Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Формирование эмоционально-эстетического восприятия в процессе изучения литературы учащихся начальных классов


Автор(ы): Ташлыкова Любовь Васильевна, учитель начальных классов

Созданная под руководством Л.В. Занкова дидактическая система и разрабатываемая на ее основе научно-педагогическая теория методической системы начального обучения по самой своей сути нацелена на то, чтобы способствовать максимальному раскрытию всех духовных сил ребенка, в том числе и более полному развитию его эмоциональной сферы, углублению и обогащению его чувств. Реализация в построении обучения основных педагогических свойств методической системы создает объективные условия для того, чтобы учение захватывало не только ум, но и чувства детей, что является предпосылкой становления глубоких духовных потребностей и, прежде всего, потребности в знаниях. В структуру мотивации учения при этом включается сильный положительный эмоциональный компонент.
Эмоции, как и познавательные процессы, являются отражением реальной действительности. Но, в отличие от познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления), которые отражают объективно существующие предметы и явления в форме образов, представлений и понятий, эмоции и чувства отражают их не сами по себе, а в отношении к ним человека, что выражается в форме переживаний. Эмоции и чувства всегда возникают как субъективный отклик на что-то, воздействующее на человека, поэтому они связаны с моментом познания.
Момент познания начинается с того времени, когда ребенок начинает читать свои первые книжки. “Литературное чтение” – первая после азбуки книга, с которой работают ученики 1 класса, предназначенная для классного, домашнего и семейного чтения. Тексты подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как пространство человеческих чувств. Специальное внимание уделяется особенностям авторской литературы: способности с помощью художественных средств и приемов выражать оттенки чувств, разнообразие мыслей и фантазий автора. Именно такие произведения и составили основное содержание “Литературного чтения”: “К зиме” К. Бальмонта, “Детство” И. Бунина, “Липунюшка” Л. Толстого, “Мужичок с ноготок” Н. Некрасова, “Красной кистью…” М. Цветаевой, “Белолобый” А. Чехова, “Весна в лесу” Н. Заболотского, “Слон” А. Куприна и другие.
Доступно ли детям понимание литературы как искусства? Что значит приобщить детей к художественной литературе как к искусству слова? Эти вопросы возникают у учителя в начале изучения литературных произведений. Но дети прекрасно показывают свои способности и желание “войти” и увидеть окружающий мир глазами другого человека – писателя и его героев. Искусство дарит способность вообразить себя на месте другого, опираясь на свой опыт бытия. У младшего школьника такой опыт невелик, как и его жизненный опыт. На уроке дети сопоставляют свои поступки с поступками героев произведений и на основе своего жизненного опыта в процессе чтения создаются образ – это и есть клеточка искусства, которая содержит “тайну” художественного слова. (Его можно сравнить с айсбергом, у которого 10% над водой, 90% под водой)
Так, при изучении произведения Е. Пермяка “Бумажный змей” дети выступили в роли главных героев и практически, наглядно показали, как они запустили “бумажного змея”. И на заключительную реплику автора: “Только чему-то они еще не учились, вот в чем беда…”, – у детей загорелись глаза, началось бурное обсуждение, все хотели высказать свое мнение, предлагали различные варианты действий. В итоге всем классом соорудили и запустили с третьего этажа “воздушного змея”. В “заражении чувствами”, как говорил Л.Н. Толстой, развивается в человеке чувство отзывчивости, сострадания к чужому горю. Сопереживание в процессе восприятия и есть смысл чтения художественного произведения. Совесть, честь, благородство не пробуждаются и не воспитываются путем усвоение понятий. Они развиваются в человеке вместе с развитием в нем отзывчивости, его способности в своем воображении ставить себя на место другого. И даже когда ребенок неосмысленно отзывается на красоту произведения, когда реагирует, тянется к нему душой, хотя не может сказать о нем ничего, но просит его еще раз перечитать, послушать – это тоже воспитание искусством.
Учитель должен постепенно продвигать учащихся в понимании художественного образа слова, учить их удивляться художественному слову как чуду и “самим творить это чудо”. После прочтения стихотворения М. Лермонтова “На севере диком” второклассники неожиданно для себя открыли совершенно другого, “нового Лермонтова”, одинокого и мятежного. А в 6 классе, когда они опять вернутся к этому стихотворению, поэт им откроется еще глубже, покажутся новые “тайны” айсберга. Будут и новые “открытия” для учащихся: “Мой Пушкин, Есенин …” в 1 классе, прочтение и нахождение “толстовской тайны” во 2-3 классах…
Возникший и развившийся общий положительный эмоциональный настрой на уроке углубляет интерес к материальному миру и стимулирует интеллектуальную активность детей. Художественный образ воспринимается читателем индивидуально, поэтому у детей 1 класса возникла потребность завести “книжки-малышки”, в которых они записывали свои первые четверостишия, оформляли сочинения-миниатюры, делали зарисовки к текстам, писали эссе. Дети видят мир по-своему, неожиданно для взрослых, и изображают его точно, непридуманно, таким, каким видят и чувствуют.
Чтение художественного произведения, вид...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.05.04 | Просмотров: 256

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!