. Вот только некоторые из них:
Тема: “Линейная функция”.
Некоторая линейная функция задана таблицей:
x -2 -1 0 1 2
y -8 -4 -2 1 4
Задайте её формулой, если известно, что одно из значений функции записано неверно.
Тема: “Решение линейных уравнений”.
Ученик Иванов Василий дома решил следующее уравнение. Проверьте и найдите ошибку ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.04.29 | Просмотров: 327

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340