Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Контрольно-обобщающий урок по теме Односоставные предложения в 8-м классе
Автор(ы): Чуб Анна Михайловна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛЬ: обобщить и проверить знания учащихся. ЗАДАЧИ: - развивать умения различать двусоставные и односоставные предложения,
- определять виды односоставных предложений,
- различать именные и глагольные односоставные предложения, сложные предложения,
- в состав которых входят односоставные предложения;
- воспитывать любовь к художественной литературе.
СТРУКТУРА УРОКА по технологии встречных усилий (ТВУ) ЭТАПЫ УРОКА
| ПРИЁМЫ | 1. Начало урока,«разминка» | создать эмоциональный и интеллектуальный настрой на совместную работу: «отсроченная отгадка» | 2. Контрольно-подготовительный этап урока | «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала: «погружение», «согласен / не согласен» | 3. Сотворчество | поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока и сведение этих усилий в совокупное знание по изучаемому предмету: «кластер» | 4. Контроль знаний | проверка знаний: «разноуровневые задания» | 5. Рефлексивный этап урока | Осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания: «эссе» | 1.РАЗМИНКА. - И останешься с вопросом
На брегу замёрзлых вод. (П.) - Зима! Крестьянин торжествуя
На дровнях обновляет путь. (П.) - Славный снег! Какая роскошь!
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ? 2. ПОГРУЖЕНИЕ. Согласен!! не согласен. («Тонкие вопросы») ДА !! НЕТ 1.Определенно- личные предложения - это односоставные предложения. (Да) 2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да) 3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее? (Да) 4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет) 5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет) 6.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да) 7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет) 8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? ( Да) 9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да) 10. Назывные- двусоставные предложения? (Нет) 3. « КЛАСТЕР». Собери опорную схему. Односоставные | | Я, МЫ, ТЫ, ВЫ | Определённо- личные | | ОНИ, КТО- ТО | Неопределённо- личные | | ВСЕ, ЛЮБОЙ | Безличные | | 1, 2 Л.ЕД.МН.Ч. НАСТ. БУД.ВР. | Назывные | | 3 Л. МН.Ч. ПРОШ.ВР. | Обобщённо- личные | | СОСТ. ПРИР. И ЧЕЛОВЕКА. | Подлежащее | | ГЛАГОЛ БЕЗЛИЧ.,Н.Ф.ГЛ.,НЕТ | Сказуемое | | | 4.ЗАПИШИТЕ НОМЕРА ТОЛЬКО ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.(По А.А.Фету) Один ученик работает у доски. Самопроверка. - Сядь у моря – жди погоды.
- Какая холодная осень!
- А ручей так и рвётся.
- От звезды, будто искра, заронилась дума Тайно в сердце грустное моё.
- Что за вечер!
- Ночь. Не слышно шума городского.
- Будто воды, наши годы станут прибывать.
- Отчего ж не ждать?
- Из-за дремлющих сосен пожар восстаёт.
- Весна. Совсем тепло.
ОТВЕТ: 1, 2,5,6,8,10 5.НУЖНО РАЗЛИЧАТЬ ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. - Что же говорят об этом удальце?(П.)
- Люблю дымок спалённой жнивы. (Л.)
- Тихая, звёздная ночь. (Ф.)
- Кому владеть мечом? (П.)
- Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)
- Не отходи от меня, друг мой. (П.)
- На обломках самовластья напишут наши имена. (П.)
- С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. (Ф.)
- Тебе внимать, твой видеть милый взор. (П.)
- Непредвиденный дождь.
ОТВЕТ: - неопр.- личн.
- опред.- личн.
- назывн.
- безличн..
- обобщ.- личн.
- определ.- личн.
- неопред.- личн.
- безличн.
- безличн.
- назывн.
6.ПАУЗА. «ЗАДАЧКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ» -Посмотри-ка, - сказал Витя Захаров своему другу Пете,- я нашёл интересное стихотворение, которое состоит из простых предложений, причём одного вида. Вот оно: Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. А.Фет - Я тоже, - отозвался Петя, -- отыскал стихотворение, где все простые предложения и, за исключением первого, относятся к одному и тому же типу. Сейчас я тебе его прочту. Чудная картина, Свет небес высоких, Как ты мне родна! И блестящий снег, Белая равнина,И саней далёких Полная луна, Одинокий бег. А.Фет - Покажем эти стихи завтра в классе, - предложил Витя, - пусть подумают все ребята над тем, какого вида эти предложения.Н.Александрович ( В первом стихотворении все предложения безличные, во втором (кроме первого предложения) – назывные). 7. « ЛОТО». Составить схемы предложений. «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ». Ученик достаёт себе предложение из бочки и делает его разбор, составляет схему. - Вечерний час, в долину тень сползла. (Л.)
- В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой. (П.)
- Подали ужинать, сердце её сильно забилось. (П.)
- Пряный вечер, гаснут зори. (Ес.)
- Смеркалось, подали свечи. (П.)
- И вы не знаете, что сделалось с бедной вашей женою? (П.)
- Благодарю, высылай скорее сына. (П.)
- Через несколько дней узнали, что Владимир уехал в армию. (П.)
- На дворе было ещё темно, как Андрияна разбудили. (П.)
«ЗАДАЧКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ». Назывными предложениями нельзя злоупотреблять в письменной речи. Один начинающий поэт прислал в редакцию очень слабые стихи, которые состояли почти сплошь из назывных предложений. Редакция остроумно ответила ему: « Такие стихи писать легко и приятно. Просто прийти куда-нибудь и перечислять…Вот, например, «Магазин»: Полы. Прилавки. Покупатель. Чулки. Сорочек ряд. Духи. Перчатки. Шляпы. О.Создатель. О. Как. Легко. Писать. Стихи. В этом полном иронии четверостишии допущена одна передержка; если вы заметили, то сумеете наверняка найти и предложение, которое никак нельзя отнести к назывным. Н.Александрович ОТВЕТ: Первое - двусоставное, второе - назывное, третье – безличное. Последнее предложение не назывное: О создатель! О, как легко писать стихи! ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Охарактеризуй предложение. Сколько в нём простых предложений? Шёпот сердца, уст дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, Бледный блеск и пурпур розы, Речь не говоря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря! ОТВЕТ: Все предложения назывные, 13 запятых, 13 простых предложений. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ. Работа по разноуровневым тестам. РЕФЛЕКСИЯ. Поставьте себе оценку за знание этой темы. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Напишите сказку: 1 ряд- о Предложениях, всегда готовых обнаружить своё истинное (определённое ) лицо. 2 ряд- о безликих Безличных Предложениях, у которых нет и не может быть лица. 3 ряд- о волшебниках Назывных Предложениях, умеющих кратко сформулировать любую мысль. 8 класс. Односоставные предложения. 1вариант. 1 уровень. 1.Продолжи суждение: Двусоставные предложения - это 2. Найдите односоставные предложения: а) Приятно пахнет черемухой. б) Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить. в) Месяц назад люди увели с яблони ее весёлых, румяных детишек. 3. Определите тип односоставного предложения: Настоящую нежность не спутаешь ни с чем . 4.Приведите примеры трёх назывных предлож...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.04.29 | Просмотров: 327
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|