Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Обобщение и систематизация знаний по теме: Наречие. 7-й класс
Автор(ы): Амирова Рушания Фрунзевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ТИП УРОКА: повторение и систематизация изученного. ЦЕЛИ УРОКА: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: - обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: - развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения задавать уточняющие вопросы; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: - Выставка книг по теме урока.
- Словарь наречий, правописание которых запоминается.
- Таблицы орфограмм в наречиях. Карточки дифференцированных заданий.
- На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.
СТРУКТУРА УРОКА: - Организационный этап.
- Этап проверки домашнего задания.
- Этап всесторонней проверки знаний.
- Подведение итогов урока.
- Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ: - Устный и письменный.
- Фронтальный , групповой, индивидуальный.
- Итоговый по теме.
ХОД УРОКА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. - Подготовка учащихся к работе на уроке.
- Взаимное приветствие учителя и учащихся.
- Опрос отсутствующих.
2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. Дидактическая задача: установить правильность и сознательность выполнения домашнего задания всем классом. Упражнение 244 | Комментарии учащихся.1. Морфологический разбор (на доске). 2. Объяснение орфограмм на месте пропусков и скобок. 3. Синтаксическая функция наречий. | Взаимопроверка домашнего задания. | 3. ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. БЛИЦ-ОПРОС: Что называется наречием? Каким членом предложения может быть наречие? (Запись примеров в рабочие тетради). Учитель распределяет среди учащихся задания, с которыми они будут работать в ближайшие 10 минут. Часть учащихся класса работает со словарными словами, остальные выполняют в тетрадях задания по карточкам. Ребята, выполнившие задание первыми, выносят готовые варианты заданий на крылья доски и комментируют написанное перед всем классом, когда словарная работа будет завершена. 1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Три ученика под диктовку учителя записывают наречия на доске с указанием смысловой группы, к которой относится каждое наречие. Одновременно с учащимися, работающими у доски, определяется группа экспертов (по два человека на каждый вариант), которые записывают те же слова в тетрадях, а затем проверяют правильность написания слов и указания смысловой группы наречий на доске. 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | досыта (мера и степень) сослепу (причина) за город (место) впоследствии (время) в насмешку (цель) вскоре (время) | за границу (место) на днях (время) невзначай (причина) досуха (мера и степень) на ходу (обр.действ.) на цыпочках (обр.действ.) | с налёту (обр.действ.)втроём (мера и степень) назло (цель) вблизи (место) сгоряча (причина) бок о бок (обр.действ.) | 2. КАРТОЧКИ ЗАДАНИЙ. Карточка 1. 1. Выпишите в составе словосочетаний наречия, определите к какой смысловой группе они относятся: 1). Нигде не видно жилья. 2). Ничем не измерить простора полей. 3). Никогда не предполагал, что ничего не пойму, ни с чем не соглашусь. 2. Образуйте от прилагательных наречия, графически обозначить орфограмму: защищать (горячий) - …, учиться (хороший) - …, излагать (общий) - …. 3. Замените словосочетания наречиями с О или А на конце. Идти в правую сторону, беседовать без стеснения, раскалить до красного цвета. Карточка 2. 1. Выпишите в составе словосочетаний наречия, определите к какой смысловой группе они относятся: 1). Никак не удавалось преодолеть эту вершину. 2). “Я тут ни при чём”,- буркнул Сергей. 3). Неоткуда взять воды. 2. Образуйте от прилагательных наречия, графически обозначьте орфограмму излагать (общий) - …, двигаться (неуклюжий) - …, окончить (блестящий) - … . 3. Замените словосочетания наречиями с О или А на конце. Раскалить до красного цвета, расстаться на долгое время, переписать окончательно. ГРУППОВАЯ РАБОТА. 2 группы учащихся по 4 человека участвуют в групповой работе. Учащимся раздаются листы, на которых представлен список фразеологизмов и пословиц, содержащих наречия. Задание. Найдите среди фразеологизмов и пословиц примеры на определенные виды орфограмм. Объясните написание наречий. Наречия во фразеологизмах и в пословицах 1. Будь друг, да не вдруг. 2. Радости забываются, а печали никогда. 3. Для дорогого гостя и ворота настежь. 4. Досыта не накормим, а с голоду не уморим. 5. Яблоко от яблони недалеко падает. 6. Еле-еле душа в теле. 7. Нашему Ивану нигде нет талану. 8. Вот тебе боже, что нам негоже. 9. Есть еще порох в пороховницах. 10. Продает с барышом, а ходит нагишом. 11. Ум – одежда, которая никогда не износится. 12. С трудовыми руками нигде не пропадешь 13. Неладно скроен, да крепко сшит 14. Сначала запряги, а потом и понукай. 15. Врет сплошь, а переврать не умеет. 16. Каша приестся, а хлеб никогда. 17. Много грому по-пустому. 18. Все хорошо, что хорошо кончается. 19. Без соли невкусно, а без хлеба несытно. 20. Хоть на час, но вскачь. 21. Старые башмаки никогда не жмут 22. Каждый по-своему с ума сходит 23. С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь. 24. Русские медленно запрягают, но потом быстро скачут. 25. Недолго той земле стоять, где начнут уставы ломать. 26. Между воронами и сорока по-вороньи каркает. 1-я группа из списка пословиц выписывает на доску только те, в которых есть орфограммы: “Мягкий знак после шипящих на конце наречий”, “Дефис между частями слова в наречиях”, “Буквы О и А на конце наречий”. 2-я группа из списка пословиц выписывает на доску только те, в которых есть орфограммы: “Буквы О и А на конце наречий”, “Буквы О и Е после шипящих на конце наречий”, “Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е”. Вопрос учителя: Какие орфограммы мы не рассмотрели, выполняя групповую работу? (Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий). Учащиеся с места задают дополнительные вопросы отвечающим. Варианты вопросов: Какими членами предложений являются наречия в предложениях? К какой смысловой группе можно отнести то или иное наречие? Пока на доску выносятся пословицы, с которыми работали ребята при выполнении групповой работы, учитель предлагает остальной части класса написать словосочетания в столбик: взяться за дело усердно, работу выполнить прекрасно, любить сильно, говорить напевно говорить напевно, вести себя дерзко, смотреть неодобрительно, двигаться неловко. Наречия в данных словосочетаниях необходимо заменить наречиями-синонимами, имеющими после шипящих на конце слова О или Е. Резервное задание. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму: Влев…, нагол…, издавн…, изредк…, втридорог…, задолг… . искос.., допоздн…, сначал…, ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.05.17 | Просмотров: 692
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|