Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Королевство знаков препинания (повторение по теме Синтаксис и пунктуация) в 5-м классе
Автор(ы): Трулова Татьяна Ивановна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель занятия: доказать на практике важность пунктуационных знаков, в игровой форме повторить изученные знаки препинания и правила их постановки. План проведения: Просмотр театрализованного представления. Решение пунктуационных задач. Ход занятия Театрализованное представление. Действующие лица: Федя, ученик 5 класса. Главный советник. Знак вопроса. Восклицательный знак. Тире. Запятая. Королева Точка. Повар. (Владения королевы Точки. Прогуливается Главный советник.) Вопросительный знак(рассерженно): Не понимаю, как можно написать такое? Тире: Мудрый советник, он просто смеется над нами! Восклицательный знак: Это неслыханно! Главный советник: Что случилось? Что с вами? Все: Федя! Всему причиной Федя! Главный советник: Федя из 5 класса? Я его знаю! Что же еще натворил этот мальчишка? Запятая: Он совсем не считается с нами! Вот его последнее произведение (машет листом бумаги, читает). Сочинение Письмо к бабушке Восклицательный знак: Он нас опозорил! Тире: Мы от него убежали - и все тут! Главный советник: А ну-ка, Разверни лист, посмотрим. Главный советник (читает): Дорогие бабушка! И дедушка поросята присланные, мне все погибли и остался только, один - единственный поросенок - ваш внук Федя. Восклицательный знак: Да-да! Это он написал, поэтому мы и убежали. Главный советник: Я предлагаю сообщить Феде, что вы ни за что не вернетесь в его тетради, пока он не научится с вами правильно обращаться. Тире: Поддерживаю! Вопросительный знак: А если он не захочет научиться? Главный советник (улыбаясь): Тогда вы уйдете от него навсегда. Пусть всю жизнь остается неграмотным. Восклицательный знак: Да, да! Согласны! (Уходят) (Выходит Федя) Федя: Уффф, устал: Где же это проклятое королевство Точки? Ведь, кажется, там живут знаки препинания. И чего же это им вздумалось сбежать из моих тетрадей? Подумаешь! Большое дело - пунктуация! Я и без нее могу прожить прекрасно, но вот в школе почему -то требуют. Иначе я ни за что бы не пошел: Ой, как есть хочется! Умираю от голода и усталости. (Садится. Выходит Точка и Главный советник). Точка: Кто этот чужестранец? Что он ищет в моем королевстве? Главный советник: Что ты здесь делаешь, мальчик? Федя: Я Федя. Я ищу королеву Точку. Точка: Я королева: Очень любопытно посмотреть на человека, который хочет писать без нашей помощи. Федя (растерянно): Я:знаете:Я пришел именно за: Точка: Садись, садись! После дальней дороги ты, наверное, проголодался. (Хлопает). Позвать сюда повара! Повар: Что прикажете, Ваше Величество? Точка: Узнай, что любит кушать наш гость да угости его хорошенько! Повар (разворачивает лист, записывает) Вы любите уху? Федя (поспешно): Да, очень люблю! Повар (пишет): На первое - уха. А фаршированный перец? Федя (глотая слюну): Очень! Особенно со сметаной. Повар (пишет): Фаршированный перец со сметаной. А не желаете ли вы пирожков? Федя: О, да! Повар (пишет): Пирожки с вишней и творогом. А с тыквой? Федя: С тыквой мне меньше нравятся, но можно несколько штук и с тыквой. Повар (читает): Уха, фаршированный перец со сметаной, пирожки с творогом, вишней и тыквой. (Протягивает меню, написанное без запятых, королеве Точке) Как прикажете готовить Ваше Величество? Как записано, Пель - мель? Все вместе? Точка (улыбаясь): Да, пусть будет Пель - мель. Наш гость любит именно так. Повар: Сию секунду, Ваше Величество! (Уходит и выносит блюдо, накрытое крышкой): Заказ: Пель - мель! (Кланяется, уходит) Точка: Пожалуйста, милый Федя! Это изысканное кушанье приготовлено по твоему вкусу: Пель - мель. Федя (жадно бросается, открывает крышку и застывает с искаженным лицом): Фу! Что это за помои? Точка: Наш гость что-то сказал? Федя: Нет:То есть:я хотел только:Что это за кушанье? Точка: Именно то, что ты просил, только все вместе: суп из рыбы смешан с творогом вишни - с перцем и сметаной и ко всему этому добавлена тыква. Точно так же, как и в твоем сочинении, без запятых: Федя: Рыба с творогом, вишня с перцем:Все вместе?.. Фу! Точка: Неужели тебе не нравится? Федя: Нравится? Мне? Какая гадость!.. А не могли бы вы дать мне кусочек хлеба? Хотя бы черного? Я умираю от голода! Точка: А я думала, что ты не стал есть, потому что сыт.(Хлопает) Подать сюда кушанья! (Знаки препинания несут блюда и таблички с названиями кушаний: Ж-АРК-ОЕ, ЖАРЕНАЯКОЛБАСА, БУТ-ЕРБР-ОДЫ ССЫР-ОМ. Федя подходит к знакам, но они убегают). Федя: Я не могу ничего взять, все от меня бегут: И названия какие-то странные! (Читает): БУТ-ЕРБР-ОДЫ ССЫР-ОМ. Ничего не могу прочесть! Главный советник: Это ты их так коверкаешь! Федя: Почему вы надо мной так издеваетесь? Я есть хочу! Запятая: А ты над нами? Восклицательный знак: Он еще возмущается! Тире: Терпи, милый, мы тоже долго терпели! Федя: Не буду терпеть! (Берет блюдо, оно распадается на две части) Да что же это такое! Вопросительный знак: Ты удивлен? Тире: А не ты ли при переносе слова тарелка поставил меня не на то место, и у тебя получилось тар-елка? Вот она и развалилась на части! Точка: Все знаки - мои слуги. Из нашего королевства они уходят к людям и становятся их друзьями. Но иногда они возвращаются, как, например, случилось со знаками препинания в твоих тетрадях. И тогда люди на всю жизнь остаются безграмотными. Главный советник: Ты обидел знаки, не хотел учить правила их постановки: за этот проступок ты должен быть наказан. Федя: Ой, простите, я больше не буду! Главный советник: Королева Точка очень добра и дает тебе возможность избежать наказания. Мы вынесем тебе приговор так, как ты написал свое сочинение - без знаков препинания. А ты сам решай свою судьбу. (Торжественно разворачивает большой лист) Решение королевы Точки! Читайте все! Простить нельзя заключить в тюрьму! Федя: Ничего не понимаю! Тире: И мы тоже! Вопросительный знак: Так-таки и не понимаешь? Федя (начинает понимать): Тут не хватает знака. Вопросительный знак: Какого? Федя: Кажется, запятой. Тире: А теперь все зависит от того, где ты ее поставишь! Федя: Там, где нужно! Вопросительный знак: А где нужно, ты знаешь? Федя (улыбается и ставит запятую после слова нельзя). Знаки: Ах! Ой! Ох! Федя (спохватывается): Ой, не так! (Зачеркивает и ставит запятую после слова простить). Здесь нужно, здесь! (Читает): Простить, нельзя заключить в тюрьму!.. Ох! Только теперь я понял, какое значение имеет какая-то маленькая запятая. Вопросительный знак: Как? Только запятая? Федя: Нет, что вы! Нужны все знаки препинания. Без них ничего нельзя написать и прочитать. (Жмет им руки).А теперь можно мне пойти домой? Главный советник: Конечно, ты можешь идти! Федя: Один? А знаки пойдут вместе со мной? Запятая: Лично я останусь здесь! Он поставил меня на место случайно! Вы посмотрите, что делается в его диктантах и сочинениях! Ни одной запятой! Федя: Теперь я буду очень внимателен к тебе, обещаю! Запятая: Ладно, я пойду с тобой, если ты выполнишь мое задание. Здесь написаны предложения, нужно поставить меня на место. Но времени у тебя мало, поэтому тебе понадобятся помощники. Сделаем так: пусть ребята, начиная с первого р...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.05.01 | Просмотров: 307
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|