Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Контрольно-обобщающий урок по теме Односоставные предложения в 8-м классе - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Контрольно-обобщающий урок по теме Односоставные предложения в 8-м классе


Автор(ы): Чуб Анна Михайловна, учитель русского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛЬ: обобщить и проверить знания учащихся.
ЗАДАЧИ:
  • развивать умения различать двусоставные и односоставные предложения,
  • определять виды односоставных предложений,
  • различать именные и глагольные односоставные предложения, сложные предложения,
  • в состав которых входят односоставные предложения;
  • воспитывать любовь к художественной литературе.
СТРУКТУРА УРОКА по технологии встречных усилий (ТВУ)
ЭТАПЫ УРОКА
ПРИЁМЫ

1. Начало урока,«разминка»
создать эмоциональный и интеллектуальный настрой на совместную работу: «отсроченная отгадка»
2. Контрольно-подготовительный этап урока «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала: «погружение», «согласен / не согласен»
3. Сотворчество поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока и сведение этих усилий в совокупное знание по изучаемому предмету: «кластер»
4. Контроль знаний проверка знаний: «разноуровневые задания»
5. Рефлексивный этап урока Осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания: «эссе»


1.РАЗМИНКА.

  1. И останешься с вопросом
    На брегу замёрзлых вод. (П.)
  2. Зима! Крестьянин торжествуя
    На дровнях обновляет путь. (П.)
  3. Славный снег! Какая роскошь!
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?

2. ПОГРУЖЕНИЕ.

Согласен!! не согласен. («Тонкие вопросы») ДА !! НЕТ

1.Определенно- личные предложения - это односоставные предложения. (Да)
2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да)
3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
6.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)
7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? ( Да)
9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)
10. Назывные- двусоставные предложения? (Нет)

3. « КЛАСТЕР».

Собери опорную схему.

Односоставные Я, МЫ, ТЫ, ВЫ
Определённо- личные ОНИ, КТО- ТО

Неопределённо- личные
ВСЕ, ЛЮБОЙ
Безличные 1, 2 Л.ЕД.МН.Ч. НАСТ. БУД.ВР.
Назывные 3 Л. МН.Ч. ПРОШ.ВР.
Обобщённо- личные СОСТ. ПРИР. И ЧЕЛОВЕКА.
Подлежащее ГЛАГОЛ БЕЗЛИЧ.,Н.Ф.ГЛ.,НЕТ
Сказуемое
4.ЗАПИШИТЕ НОМЕРА ТОЛЬКО ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.(По А.А.Фету)

Один ученик работает у доски. Самопроверка.

  1. Сядь у моря – жди погоды.
  2. Какая холодная осень!
  3. А ручей так и рвётся.
  4. От звезды, будто искра, заронилась дума Тайно в сердце грустное моё.
  5. Что за вечер!
  6. Ночь. Не слышно шума городского.
  7. Будто воды, наши годы станут прибывать.
  8. Отчего ж не ждать?
  9. Из-за дремлющих сосен пожар восстаёт.
  10. Весна. Совсем тепло.
ОТВЕТ: 1, 2,5,6,8,10

5.НУЖНО РАЗЛИЧАТЬ ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
  1. Что же говорят об этом удальце?(П.)
  2. Люблю дымок спалённой жнивы. (Л.)
  3. Тихая, звёздная ночь. (Ф.)
  4. Кому владеть мечом? (П.)
  5. Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)
  6. Не отходи от меня, друг мой. (П.)
  7. На обломках самовластья напишут наши имена. (П.)
  8. С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. (Ф.)
  9. Тебе внимать, твой видеть милый взор. (П.)
  10. Непредвиденный дождь.
ОТВЕТ:
  1. неопр.- личн.
  2. опред.- личн.
  3. назывн.
  4. безличн..
  5. обобщ.- личн.
  6. определ.- личн.
  7. неопред.- личн.
  8. безличн.
  9. безличн.
  10. назывн.
6.ПАУЗА. «ЗАДАЧКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ»

-Посмотри-ка, - сказал Витя Захаров своему другу Пете,- я нашёл интересное стихотворение, которое состоит из простых предложений, причём одного вида.

Вот оно:

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
А.Фет

- Я тоже, - отозвался Петя, -- отыскал стихотворение, где все простые предложения и, за исключением первого, относятся к одному и тому же типу. Сейчас я тебе его прочту.

Чудная картина, Свет небес высоких,
Как ты мне родна! И блестящий снег,
Белая равнина,И саней далёких
Полная луна, Одинокий бег.
А.Фет


- Покажем эти стихи завтра в классе, - предложил Витя, - пусть подумают все ребята над тем, какого вида эти предложения.Н.Александрович

( В первом стихотворении все предложения безличные, во втором (кроме первого предложения) – назывные).

7. « ЛОТО». Составить схемы предложений.

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ». Ученик достаёт себе предложение из бочки и делает его разбор, составляет схему.

  1. Вечерний час, в долину тень сползла. (Л.)
  2. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой. (П.)
  3. Подали ужинать, сердце её сильно забилось. (П.)
  4. Пряный вечер, гаснут зори. (Ес.)
  5. Смеркалось, подали свечи. (П.)
  6. И вы не знаете, что сделалось с бедной вашей женою? (П.)
  7. Благодарю, высылай скорее сына. (П.)
  8. Через несколько дней узнали, что Владимир уехал в армию. (П.)
  9. На дворе было ещё темно, как Андрияна разбудили. (П.)
«ЗАДАЧКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ».

Назывными предложениями нельзя злоупотреблять в письменной речи.

Один начинающий поэт прислал в редакцию очень слабые стихи, которые состояли почти сплошь из назывных предложений. Редакция остроумно ответила ему:

« Такие стихи писать легко и приятно. Просто прийти куда-нибудь и перечислять…Вот, например, «Магазин»:

Полы. Прилавки. Покупатель.
Чулки. Сорочек ряд. Духи.
Перчатки. Шляпы. О.Создатель.
О. Как. Легко. Писать. Стихи.

В этом полном иронии четверостишии допущена одна передержка; если вы заметили, то сумеете наверняка найти и предложение, которое никак нельзя отнести к назывным.

Н.Александрович

ОТВЕТ: Первое - двусоставное, второе - назывное, третье – безличное. Последнее предложение не назывное: О создатель! О, как легко писать стихи!

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

Охарактеризуй предложение. Сколько в нём простых предложений?

Шёпот сердца, уст дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
Бледный блеск и пурпур розы,
Речь не говоря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!

ОТВЕТ: Все предложения назывные, 13 запятых, 13 простых предложений.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.

Работа по разноуровневым тестам.

РЕФЛЕКСИЯ.

Поставьте себе оценку за знание этой темы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Напишите сказку:

1 ряд- о Предложениях, всегда готовых обнаружить своё истинное (определённое ) лицо.

2 ряд- о безликих Безличных Предложениях, у которых нет и не может быть лица.

3 ряд- о волшебниках Назывных Предложениях, умеющих кратко сформулировать любую мысль.

8 класс. Односоставные предложения.
1вариант.
1 уровень.

1.Продолжи суждение:

Двусоставные предложения - это

2. Найдите односоставные предложения:

а) Приятно пахнет черемухой.

б) Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить.

в) Месяц назад люди увели с яблони ее весёлых, румяных детишек.

3. Определите тип односоставного предложения:

Настоящую нежность не спутаешь ни с чем .

4.Приведите примеры трёх назывных предлож...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.04.29 | Просмотров: 298

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340