Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Внеклассное мероприятие Учимся понимать настроение
Автор(ы): Гаученова Наталья Николаевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
План занятия: - Введение.
- Описание компьютерно-диалоговой технологии.
- Заключение.
Ход занятия Введение Компьютерно - диалоговая технология обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Основная цель: подготовить молодое поколение к жизни в информатизованном обществе, где значительный удельный вес занимают различные виды деятельности по обработке информации и ведущее место во всех отраслях производственной и научной деятельности принадлежат подобным методам; повысить эффективность образовательного процесса путем внедрения средств информатизации, к которым в первую очередь принадлежит компьютер. Кроме того, классификационными параметрами этой технологии являются: - Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
- Обучение – это общение студента с компьютером.
- Диалоговый характер обучения.
- Управляемость: в любой момент возможна коррекция преподавателем процесса обучения.
- Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
- Поддержание у студента состояние психологического комфорта при общении с компьютером.
- Неограниченное обучение.
- Обеспечение личностного роста студента.
- Обеспечение интеллектуального развития студента.
- Формирование в сознании студента целостной картины мира.
Описание компьютерно-диалоговой технологии Диалоговое взаимодействие в программируемой учебной среде подразумевает диалог студент – компьютер – преподаватель. Учебные задания, контроль их выполнения и управление ходом изучения материала осуществляет компьютер, который частично играет роль преподавателя. Основная цель компьютерно - диалоговой технологии - подготовка компетентных специалистов к жизни в информатизованном обществе, умеющих самостоятельно учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая , если окажется необходимым новые знания, профессии. Обучение по такой технологии становится более интерактивным, чем традиционное. Оно основано на прямом взаимодействии обучаемых с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой студенты находят для себя область осваиваемого опыта, который служит центральным источником учебного познания. Педагогический аспект диалога студента с компьютером связан с созданием необходимых педагогических условий и всесторонней психолого-педагогической поддержкой обучающегося. Создается свободное пространство взаимодействия студента с компьютером, где студент, принимая по собственному выбору множество решений и совершая множество ответственных поступков, пожиная их плоды и рефлексируя, осуществляет внутренние переживания, разворачивает свой личностный потенциал, осуществляет свой личностно-профессиональный рост. Участвуя в диалоге с компьютером, у студента появляется возможность контролировать свои знания, пробовать, совершать ошибки и исправлять их. Такая работа помогает студентам приобретать собственный жизненно-профессиональный опыт и ведет их к самопознанию и саморазвитию. Психологическими предпосылками саморазвития личности выступают: - опыт непрерывного решения профессиональных задач и ситуаций;
- опыт регулярного самоконтроля;
- вера в свои силы;
- возможность самостоятельных действий.
Гибкое обучающее взаимодействие преподавателя и студента в программируемой учебной среде эффективно влияет на учебную деятельность студента. Центральным звеном учебной деятельности является усвоение. Усвоение имеет процессуальную и результативную стороны. Как процесс, оно включает восприятие, память, мышление, обусловливается чувствами, волей. В качестве результата выступают усвоенные знания, выработанные навыки. При диалоговом взаимодействии в программируемой учебной среде прочность усвоения достигается как за счет системности воспринимаемого учебного материала, так и за счет целенаправленного контроля усвоения. Интерактивные компьютерные средства обучения обладают способностью «откликаться» на действия студента и преподавателя, вступают с ними в диалог. Диалог осуществляется на всех этапах процесса обучения: при объяснении, введении нового материала, закреплении, повторении, контроля. При этом для студента компьютер выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Диалог студента с компьютером строится с учетом основных психологических принципов, которые заключаются в возможности выхода студента из диалога в любое время и в возможности получения своевременной, достаточной и мотивированной помощи, адекватности оценочных суждений, доброжелательности и т.д. Хотя работа на компьютере обычно индивидуальна, но это вызывает у студентов стремление к взаимодействию, они часто обсуждают друг с другом свои действия. Ошибки студентов становятся темой для разговора, в результате развивается способность выделять и концентрировать внимание на тех вопросах, в которых им необходима помощь. А когда просьба о помощи выражена точно, преподавателю легче ее оказать. Проводя повторение по слабо усвоенным знаниям и навыкам, можно сконцентрировать внимание на темах(областях), требующих внимания и осуществлять диалог студент – компьютер – преподаватель с учетом динамического изменения уровня опорных знаний, умений и навыков студентов. Таким образом, особенность диалоговой системы взаимодействия в программируемой учебной среде заключается в управлении учебной деятельностью, с учетом всех ее особенностей, на всех этапах решения учебно-познавательной задачи и осуществления взаимодействия на основе динамической модели обучаемого. Такая система позволяет обеспечить распределение управляющих функций между преподавателем, компьютером и студентом, передавая последнему по мере формирования учебной и самостоятельной деятельности, новые обучающие функции, обеспечивая тем самым оптимальный переход от учения к самообучению. Увеличение объема информации и необходимость ее быстрого и качественного анализа выдвигает новые требования к уровню знаний в области информационных технологий. Информация стала ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Поэтому не случайно в образовательный стандарт экономических специальностей средне профессионального образования введена специальная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в достаточно большом объеме, обучение по данной дисциплине студенты проходят на 3 курсе обучения по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет». Рабочая программа дисциплины построена таким образом, что позволяет студенту получить представление об уровне и структуре автоматизации рабочего места экономиста и бухгалтера. Эта дисциплина прививает у студента хороший профессиональный вкус. Значение компьютерно - диалоговой технологии обучения в формировании профессиональной компетентности и развитии интеллектуальных способностей имеет существенные преимущества по сравнению с традиционным обучением. Компьютер позволяет индивидуализировать процесс обучения, активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, улучшить организацию учебного материала, усилить мотивацию обучения. Компьютерно - диалоговая технология обучения по дисциплине представлена мультимедийными электронными учебниками, различными обучающими и контролирующими программами и другой электронной продукцией. Электронная информация наглядна, красочна, снабжена мультимедийными эффектами, гипертекстом, электронными рубрикаторами. Использование мультимедиа как средства обучения позволяет повысить интенсивность и эффективность процесса обучения; создает условия для самообразования и диалога с компьютером. Это позволяет решать задачу повышения эффективности обучения, создания условий и средств постоянного, индивидуального повышения квалификации специалистами. Основными достоинствами этой технологии обучения являются: - незамедлительная обратная связь между пользователем и компьютером;
- компьютерная визуализация учебной информации;
- архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения к центральному банку данных;
- автоматизация процесса вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента;
- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.
В традиционном обучении преподаватель выполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, при компьютерно -диалоговой технологии обучении – роль помощника в работе, одного из источников информации. По сравнению с традиционным, при компьютерно – диалоговой технологии обучении меняется и взаимодействие с преподавателем: его активность уступает место активности студентов, его задача – создать условия для их инициативы. В таком обучении студенты выступают не пассивными «обучаемыми», но полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт преподавателя, побуждающий студентов к самостоятельному поиску. Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» изучается студентами в кабинете информатики при учебном вычислительном центре Иркутского машиностроительного колледжа. Кабинет оснащен 13 компьютерами типа Pentium IV, объединенных в локальную сеть. Работа преподавателя включает следующие функции: - организация учебного процесса на уровне группы в целом, предмета в целом( график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль);
- организация внутригрупповой активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриаудиторной сетью и т.п.;
- индивидуальное наблюдение за студентами, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт со студентом;
- подготовка компонентов информационной среды.
Электронные ресурсы преподавателя включают в себя: учебно- тематический план; расписание занятий, которые проводятся в данном компьютерном классе; список проведенных занятий; экран успеваемости; лекционный материал; различного рода схемы и презентации; задания для практических работ; задания на тестовый контроль; диаграмму успешности, которая строится для группы в целом, так и для каждого студента. Электронные ресурсы студента: учебно-тематический план; расписание занятий; экран успеваемости; электронный учебник; задания для практических работ, задания для тестового контроля. В компьютерном классе на сервере создана папка Student (рис.1), в которой находятся все электронные ресурсы для студента. Папка Student содержит специализированный учебно-методический программный комплекс: - папку библиотеки картинок;
- папку с контрольными работами;
- папку с лекциями;
- папку лабораторно-компьютерного практикума;
- папку компьютерных демонстраций поддержки лекций(презентации);
- папку творческих работ;
- папку тестов;
- папку экранов успеваемости;
- папку учебно-тематического плана дисциплины;
- папку расписания занятий.
Рис.1. Окно папки Student Папка Лекции содержит разработанную электронную книгу, представляющую собой взаимосвязанные наборы текстовых документов (файлов), объединенных в тематические разделы (редактор Word). Примером служит учебное пособие «Электронные таблицы Excel». Студент получает возможность как бы одновременно находиться в электронной библиотеке и получает возможность воспользоваться помощью квалифицированного и доброжелательного «методиста», т.е. справочного руководства. Большой плюс компьютерного учебника – его гибкость. Он легко изменяется, его просто дополнить. Использование компьютерного учебника открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также развитии творческих способностей студентов. Преимущества компьютерного учебника заключаются в индивидуализации обучения за счет отбора каждым обучаемым желательного учебного материала и изменения последовательности изучения с учетом своих индивидуальных возможностей, а также возможности самоконтроля. Кроме разработанного электронного учебника, на уроках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» при объяснении нового материала используются готовые программные продукты , такие как « СГУ-TeachProТМ 1С:Бухгалтерия», «Консультант Плюс». «СГУ-TeachProТМ 1С:Бухгалтерия» - имитирует в интерактивном режиме работу пользователя с реальной средой, контролирует с помощью вопросов и тестов степень усвоения учебного материала и выставляет зачетные оценки по каждому занятию. «Консультант Плюс» - справочно-информационная система, включающая 70000 нормативных и законодательных документов в постоянно обновляющейся редакции. Эта система дает не только автоматизированный, ускоренный поиск нужного документа, но и возможность работы с текстом: поиск и выделение нужного фрагмента документа, печать и перенос в текстовый редактор и т.д. Объяснение нового материала осуществляется с помощью программы NetOp School(рис.2). Преподаватель работает в режиме электронной доски, загружает нужную лекцию или демонстрационный материал с головной машины, имеет возможность осуществлять диалог со всеми студентами одн...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.05.11 | Просмотров: 264
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|