Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Путешествие в мир эмоций
Автор(ы): Похлебаева Ольга Васильевна, психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: создание положительного эмоционального фона в группе, профилактика психосоматических заболеваний; Задачи: развивать внутригрупповые отношения, перенос эмоционального состояния детей в ситуацию, учить анализировать и находить выход, развивать творческое воображение детей, формировать навыки рефлексии Методы: проективные методики, беседа, развивающие упражнения, игры, приемы АРТ, сказкотерапии, ребефинга. Методики: упр. “Дождик”, “Ассоциативный ряд”, “Юные психологи”, “Мимика, пантомимика”, “Скульптура”, сказка “Два лисенка”, “Подарки”, “Несуществующее животное”, Актуальность: при переходе в среднее звено (5 класс) очень важным показателем в период адаптации учащихся является эмоциональная сфера. Необходимо на этом этапе помочь ребятам справиться с волнением, тревогой, неизвестностью, которые мешают справиться с эмоциями в стрессовой ситуации. Ключевые слова: воображение, представление, эмоции, ассоциации Оборудование: таблички со словами эмоций, магниты, бумага, цветные карандаши, фломастеры, краски, диск с релаксационной музыкой, карточки с фрагментами. Этап | Цель | Действия учителя | Действие учеников | Время | Приветствие | Снятие напряжения | учащимся предлагается поприветствовать гостей улыбками. | Поворачиваются к гостям (общение с гостями) | 2 мин. | РазминкаУпр.1 “Дождик” Упр.2 “Ассоциативный ряд” | Создание настроя на совместную работу, снижение мышечного напряжения | (в кругу)Ведущий идет по кругу и, когда он заглядывает в глаза каждому участнику, показывает его движение. (в кругу) “Мы сейчас будем говорить слово, а задача нашего соседа слева – быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум”. Тоска… Радость… | Повторяют движения, показанные ведущим Называют слова – ассоциации | 2 мин. 2 мин. | АктуализацияУпр.3 “Юные психологи” | Дать возможность выделить эмоции и прочувствовать их | (две команды)Командам дается карточка с текстом. “Ребята, вам надо прочитать текст, выделить эмоции, которые испытывает герой” | Работают в командах, выписывают на листочке эмоции(рефлексия) | 5 мин. 2 мин. | Упр.4 “Мимика, пантомимика” | Снятие внутренних зажимов, комплексов | (перед зеркалом)“изобразите удивление, волнение, гнев, смех, радость, удовлетворение…” | Перед зеркалом изображают предложенные ведущим эмоции | 2 мин. | Упр.5 Ребефинг | Восстановление нормального дыхания | (перед зеркалом)“давайте покажем как дышит человек, испытывающий возбуждение…и человек, испытывающий покой” комфорт | Выполняют дыхательные упражнения | 2 мин. | Упр.6 “Скульптура” | Учить ребят представлять, переносить эмоциональное состояние в ситуацию, развитие творчества | (две команды)1. изобразить – грусть 2. изобразить – гнев 1. изобразить – радость 2. изобразить - гордость | Ребята в командах изображают эмоции, представленные ведущим | 5 мин. | 7. Арт-терапия | Развитие воображения, умение фантазировать, диагностика эмоционального состояния | “Представьте и нарисуйте несуществующее животное, дайте ему имя” | РисуютРефлексия (подарки, рекомендации) | 7 мин. 2 мин. | 8. Сказка-терапия | Умение анализировать, находить выход из сложившейся ситуации | Читается сказка о “Два лисенка”Рефлексия | СлушаютРефлексия | 7 мин. 2 мин | Заключительная часть Упр.9 “Подарки” | | “Посмотрите, эта комета не просто украшение, это подарок. Давайте возьмем по одной звездочке и прочитаем, что мы с вами хотим подарить друг другу и нашим гостям” | Снимают звездочки и читают пожелания, дарят гостям с улыбкой | 3 мин. | Обратная связь | | | | 2 мин. | Сценарий занятия I. Вводный этап. Учащиеся стоят в полукруге. Ведущий здоровается с детьми и с гостями. Предлагает учащимся приветствовать гостей улыбками. Упражнения для разминки: Ведущий: Начинаем занятие с вашего любимого упражнения “Дождик”. Постараемся выполнить его правильно, в полной тишине. Упр. 1 “Дождик”. Все участники стоят в кругу. Ведущий идет внутри круга и, когда он заглядывает в глаза каждому участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий снова не подойдет к нему, заглянет в глаза и поменяет движение. Ведущий идет по кругу и заглядывает по очереди в глаза участникам, - на 1-м круге - трет ладошкой о ладошку;
- на 2-м круге - щелкает пальцами;
- на 3-м - хлопает ладонями по коленям;
- на 4-м - стучит ладонями по коленям и топает ногами;
- на 5-м - хлопает ладонями по коленям;
- на 6-м – щелкает пальцами;
- на 7-м – трет ладошками;
- на 8-м – просто опускает руки.
Так дождик заканчивается и затихает. “Что мы услышали? Так шумит красивый летний дождь”. Ведущий: А сейчас мы с вами выполним другое упражнение. Упр. 2 “Ассоциативный ряд”. Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое- то слово, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово- ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово – ассоциацию, и.т.д. В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова. 1. тоска… 2. радость… Рефлексия: Ведущий: А сейчас вы, ребята, сядете за столы. Сядьте так, как вы хотите. II. Основная часть. Ведущий: Ребята, мы сейчас называли удивительные слова (радость, грусть, удивление, восхищение). Как вы думаете, что это за слова? Что они выражают? ( настроение, эмоции) Тема нашего занятия: “Путешествие в мир эмоций.” Эмоции – это то, что мы с вами чувствуем, переживаем. А какие эмоции бывают? Они могут быть “положительные” и “отрицательные”. Все они нужны и полезны, так как помогают человеку регулировать свое поведение. Придумайте название своей команде. (Напишите, поставьте). Упр. 3 “Конкурс юных психологов”. Ведущий: Предлагаю вам побыть психологами. В течение 3-4 минут вам необходимо в команде прочитать отрывки из знаменитых произведений. Вы эти произведения хорошо знаете. Обсудить и выделить эмоции, которые испытывают герои в данных ситуациях. Запишите на листочке, и один человек из команды озвучит ваши записи. Команда 1. 1.“Они испугались меня, такой я безобразный!”- подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда. Бежал-бежал, пока не очутился в болоте, где жили дикие утки. Усталый и печальный, он просидел тут всю ночь. 2….И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: “Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком!” (Х.К. Андерсен “Гадкий утёнок”) Команда 2. 3. Герасим глядел, глядел да как засмеётся вдруг… Всю ночь он возился с ней (собачкой), укладывал её, обти...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.12 | Просмотров: 1534
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|