Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интеграция исследовательских и информационных технологий в деятельность школьного научного общества - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Интеграция исследовательских и информационных технологий в деятельность школьного научного общества


Автор(ы): Земляненко Нина Васильевна, заместитель директора по УВР, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
На современном этапе развития общества стремительно возрастает объем научной информации, что создает затруднения для формирования человека, способного к активному творческому овладению знаниями, умеющего быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию, прогнозировать развитие событий. Необходимым средством развития самостоятельного творческого подхода учащихся к жизни, в настоящее время, становится учебно-исследовательская деятельность учащихся. Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному исследовательскому. Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Значимым фактом повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в школе становится применение в работе новых информационных технологий. Современные научные исследования, тем более исследования междисциплинарные, комплексные, уже не могут быть успешными без всестороннего информационного обеспечения. Такое обеспечение предполагает поиск источников наиболее актуальной информации, соответствующей современному уровню содержания образования, отбор и избирательную оценку этой информации, ее хранение, обеспечивающее должный уровень классификации информации и свободу доступа к ней со стороны потенциальных потребителей, наконец, оперативное представление необходимой информации пользователю по его запросам. Интеграция информационных и исследовательских технологий позволяет реализовать основные стратегические задачи, стоящие перед современной школой, помогает на деле, осуществлять компетентностный подход. Идея реализации компетентностного подхода с помощью интеграции информационных и исследовательских технологий натолкнула на мысль активизировать познавательную деятельность учащихся в школьном научно-исследовательском обществе. Так появилось НОУ. В начале своего существования НОУ состояло из учащихся старших классов, мотивированных на углубление знаний по предмету, или учащихся, желающих сдать экзамен в форме реферата. Начали создаваться первые работы, гораздо больше похожие на реферат, чем на исследование. Учитель-консультант не объясняя отсматривал материал, давал советы ученику по написанию работы, а часто дописывал и переписывал то, что считал нужным. Однако очень скоро выяснилось, что ребят начинает интересовать сам процесс поиска информации, формирование гипотезы, формулирование выводов и т.д. Именно тогда появилась необходимость систематизировать и структурировать работу общества. Первое, что решили сделать: обучить педагогический коллектив школы. Учитель, прежде всего, должен был перестать быть человеком, заменяющим автора-учащегося. Учитель сам должен был познакомиться с основами исследовательских технологий, для того чтобы затем нести знания учащимся. В школе был проведён семинар для педколлектива: «Исследовательское поведение и исследовательское обучение» (Приложение 1). Созданная для его проведения презентация в среде PowerPoint, способствовала актуализации наглядности материала. Здесь же на семинаре была проведена анкета о желании учителей заниматься исследовательской работой с учащимися. В результате 11 учителей средней и старшей школы изъявили желание работать в педагогической лаборатории «Исследование». Эти учителя стали организаторами педагогического совета: «Применение исследовательских технологий в урочной и внеурочной деятельности школы». Куратором всей исследовательской работы стал зам. директора по НМР. Таким образом, учителя начинали работать с наиболее заинтересованными учащимися, рассматривая основы исследовательского поиска в контексте, преподаваемого ими предмета. Вторая и третья общешкольные конференции НОУ стали значительным этапом в жизни школы. Работы, представленные учащимися, перестали носить только теоретический анализ. Помимо теории во многих появилась экспериментальная часть. И это касалось не только работ по физике, химии, математике, экологии, но и работ по истории, обществознанию, литературе, где теория сопровождалась социологическими опросами, интервью («Город – средоточие миграционных потоков», «Ещё раз о вреде курения», «Попытки модернизации России при Софье Алексеевне»). Неожиданно заинтересовались исследовательской деятельностью учащиеся и учителя начальной школы. Они стали использовать приёмы и методы исследовательского поиска в урочной деятельности, увлеклись методом проектов и начали создавать проекты на уроках и вне, в содружестве с родителями и ребятами стали работать над глубокими исследованиями («Спортивная метрология», «Драконы», «Детские и отроческие годы Антоши Чехова (в воспоминаниях и письмах современников)»). Тогда два года назад появилась необходимость в создании Школы юного исследователя (Школа) для учащихся старшей, средней и младшей школы. Сейчас Школе юного исследователя уже два года. Первый выпуск Школы был заслушан на большой и малой общешкольных конференциях НОУ, школьной конференции «Я – исследователь» для малышей, предметных конференциях в рамках Недели Науки. Ребята, посещающие занятия Школы 1 раз в неделю, не всегда самые умные и одарённые в классе. Есть те, которые стараются самореализоваться в Школе, другие самоутверждаются здесь, но абсолютно все получают основы исследовательского поиска, так необходимые в сегодняшней жизни. Наверное, занятия в Школе не были бы так успешны, не притягивали бы такое количество учащихся, если бы не применение на занятиях информационных технологий. Первый год своего существования занятия в Школе строились по возрастным группам на основе компьютерной презентации (Приложение 2). Таким образом, учащиеся получали необходимую теоретическую базу. Занятие строилось так: первая часть – теория, затем применение знаний на практике. Например, ребята разного возраста с удовольствием учились определять этапы исследования, формулировать цели работы, выдвигать гипотезу на примере русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» и др. Мне хотелось, чтобы учащиеся поняли, что заниматься исследовательской деятельностью интересно, строить гипотезы – просто, а умение поставить перед собой цель пригодится человеку всегда. Для предметных углублённых занятий приглашались специалисты – учителя нашей школы (физик, химик – проведение экспериментов, психолог – презентация работы на большую аудиторию и др.). Первая Школа не имела программы, мы действовали методом проб и ошибок. Результатами работы Школы можно считать: Участие в Московском и Сочинском турах Всероссийского конкурса «Я – исследователь» младших школьников, победы на весенних сессиях Донской академии юных исследователей, призовые места в городских экологических чтениях и т.д. Но самое главное – это популярность общества в школе. Десятки учащихся хотят заниматься исследовательской деятельностью в Школе юных исследователей. Поэтому в этом году была создана программа Школы, рассчитанная на 17 занятий, которые проходят в медиакабинете или в ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.13 | Просмотров: 1056

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340