Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Классный час — практикум На пути к будущей профессии
Автор(ы): Плоскова Елена Анатольевна, учитель музыки
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель занятия: - способствовать активизации процесса формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению,
- дать представление о видах трудовой деятельности.
Задачи: - образовательные:
- знакомство с различными типами профессий по видам деятельности,
- овладение специальными терминами (профессия, специальность, должность, проф. проба);
- развивающие
- умение пользоваться справочной литературой, проспектами,
- умение находить нужную информацию,
- развитие логического, образного мышления, творческого воображения, речи, памяти;
- воспитательные
- формирование целеустремлённости, настойчивости, трудолюбия, волевых качеств.
Форма мероприятия – практикум. Тип – личностно- и практико-ориентируемый. Методы: - взаимодействия педагога и детей (инструктивный диалог, беседа);
- воспитание личности в коллективе;
- информационно-компьютерные технологии;
- личностно-ориентированный подход;
- элемент проектирования,
- опора на знания и опыт детей.
Формы работы: - упражнение;
- беседа;
- практикум;
- графическая наглядность;
- дидактический материал;
- “мозговой штурм”;
- “мастер-класс”.
Виды деятельности: - групповая;
- индивидуальная;
- практическая;
- теоретическая;
- коллективная.
Ход занятия. На доске – эпиграф и тема классного часа. “Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой” (В. Г. Белинский) Учащиеся образуют пять групп – представители пяти типов профессий (определяются по предварительной диагностике “Тест интересов и склонностей” по С.И.Вершинину). - Ребята, назовите, пожалуйста, наиболее актуальные проблемы, вопросы для вас на сегодняшний день. Каким вопросом вы часто задаётесь? Что наиболее актуально для вашего возраста? (в ходе беседы приходим к мнению – наиболее актуальную тему представляют проблемы с выбором профессии). - Почему данный вопрос актуален для вас? ( т. к. жизнь диктует новые условия - рынок, конкуренция, высокие требования к человеку как специалисту, появление новых технологий во всех отраслях и сферах производства, поэтому необходимо получение качественного, престижного, востребованного образования). - Поэтому сегодня на занятии определённая тема (указать на тему и эпиграф) и мы будем размышлять, упражняться, практиковаться, делиться знаниями, совершенствовать свои навыки. - В мире существует около 40-50 тысяч различных профессий (в год появляется около 500 новых). Ваши ассоциации слова “профессия” (успех, интерес, любимая работа, зарплата, труд…) - Как вы думаете, из каких факторов складывается выбор профессии? Что необходимо учитывать при выборе профессии? Какова формула правильного выбора? (на доске вырисовывается формула “хочу-могу-надо” с зоной оптимального выбора) Как можно определить свои возможности, потенциал, способности, склонности? (при помощи диагностических методов). Поэтому на прошлом занятии при помощи тестирования мы определили ваши склонности и интересы по пяти типам профессий: человек-знак, человек-техника, человек-природа, человек-художественный образ, человек-человек.(В каждой группе озвучивается тип профессии, к которому они отнесены по результатам диагностики). - Представьте, что вы – представители данных типов профессий. За 1 минуту, посовещавшись в группе: определить, назвать характерные черты вашего типа профессий, какие качества необходимы для этих профессий, что должен уметь специалист и назвать примеры профессий. (практическая работа в сопровождении музыки, по итогам работы – соответствующая беседа) - До сих пор мы оперировали только одним термином – “профессия”, но есть и такие понятия как “специальность”, “должность”. Давайте определим что они означают? Какое понятие шире, что является частью чего? - профессия – это род трудовой деятельности;
- специальность – это вид занятия в рамках одной профессии;
- должность – это круг обязанностей, возложенных на определённого человека, обязательных для исполнения. Например: учитель-профессия, биология-специальность, директор-должность.
Практическая работа: определить в своих группах по типам профессию, специальность, должность. - Вопрос на “засыпку”: дворник, уборщица, Президент – это профессии, специальности или должности? (ответы детей) - Итак, предположим, вами выбрана профессия, специальность. Вопрос: где и как её получить? Вы должны владеть соответствующей информацией, для этого необходимо умение пользоваться справочной литературой, буклетами, проспектами. Практическая работа: при помощи справочников, проспектов, буклетов определить по вашей выбранной специальности: город, ВУЗ или СУЗ, вступительные экзамены, продолжительность, условия обучения, специфические особенности профессии, медицинские противопоказания, чтобы познакомиться и овладеть данной специальностью. (практическая работа с информацией, литературой , по окончании – озвучивание полученной информации). - У нас получилась мини-профессиограмма по данной специальности, т. е. краткая характеристика профессии. К данной информации можно добавить ещё знание личных качеств, советы психолога. - А теперь попробуйте по готовой профессиограмме определить – о какой профессии идёт речь? (см. задание в журнале “Классный руководитель” №2 2003 год, стр.56) - Попробуйте по загадкам-сенквей определить – о какой группе профессий идёт речь? Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка – название синквейна, 2-я строка – два прилагательных, 3-я строка – три глагола, 4-я строка – фраза на тему синквейна, характерная особенность профессии, 5-я строка – существительное. Участники угадывают загаданную профессию и определяют ассоциации, которыми он пользовался. Фрагменты синквейнов: Считающий, ответственный. Учитывает, осваивает, исполняет. Сохраняет средства для предприятия. (экономист-бухгалтер) Многогранный, экстравагантный. Творит, украшает, создаёт. Всегда неповторимый результат труда. (дизайнер-художник) Разбирающийся, предприимчивый. Чертит, конструирует, внедряет. Может обслуживать технику и руководить (механик-инженер). Бдительный, бесстрашный. Контактирует, организовывает, отвечает. Награждают, присваивая внеочередное звание. (следователь-милиционер) - Прежд...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.05.07 | Просмотров: 313
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|