Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
План-конспект урока Мир Геннадия Айги – мир духовности
Автор(ы): Иванова Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: “Мир Геннадия Айги – мир духовности”. Тип урока: урок-открытие. Цели: - познакомить учащихся с творчеством Г. Айги;
- отметить художественные особенности поэтического мира Г. Айги;
- воспитать любовь к поэтическому слову.
Оборудование: портрет поэта, книжная выставка, медитационная музыка, репродукция Чюрлениса “Истина”, Малевича “Черный квадрат”, экспонаты для музея-символа. Методические приемы: беседа по вопросам домашнего задания, ролевая игра – пресс-конференция, приглашение в музей деталей, представление стихотворений, анализ произведений. ХОД УРОКА Жизнь есть тишина Поэзия есть молчание Г.Айги I. Организационный момент II. Слово учителя – Мы приглашаем вас на урок-открытие. Имя Г. Айги для нас ново, незнакомо, загадочно. Эпиграфом к уроку послужат высказывания самого художника слова “Жизнь есть тишина. Поэзия есть молчание”. Мир Г. Айги в этих строках. У каждого человека, независимо от его вкусов и взглядов, бывают минуты, когда наступает в прямой диалог с мирозданием, с космосом, с Абсолютом, когда он явственно слышит тишину и отвечает ей Молчанием. Мир Г. Айги! Какой он? Пустит ли Г. Айги в свое поэтическое пространство? (Ознакомление с целями урока). – Наш поэт известен всей Планете, 59 его книг изданы в Европе, США, Японии. Г. Айги – лауреат премии Французской Академии, Чувашской Госпремии им. К.Иванова, премии им. Франческо Петрарки, премии “Золотой венец” Стружских поэтических вечеров, премии им. Б. Пастернака. В 1994 году присвоено звание Народного поэта Чувашии, в 1998 г. был удостоен высшей Французской премии в области культуры – звания “Командор Ордена Искусств и литературы”. В 2006 г. был одним из номинантов на получение Нобелевской премии в области литературы. III. Ролевая игра “Пресс-конференция с поэтом” – Представим себе, что мы на пресс-конференции с поэтом Г. Айги (подготовленный ученик отвечает на вопросы класса, где раскрываются биография и творчество Г. Айги). Рекомендации: ученик должен владеть чувашским языком, предварительно посмотреть DVD-фильм и изучить критические статьи. Примерные вопросы, предлагаемые на пресс-конференцию: – Расскажите, где Вы родились? – Кто были Ваши родители? – Айги – это псевдоним или фамилия? – Как назывался Ваш первый сборник? – Кто из писателей или поэтов оказал влияние на становление Вашего литературного творчества? – Не находите ли Вы, что Ваше творчество является абсурдным? – Прочитайте Ваше любимое стихотворение. и.др. Один из учеников читает из раннего Г. Айги “Тепер юра”. IV. Звучит голос самого поэта V. Книжная выставка. Рассказ библиографа VI. Аналитическая беседа – Когда-то Г. Айги писал: “В свое время я отказался от диалога с читателем, я отказался от чувашского и русского языков, пытался сотворить собственный язык. Это “иероглифы Бога”. Мои стихи – это язык в языке. Как можно найти к ним ключ? Через интуицию, мгновение, вздох. Мое искусство – синтез искусств: поэзия + музыка + живопись”. Стихи Г. Айги необычные. Поэтому так долго творчество Г. Айги не было признанным. Его творчество называли абсурдным (работа с литературоведческими терминами “авангардизм”, “символ”, “верлибр”). 1. Анализ стихотворения “Стихотворение – название” Бабочка, перелетающая через сжатое поле… – Как вы понимаете это стихотворение? 2. Работа с ключевыми словами “Что есть бабочка? (душа человека). 3. Цветовая символика, перелет и т.д. Репродукция картины Чюрлеониса “Истина”. На этом полотне изображены мотыльки, они летят к огню и сгорают. Есть исходные и конечные истины. У каждого своя дорога к истине, многие сгорают на пути к ней. Эта бабочка ощущает мгновение бытия. Она понимает: для конечной истины нет границ. VII. Представление стихотворений Каждый ученик работает над произведениям поэта, выбирая символы, выходит на идею произведения. – Погружаясь в слова-строки под необычную музыку (медитационную) учащиеся открывают неизведанное “Я”. Ключевое слово пишем на листочке, прикрепляем его на доске, объясняем Ваш выбор. Таким образом, мы видим, в творчестве Г. Айги преобладают мотивы Света и Тени, Снега и Поля, Яви и Сна, Звуков А и И, Знаков “:”, “-” и “+”, Свечи и Круга, Розы и Ромашки и др. У Г. Айги нет черного цвета. Этот цвет он заменяет Тенью. Поле – населено божественностью, оно приближено к небесным богам – Султи Тура, на Поле приносились жертвы. Богиня Ана была святой. У Г. Айги Поле – земля отцов, место свободного духа. А.П. Хузангай, один из исследователей творчества Г. Айги, отмечает: “Звук “А” – это начальная буква его родового имени. “А” – полнота дыхания, открытость, ослепительность мира. “А” - это бесконечность всея жизни”. VIII. Приглашение в музей художественных особенностей творчества Г. Айги. Слово “экскурсоводу” музея. – Наш музей необычен. Через детали и символы наши экспонаты расскажут о художественном мире поэта. Первым экспонатом является широкая дубовая доска. Это символ тяжелой судьбы “неугодного” поэта. Она воплощает в себе широкую душу, мощь языка и представляет собой преграду, препятствие на пути познания духовного мира поэта. В музее представлена хроника жизни Г.Н. Айги. Не менее интересна портретная галерея нашего музея. Вы видите самых близких товарищей: П. Хузангай, В. Митта, Б, Пастернак. Они сыграли значительную роль в становлении литературного творчества. А те...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1765
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|