Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Урок в 3-м классе Логические игры. Угадайка


Автор(ы): Олина Елена Анатольевна, Учитель

Цели урока: Создать условия на уроке для развития логического мышления детей и общеучебных умений и навыков
Задачи урока:
  1. Познакомить со способом отбрасывания лишнего (прием “Деление отрезка попо-лам”) при угадывании чисел в пределах 10
  2. Учить слушать и слышать соучеников.
  3. Учить сравнивать, делать выводы, систематизировать полученную информацию
  4. Учить оценивать свои и чужие действия (ответы) с точки зрения их целесообраз-ности и рациональности
  5. Учить действовать по составленному алгоритму.
  6. Учить переносить полученные знания в другие условия.
  7. Развивать монологическую и полилогическую речь учащихся
  8. Продолжать развитие навыков работы на ПК
Оборудование урока:
  1. Доска, маркеры
  2. Заготовленные таблицы для “протоколов отгадывания”
  3. Заготовленные числовые отрезки для использования на доске и раздаточные – для самостоятельной работы учащихся на местах.
  4. Сборная таблица шагов отгадывания числа (на доску)
  5. Ободки на голову для играющих со словами “ЗАГАДАЙКА”, “ОТГАДАЙКА”, “ЭКСПЕРТ”.
  6. Компьютерная программа “Роботландия” (“Угадайка”)
  7. Мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Подведение к теме урока, мотивация учащихся.
У:
- Сейчас мы поиграем с вами в знакомую игру – “Угадайку”. Во 2-м классе мы уже угадывали число, загаданное в промежутке от 1 до 10. Кто помнит, как мы это делали? Д: - вспоминают, что первый игрок загадывал число, другой игрок пытался его отгадать, называя своё число, первый мог отвечать только словами “Мало” или “Много”
У: - Давайте сыграем в эту игру ещё раз. Я задумала число от 1 до 10 .
Саша: - 3! (У. записывает на доске “протокол игры” – варианты детей и свои ответы на них)
У: - Мало!
Виталик: - 8!
У: - Много!
Лена: - 2!
У: - Мало !
Ваня: - 6!
У: - Много!
Саша: - 5!
У: - Много!
Алеша: - 3!
У: - Мало!
Максим: - 1!
У: - Мало!
Юля: - 4!
У: - Угадано! За сколько ходов-вопросов мы угадали задуманное число?
Д: - За 8.
У: - Посмотрите на запись нашей игры – нельзя ли было угадать число за меньшее количество вопросов?
1 3 Мало
2 8 Много
3 2 Мало
4 6 Много
5 5 Много
6 3 Мало
7 1 Мало
8 4 Да
Д: - При обсуждении хода угадывания видят, что некоторые вопросы были лишними. Например, после того, как ответили, что число 3 – это мало (в первом же ходе), потом назвали еще 2, снова 3, даже 1, а ведь это ещё меньше.
У. вычеркивает лишние вопросы. – Сколько ходов осталось?
1 3 Мало
2 8 Много
3 2 Мало
4 6 Много
5 5 Много
6 3 Мало
7 1 Мало
8 4 Да
Д: - 5.
У: - Как вы думаете, почему появились лишние вопросы?
Д: - Кто-то был невнимателен, не слушал, что число 3 уже называли.
Д: - Кто-то не подумал, что, если число больше, чем 3, то числа 1 и 2 уже называть не надо – конечно, загаданное число будет больше 1 и 2.
Д: - Надо записывать, какие числа уже называли и какой был ответ на них.
Д: - Мы перебирали числа наугад.
У: - Очень хорошие советы. Давайте повторим их для следующих угадываний.
Отмечать, какие числа уже называли и ответы на них (вести запись ходов)
Быть внимательным, не повторять уже названные числа
Думать! Если про число сказали “Мало”, то не надо называть ещё меньше, а если сказали “Много”, то не называть еще больше.
У: - Давайте попробуем сыграть еще раз. Теперь кто-то из вас загадает число от 1 до 10, а я его отгадаю.
Игра проводится еще 2-3 раза (в зависимости от имеющегося времени), и каждый раз учитель “отгадывает” число за 2-4 хода, записывает “протокол игры” и отмечает, за сколько ходов отгадал число.
У: - Как вы думаете, почему мне удается так быстро отгадать число?
Д: - Вы хорошо отгадываете, Вам везет и т.д.
У: - Да, конечно, иногда можно сказать первое попавшееся число – и угадать. Можно угадать со 2 раза – и это тоже повезло. Но я знаю способ, как отгадывать число в этой игре за наименьшее количество вопросов. Хотите научиться этому тоже?
Д: - Да, конечно!
III. Объяснение нового материала.
У:
- Этот приём называется “Метод деления отрезка пополам”. Вы уже работали с числовым отрезком на уроках математики, отмечали на нём числа, теперь эти умения пригодятся нам при отгадывании задуманного числа.
(Учитель рисует числовой отрезок, обозначает на нём числа 1 и 10. В таблице-протоколе отмечает все ходы-вопросы)
1-й шаг. Я называю сразу число, которое находится посередине между самым маленьким возможным числом – 1 и самым большим возможным числом – 10. Какое это число?
Д: - 5
У: - Обозначаю его на отрезке точкой и подписываю. Допустим, ответ “Много”. Теперь рассуждаю: если 5 – это много, тогда …
Д: - (легко договаривают) Тогда 6 и следующие за 6 числа ещё больше, и их называть не надо.
У: - Тогда я зачеркиваю ту часть числового отрезка, которая справа от 5. Эти числа совсем называть больше не будем. Обратите внимание, что одним этим вопросом мы отбросили половину возможных чисел. После 1-го же вопроса у нас остались только числа …
Д: - 1,2,3,4
У: - Это 3-й шаг – определить, какие числа остались. 4-й шаг как 1-й – снова называю число, которое находится посередине между самым маленьким возможным числом – 1 и самым большим возможным числом – 4. Какое число назовем?
Д: - 2 или 3.
У: - Так какое же?
Д: - 3! (учитель отмечает число на отрезке)
У: - Мало! Значит, …
Д: - Числа 1 и 2 тоже не годятся – они ещё меньше!
У: - Вычеркиваем на отрезке ту часть, которая меньше 3 (вычёркивает). Какие же числа остались?
Д: - Осталось одно-единственное число 4!
У: - За сколько ходов отгадали число?
Д: - За 3, всего за 3!
У: - А теперь посмотрите на самое первое число, которое мы угадывали. Это тоже было число 4. За сколько ходов мы его угадали?
Д: - Сначала за 8, потом убрали лишние ходы и осталось 5 ходов.
У: - А теперь, используя метод деления отрезка пополам, отгадали то же самое число всего за 3 хода. Понравился вам этот метод?
Д: - Да!
У: - В чём же он состоит? Кто понял, запомнил и может объяснить?
IV. Первичное закрепление и тренировочные упражнения.
Учитель совместно с детьми составляет пошаговый алгоритм угадывания и вывешивает в таблице на доску:
1-й шаг. Назвать сразу число, которое находится посередине между самым маленьким возможным числом и самым большим возможным числом.
2-й шаг – отбросить лишние числа (половину).
3-й шаг – определить, какие числа остались.
4-й шаг – повторить с 1-го шага
У: - Попробуем отгадать число, пользуясь этим методом. Только теперь в игре будут участвовать 3 человека: один загадает число и будет отвечать на вопросы словами “Мало”, “Много” и “Да” - это Загадайка; второй будет угадывать число новым методом – это Отгадайка;
третий будет внимательно слушать вопросы второго и оценивать, удачные они или нет (пользуется отгадчик нашим способом или просто перебирает числа наугад) – это Эксперт. Кто такие эксперты? (…
У вас на парте лист с заготовленным числовым отрезком и таблица для записи ходов отгадывания. Воспользуйтесь ими. На доске тоже пользуемся отрезком и таблицей.
Примерный ход отгадывания с комментариями (учитель при необходимости помогает отвечать Отгадайке и Эксперту):
Юля загадала число, она будет Загадайка (одевает ободок с надписью “Загадайка”), Саша будет угадывать число (одевает ободок с надписью “Отгадайка”), а Ваня будет оценивать ход игры (одевает ободок с надписью “Эксперт”). Как вы думаете, кому будет легче всего играть?
Д: - Загадайке, ей нужно всего лишь отвечать на вопросы одним из трёх слов, а остальным придется больше думать.
У: - Кто хочет тоже побыть Экспертом, показывайте с места условными знаками своё мнение (большой палец вверх – “молодец, согласен”; большой палец вниз – “не согласен, неудачный ответ”; большой палец вбок – “сомневаюсь, не могу оценить”)
Ю: - Я загадала число
С: - 5! (отмечает на числовом отрезке число 5)...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.05.16 | Просмотров: 66

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!