Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Коспект урока русского языка в 7-м классе. Повторение изученного по теме Причастие
Автор(ы): Землякова Инна Алексеевна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы; развитие орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков самостоятельной работы. Ход урока - Проверка домашнего задания.
Упр. 149 (Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. Москва “Просвещение”, 2007) 1 ученик. Записать текст упражнения, подчеркнуть грамматические основы, указать виды причастий; 2 ученик. Выполнить морфологический разбор причастия (мигающими). Определить тип и стиль текста, обосновать свой ответ. Работа с классом. 1. Беседа: - Что такое причастие? - Назовите два вида причастий. - Чем отличаются действительные и страдательные причастия? - Запишите суффиксы причастий (2 человека к доске): д. п. н. в – -ущ- ющ- (от глаголов 1 спр.) ащ – ящ- (от глаголов 2 спр.) д. п. п. в. – -вш- ш- (перед – вш- сохраняется суффикс неопределённой формы глагола) с. п. н. в. - -ем-ом-(от глаголов 1 спр.), -им- (от глаголов 2 спр.) с. п. п. в. – енн- (от гл. на –ить), -нн-(от гл -ать, -ять) 2. Выполнение заданий (см. приложение). (Все последующие задания выполняются каждым учеником индивидуально в ходе работы на уроке, ответы вписываются в таблицы ). Задание №1. Перед вами текст. Прочитайте его и выполните указанные задания. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Выпишите причастия, распределив их в две колонки: действительные и страдательные. Не умолкая, шумел прилив. 2. Набегали гр..хоч..щие волны бьющ..ся о подножие тороса. 3. Но вот буря стихла. 4. Смолкли успоко..вшиеся волны пр..давле(н,нн)ые тяжкой грудой льда. 5. Ледя(н,нн)ые поля пр..двинулись к самому берегу. 6. Пошёл гул, послышалось бормоч..щее ш..пение, ш..рох, треск лома..щихся глыб. 7. Надв..галось (не)укр..щё(н,нн)ое стоногое чудовище – буря. 8. Передовые льдины сжатые нап..равшей массой полезли на вершину и громоздились в причудливые горы. 9. Движение ледя..ной массы встрет..вшее огромную пр..граду превратилось в колоссальную энергию разрушения. 10. И через несколько минут лома(н,нн)ыми очертаниями поднялись новые громады. Вдруг опять разъяре(н,нн)м зверем набежала буря, разорвала тишину торжеству..щим воем. действительные | страдательные | грохочущие | придавленные | бьющиеся | неукрощённое | успокоившиеся | сжатые | бормочущее | разъярённым | ломающихся | придавлены | напиравшей | сжаты | встретившее | не укрощены | торжествующим | разъярены | | | - Дополните одну из колонок таблицы причастиями, поставив их в краткую форму. Какую колонку будем дополнять? Почему? (вторую – только страдательные причастия имеет краткую форму) - В чём состоит разница написания кратки и полных страдательных причастий (с НЕ раздельно, одна буква н) Задание № 2. Найдите в тексте предложения, в которых есть причастные обороты. Выпишите номера этих предложений и выполните их пунктуационный разбор. № 2(простое предложение, осложнено причастным оборотом) № 4 (простое предложение, осложнено причастным оборотом) № 8 (простое предложение, осложнено причастным оборотом, однородными сказуемыми) № 9 (простое предложение, осложнено причастным оборотом) Задание № 3. Перестройте 2 и 4 предложение так, чтобы получились сложные предложения. Выполните синтаксический разбор полученных предложений. № 2. Набегали грохочущие волны, которые бились о подножие тороса (сложноподчинённое) № 4. Смолкли успокоившиеся волны, которые придавила тяжкая груда льда (сложноподчинённое) Дополнительный вопрос: в записанных предложениях найдите слова, в которых произносится звук ш (успокоившиеся, тяжкая) Задание № 4. Выпишите из текста причастия со следующими орфограммами: - Гласные в приставках пре, при.
- Чередующиеся гласные в корнях слов.
- Не с причастиями.
- Выполните морфемный разбор следующих причастий, дополните каждый ряд причастий словами такой же части речи с указанными орфограммами (придавленные, напиравшей, неукрощённые) - Может ли слово неукрощённые писаться с НЕ раздельно? - При каком условии? (в краткой форме, если есть зависимое слово). Приведите пример (никем не укрощённые). - Назовите условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Задание № 5. Перед вами 10 предложений. Раскройте скобки (слитно или раздельно), объясните свой выбор. - Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.
- Поэма состоит из (не)завершённых глав.
- Нужная книга (не)прочитана.
- (Не)замеш..нный в преступлении человек дал показания.
- (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
- Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.
- Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезд...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.04.30 | Просмотров: 321
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|