Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Урок в 3-м классе Логические игры. Угадайка
Автор(ы): Олина Елена Анатольевна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: Создать условия на уроке для развития логического мышления детей и общеучебных умений и навыков Задачи урока: - Познакомить со способом отбрасывания лишнего (прием “Деление отрезка попо-лам”) при угадывании чисел в пределах 10
- Учить слушать и слышать соучеников.
- Учить сравнивать, делать выводы, систематизировать полученную информацию
- Учить оценивать свои и чужие действия (ответы) с точки зрения их целесообраз-ности и рациональности
- Учить действовать по составленному алгоритму.
- Учить переносить полученные знания в другие условия.
- Развивать монологическую и полилогическую речь учащихся
- Продолжать развитие навыков работы на ПК
Оборудование урока: - Доска, маркеры
- Заготовленные таблицы для “протоколов отгадывания”
- Заготовленные числовые отрезки для использования на доске и раздаточные – для самостоятельной работы учащихся на местах.
- Сборная таблица шагов отгадывания числа (на доску)
- Ободки на голову для играющих со словами “ЗАГАДАЙКА”, “ОТГАДАЙКА”, “ЭКСПЕРТ”.
- Компьютерная программа “Роботландия” (“Угадайка”)
- Мультимедийный проектор.
Ход урока I. Оргмомент II. Подведение к теме урока, мотивация учащихся. У: - Сейчас мы поиграем с вами в знакомую игру – “Угадайку”. Во 2-м классе мы уже угадывали число, загаданное в промежутке от 1 до 10. Кто помнит, как мы это делали? Д: - вспоминают, что первый игрок загадывал число, другой игрок пытался его отгадать, называя своё число, первый мог отвечать только словами “Мало” или “Много” У: - Давайте сыграем в эту игру ещё раз. Я задумала число от 1 до 10 . Саша: - 3! (У. записывает на доске “протокол игры” – варианты детей и свои ответы на них) У: - Мало! Виталик: - 8! У: - Много! Лена: - 2! У: - Мало ! Ваня: - 6! У: - Много! Саша: - 5! У: - Много! Алеша: - 3! У: - Мало! Максим: - 1! У: - Мало! Юля: - 4! У: - Угадано! За сколько ходов-вопросов мы угадали задуманное число? Д: - За 8. У: - Посмотрите на запись нашей игры – нельзя ли было угадать число за меньшее количество вопросов? 1 | 3 | Мало | 2 | 8 | Много | 3 | 2 | Мало | 4 | 6 | Много | 5 | 5 | Много | 6 | 3 | Мало | 7 | 1 | Мало | 8 | 4 | Да | Д: - При обсуждении хода угадывания видят, что некоторые вопросы были лишними. Например, после того, как ответили, что число 3 – это мало (в первом же ходе), потом назвали еще 2, снова 3, даже 1, а ведь это ещё меньше. У. вычеркивает лишние вопросы. – Сколько ходов осталось? 1 | 3 | Мало | 2 | 8 | Много | 3 | 2 | Мало | 4 | 6 | Много | 5 | 5 | Много | 6 | 3 | Мало | 7 | 1 | Мало | 8 | 4 | Да | Д: - 5. У: - Как вы думаете, почему появились лишние вопросы? Д: - Кто-то был невнимателен, не слушал, что число 3 уже называли. Д: - Кто-то не подумал, что, если число больше, чем 3, то числа 1 и 2 уже называть не надо – конечно, загаданное число будет больше 1 и 2. Д: - Надо записывать, какие числа уже называли и какой был ответ на них. Д: - Мы перебирали числа наугад. У: - Очень хорошие советы. Давайте повторим их для следующих угадываний. Отмечать, какие числа уже называли и ответы на них (вести запись ходов) Быть внимательным, не повторять уже названные числа Думать! Если про число сказали “Мало”, то не надо называть ещё меньше, а если сказали “Много”, то не называть еще больше. У: - Давайте попробуем сыграть еще раз. Теперь кто-то из вас загадает число от 1 до 10, а я его отгадаю. Игра проводится еще 2-3 раза (в зависимости от имеющегося времени), и каждый раз учитель “отгадывает” число за 2-4 хода, записывает “протокол игры” и отмечает, за сколько ходов отгадал число. У: - Как вы думаете, почему мне удается так быстро отгадать число? Д: - Вы хорошо отгадываете, Вам везет и т.д. У: - Да, конечно, иногда можно сказать первое попавшееся число – и угадать. Можно угадать со 2 раза – и это тоже повезло. Но я знаю способ, как отгадывать число в этой игре за наименьшее количество вопросов. Хотите научиться этому тоже? Д: - Да, конечно! III. Объяснение нового материала. У: - Этот приём называется “Метод деления отрезка пополам”. Вы уже работали с числовым отрезком на уроках математики, отмечали на нём числа, теперь эти умения пригодятся нам при отгадывании задуманного числа. (Учитель рисует числовой отрезок, обозначает на нём числа 1 и 10. В таблице-протоколе отмечает все ходы-вопросы) 1-й шаг. Я называю сразу число, которое находится посередине между самым маленьким возможным числом – 1 и самым большим возможным числом – 10. Какое это число? Д: - 5 У: - Обозначаю его на отрезке точкой и подписываю. Допустим, ответ “Много”. Теперь рассуждаю: если 5 – это много, тогда … Д: - (легко договаривают) Тогда 6 и следующие за 6 числа ещё больше, и их называть не надо. У: - Тогда я зачеркиваю ту часть числового отрезка, которая справа от 5. Эти числа совсем называть больше не будем. Обратите внимание, что одним этим вопросом мы отбросили половину возможных чисел. После 1-го же вопроса у нас остались только числа … Д: - 1,2,3,4 У: - Это 3-й шаг – определить, какие числа остались. 4-й шаг как 1-й – снова называю число, которое находится посередине между самым маленьким возможным числом – 1 и самым большим возможным числом – 4. Какое число назовем? Д: - 2 или 3. У: - Так какое же? Д: - 3! (учитель отмечает число на отрезке) У: - Мало! Значит, … Д: - Числа 1 и 2 тоже не годятся – они ещё меньше! У: - Вычеркиваем на отрезке ту часть, которая меньше 3 (вычёркивает). Какие же числа остались? Д: - Осталось одно-единственное число 4! У: - За сколько ходов отгадали число? Д: - За 3, всего за 3! У: - А теперь посмотрите на самое первое число, которое мы угадывали. Это тоже было число 4. За сколько ходов мы его угадали? Д: - Сначала за 8, потом убрали лишние ходы и осталось 5 ходов. У: - А теперь, используя метод деления отрезка пополам, отгадали то же самое число всего за 3 хода. Понравился вам этот метод? Д: - Да! У: - В чём же он состоит? Кто понял, запомнил и может объяснить? IV. Первичное закрепление и тренировочные упражнения. Учитель совместно с детьми составляет пошаговый алгоритм угадывания и вывешивает в таблице на доску: 1-й шаг. Назвать сразу число, которое находится посередине между самым маленьким возможным числом и самым большим возможным числом. 2-й шаг – отбросить лишние числа (половину). 3-й шаг – определить, какие числа остались. 4-й шаг – повторить с 1-го шага У: - Попробуем отгадать число, пользуясь этим методом. Только теперь в игре будут участвовать 3 человека: один загадает число и будет отвечать на вопросы словами “Мало”, “Много” и “Да” - это Загадайка; второй будет угадывать число новым методом – это Отгадайка; третий будет внимательно слушать вопросы второго и оценивать, удачные они или нет (пользуется отгадчик нашим способом или просто перебирает числа наугад) – это Эксперт. Кто такие эксперты? (… У вас на парте лист с заготовленным числовым отрезком и таблица для записи ходов отгадывания. Воспользуйтесь ими. На доске тоже пользуемся отрезком и таблицей. Примерный ход отгадывания с комментариями (учитель при необходимости помогает отвечать Отгадайке и Эксперту): Юля загадала число, она будет Загадайка (одевает ободок с надписью “Загадайка”), Саша будет угадывать число (одевает ободок с надписью “Отгадайка”), а Ваня будет оценивать ход игры (одевает ободок с надписью “Эксперт”). Как вы думаете, кому будет легче всего играть? Д: - Загадайке, ей нужно всего лишь отвечать на вопросы одним из трёх слов, а остальным придется больше думать. У: - Кто хочет тоже побыть Экспертом, показывайте с места условными знаками своё мнение (большой палец вверх – “молодец, согласен”; большой палец вниз – “не согласен, неудачный ответ”; большой палец вбок – “сомневаюсь, не могу оценить”) Ю: - Я загадала число С: - 5! (отмечает на числовом отрезке число 5)...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.05.16 | Просмотров: 737
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|