Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Обобщенный способ запоминания словарных слов


Автор(ы): Конина Наталья Сергеевна, учитель начальных классов

Каждый из нас, работая, идет к накоплению собственного теоретического и практического багажа, придумывает свои оригинальные решения. Растет методическая копилка, увеличивается опыт работы, и постепенно количество переходит в качество. Так появился в моей практике один из интересных вариантов работы со словарными словами на уроках русского языка.
Учителя знают, как трудно дается младшим школьникам освоение таких слов.
Наблюдения показывают, что учащиеся, переходя из класса в класс, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными. Почему? Ответ прост.
При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.
Кроме того, наглядно-иллюстративный метод запоминания данных слов лишь привлекает внимание учащихся, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует.
Таким образом, в формировании орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть активная учебная работа учащихся.
Дети любознательны, находчивы, изобретательны. Этот огромный потенциал необходимо направить в нужное нам русло.
Примером может служить метод обучения учащихся запоминанию словарных слов, разработанный мною в ходе изучения опыта работы В.Лайло.
Сущность этого метода заключается в следующем:
  • разделение словарных слов с 1 по 4 класс в зависимости от “опасного места” – буквы, в написании которой можно ошибиться;
  • составление из этих слов небольшого связного текста;
  • придумывание опорного слова ко всем словам рассказа, в котором невозможно допустить ошибку;
  • рисунок к своему рассказу.
Дело в том, что мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.
Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо "оживить" букву, создать ее "образ" в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
  • установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
  • заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
  • яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
  • образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком и должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву.
(Приложение с рассказами и рисунками детей).
Кроме данного метода в работе со словарными словами также предлагаются задания на классификацию, систематизацию, обобщение и т.д.
Например, по опорному слову вспомнить весь набор словарных слов рассказа, получив слова вперемешку – разбить их на группы, из набора слов найти лишние и т.п. Ведется работа и с отдельно взятым словом. После того, как учащиеся сфотографируют его на карточке, им предлагается:
  • написать буквы этого слова в алфавитном порядке;
  • выписать все глухие ( звонкие), мягкие ( твердые) согласные, выписать гласные;
  • Записать, вторую букву слова считая с начала, третью, считая с конца и т.д.;
  • выписать второй (третий, четвертый) слог с начала (с конца);
  • дополнить этот слог до какого-нибудь слова (существительного, прилагательного, глагола);
  • используя буквы слова, составить другие слова.
Результатом применения данного метода являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах).
Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез.
Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов.
При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.
Группы словарных слов
1-й класс
Опорное слово Словарные слова Опасное место
1 Гости Девочка, коньки, Москва, Россия, посуда, морковь Буква о
2 Маша Пальто, карандаш, тарелка, арбуз, капуста Буква а
3 Мячик Воробей, ворона, сорока, собака Буква о
2-й класс
Опорное слово Словарные слова Опасное место
1 Раб Работа, рабочий, народ, завод, сапоги, машина Буква а
2 Лес Деревня береза, медведь, ветер, здравствуйте Буква е
3 Оля Девочка, Москва, молоко, ягода, лопата, урожай Буква о
4 Учеба Учитель, ребята, пенал, тетрадь, дежурный, ученик Буква е
5 Конь Товарищ, город, весело, мороз, коньки, одежда, собака, воробей, ворона, сорока, корова, быстро, хорошо Буква о
6 Сказка Платок, капуста, пальто, заяц, фамилия, спасибо, карандаш, язык Буква а
7 Два Русский, суббота Удвоенныесогласные
3-й класс
Опорное слово Словарные слова Опасное место
1 Отдых Трактор, восток, хорошо, дорога, потом, горох, осина, яблоко, погода, кровать Буква о
2 Дача Комната, квартира, картина, растение, стакан, картофель, тарелка, кастрюля, завтрак, магазин, малина Буква а
3 Поездка Метро, север, лагерь, четверг, песок, пшеница, земляника, четверг, герой, вместе Буква е
4 Пир Рисунок, сирень, ужин, улица, приветливо Буква а
5 Спор Однажды, отец, спор, овощи, огурец, обед, морковь, орех, помидор, молоток, топор, вокруг Буква о
6 Сюрприз Коллектив, коллекция, лестница, чувство, праздник, желтый, черный, трамвай, месяц Непроизносимыеудвоенные согласные;
Гласные после шипящих
4-й класс


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.05.19 | Просмотров: 21

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!