Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Программа дополнительного образования: Экология России. 6—7-е классы
Автор(ы): Ларионова Ольга Александровна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
На современном этапе развития Российского государства резко обострилась экологическая ситуация в стране. Создается опасность для здоровья нынешнего и воспроизводства будущих поколений. Идет процесс расширения особо неблагополучных экологических зон, дальнейшее экологическое развитие которых без надлежащих мер по охране природы может привести к образованию обширных зон экологического бедствия. В соответствии с решениями Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года) требуется существенное совершенствование экологического образования, превращение его во всеобщий непрерывный процесс, охватывающий все ступени обучения. Необходимым звеном в этой цепи является изучение экологических проблем России, многообразие ее экосистем, их строения и развития. Целью экологического образования является, становление экологический культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждой личности, каждого россиянина. В связи с этим необходимо с первых школьных лет систематически и постоянно формировать экологические знания, знания о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека, учить школьников быть знающими, бережливыми, рачительными хозяевами страны, своей Родины - России. Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности. Обучение: формирование знаний об экосистемой организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения. Воспитание: потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды. Развитие интеллектуальной сферы - способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы - этического восприятия и оценка состояния окружающей среды; волевой сферы - убеждения в возможности решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Программы и учебник “ Экология России” рассматривают экологию с двух сторон: как науку о взаимосвязях организма и популяции со средой: и как комплексную науку о взаимодействиях природы и общества (человека). Ведущей идеей изучения нового предмета должна стать мысль о необходимости рационального природопользования. Идея рационального использования ресурсов и природы России должна пронизывать все уроки, все занятия, какой бы учебный материал ни изучался: от уровня строгих концептуальных положений до учебного материала, несущего интересные, занимательные или увлекательные сведения. Настоящая программа предназначена для учащихся 6-7-x классов средних общеобразовательных учреждений и других учебных заведений базисного уровня обучения. Материал программы курса “ Экология России” неразрывно связан с теми знаниями, которые учащиеся получают по биологии, химии, географии, физике. ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № | ТЕМА | Общее кол-во часов | В том числе | теория | практика | 1. | Знакомство с учебником и его концепцией. | 1 | 1 | | 2. | Что изучает экология | 2 | 1 | 1 | 3. | Экосистема | 6 | 3 | .5 | 4. | Экологическое равновесие естественных экосистем. | 7 | 5 | 2 | 5. | Рациональное природопользование. Естественные экосистемы России | 5 | 4 | 1 | 6. | Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы). | 5 | 4 | 1 | 7. | Городские и промышленные экосистемы. | 3 | 2 | 1 | 8. | Охрана природы | 2 | 1 | 1 | 9. | Будущее человечества | 4 | 5 | 1 | | ИТОГО | 35 | | | 35 часов 1 час в неделю. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Что изучает экология. Экология - наука XX века, история развития экологических идей. Что изучает экология. Причины популярности и актуальности экологии в наши дни. Экологические “ Законы” Б. Коммонера. Экологические проблемы России. Структура экологии. Практическая работа: Работа со справочным материалом с целью составления графиков, схем, диаграмм. Экосистема. Определение и общая характеристика экосистемы. Состав экосистемы. Пищевые цепи и пищевые сети. Типы экосистем. Бюджет солнечной энергии в экосистеме. Биологическая продуктивность четырех классов экосистем. Экологические пирамиды. Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем. Особенности строения почвы как среды обитания живых организмов. Разнообразие почва России. Биосфера - самая крупная экосистема Земли. Изменения, происходящие в результате деятельности людей. Основные биосферные циклы веществ. Практическая работа: Составление пищевых цепей, круговорота веществ в биосфере. Экологическое равновесие естественных экосистем. Понятие экологического равновесия. Экологические сукцессии. Горизонтальные взаимоотношения организмов: конкуренция и взаимопомощь. Сигнальные взаимоотношения между организмами. Популяция. Состав и разнообразие популяций. Причины, нарушающие стабильность популяций. Экологическая ниша, особенности дифференциации экологичес...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.13 | Просмотров: 2142
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|