Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Обобщение и систематизация знаний по теме: Наречие. 7-й класс


Автор(ы): Амирова Рушания Фрунзевна, учитель русского языка и литературы

ТИП УРОКА: повторение и систематизация изученного.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
  • обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
  • воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ:
  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения задавать уточняющие вопросы; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
  1. Выставка книг по теме урока.
  2. Словарь наречий, правописание которых запоминается.
  3. Таблицы орфограмм в наречиях. Карточки дифференцированных заданий.
  4. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.
СТРУКТУРА УРОКА:
  1. Организационный этап.
  2. Этап проверки домашнего задания.
  3. Этап всесторонней проверки знаний.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:
  1. Устный и письменный.
  2. Фронтальный , групповой, индивидуальный.
  3. Итоговый по теме.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
  1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
  2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  3. Опрос отсутствующих.
2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Дидактическая задача: установить правильность и сознательность выполнения домашнего задания всем классом.
Упражнение 244
Комментарии учащихся.1. Морфологический разбор (на доске).
2. Объяснение орфограмм на месте
пропусков и скобок.
3. Синтаксическая функция наречий.
Взаимопроверка домашнего задания.
3. ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.
БЛИЦ-ОПРОС: Что называется наречием?
Каким членом предложения может быть наречие?
(Запись примеров в рабочие тетради).
Учитель распределяет среди учащихся задания, с которыми они будут работать в ближайшие 10 минут. Часть учащихся класса работает со словарными словами, остальные выполняют в тетрадях задания по карточкам. Ребята, выполнившие задание первыми, выносят готовые варианты заданий на крылья доски и комментируют написанное перед всем классом, когда словарная работа будет завершена.
1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Три ученика под диктовку учителя записывают наречия на доске с указанием смысловой группы, к которой относится каждое наречие. Одновременно с учащимися, работающими у доски, определяется группа экспертов (по два человека на каждый вариант), которые записывают те же слова в тетрадях, а затем проверяют правильность написания слов и указания смысловой группы наречий на доске.
1 вариант 2 вариант 3 вариант
досыта (мера и степень) сослепу (причина)
за город (место)
впоследствии (время)
в насмешку (цель)
вскоре (время)
за границу (место) на днях (время)
невзначай (причина)
досуха (мера и степень)
на ходу (обр.действ.)
на цыпочках (обр.действ.)
с налёту (обр.действ.)втроём (мера и степень)
назло (цель)
вблизи (место)
сгоряча (причина)
бок о бок (обр.действ.)
2. КАРТОЧКИ ЗАДАНИЙ.
Карточка 1.

1. Выпишите в составе словосочетаний наречия, определите к какой смысловой группе они относятся:
1). Нигде не видно жилья.
2). Ничем не измерить простора полей.
3). Никогда не предполагал, что ничего не пойму, ни с чем не соглашусь.
2. Образуйте от прилагательных наречия, графически обозначить орфограмму:
защищать (горячий) - …,
учиться (хороший) - …,
излагать (общий) - ….

3. Замените словосочетания наречиями с О или А на конце.
Идти в правую сторону, беседовать без стеснения, раскалить до красного цвета.
Карточка 2.
1. Выпишите в составе словосочетаний наречия, определите к какой смысловой группе они относятся:
1). Никак не удавалось преодолеть эту вершину.
2). “Я тут ни при чём”,- буркнул Сергей.
3). Неоткуда взять воды.
2. Образуйте от прилагательных наречия, графически обозначьте орфограмму
излагать (общий) - …,
двигаться (неуклюжий) - …,
окончить (блестящий) - … .

3. Замените словосочетания наречиями с О или А на конце. Раскалить до красного цвета, расстаться на долгое время, переписать окончательно.
ГРУППОВАЯ РАБОТА. 2 группы учащихся по 4 человека участвуют в групповой работе. Учащимся раздаются листы, на которых представлен список фразеологизмов и пословиц, содержащих наречия.
Задание. Найдите среди фразеологизмов и пословиц примеры на определенные виды орфограмм. Объясните написание наречий.

Наречия во фразеологизмах и в пословицах
1. Будь друг, да не вдруг.
2. Радости забываются, а печали никогда.
3. Для дорогого гостя и ворота настежь.
4. Досыта не накормим, а с голоду не уморим.
5. Яблоко от яблони недалеко падает.
6. Еле-еле душа в теле.
7. Нашему Ивану нигде нет талану.
8. Вот тебе боже, что нам негоже.
9. Есть еще порох в пороховницах.
10. Продает с барышом, а ходит нагишом.
11. Ум – одежда, которая никогда не износится.
12. С трудовыми руками нигде не пропадешь
13. Неладно скроен, да крепко сшит
14. Сначала запряги, а потом и понукай.
15. Врет сплошь, а переврать не умеет.
16. Каша приестся, а хлеб никогда.
17. Много грому по-пустому.
18. Все хорошо, что хорошо кончается.
19. Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
20. Хоть на час, но вскачь.
21. Старые башмаки никогда не жмут
22. Каждый по-своему с ума сходит
23. С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
24. Русские медленно запрягают, но потом быстро скачут.
25. Недолго той земле стоять, где начнут уставы ломать.
26. Между воронами и сорока по-вороньи каркает.
1-я группа из списка пословиц выписывает на доску только те, в которых есть орфограммы: “Мягкий знак после шипящих на конце наречий”, “Дефис между частями слова в наречиях”, “Буквы О и А на конце наречий”.
2-я группа из списка пословиц выписывает на доску только те, в которых есть орфограммы:
“Буквы О и А на конце наречий”, “Буквы О и Е после шипящих на конце наречий”, “Одна и две буквы Н в наречиях на и -Е”.
Вопрос учителя: Какие орфограммы мы не рассмотрели, выполняя групповую работу?
(Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий).
Учащиеся с места задают дополнительные вопросы отвечающим. Варианты вопросов: Какими членами предложений являются наречия в предложениях? К какой смысловой группе можно отнести то или иное наречие?
Пока на доску выносятся пословицы, с которыми работали ребята при выполнении групповой работы, учитель предлагает остальной части класса написать словосочетания в столбик: взяться за дело усердно, работу выполнить прекрасно, любить сильно, говорить напевно говорить напевно, вести себя дерзко, смотреть неодобрительно, двигаться неловко. Наречия в данных словосочетаниях необходимо заменить наречиями-синонимами, имеющими после шипящих на конце слова О или Е.
Резервное задание. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму:
Влев…, нагол…, издавн…, изредк…, втридорог…, задолг… . искос.., допоздн…, сначал…, ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.05.17 | Просмотров: 32

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!