Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа развития экологической культуры младших школьников - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Программа развития экологической культуры младших школьников


Автор(ы): Костылева Анна Андреевна, аспирант кафедры общей и социальной психологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка

Программа развития экологической культуры детей младшего школьного возраста апробировалась в условиях сезонного полевого туристского лагеря при Станции детского и юношеского туризма и экскурсий г. Курган.
Данная пояснительная записка содержит краткую информацию об особенностях программы, ее структуре и содержании, целях и задачах, условиях ее реализации, основных методах и формах работы с детьми.
Программа рассчитана, в первую очередь на педагогов дополнительного образования и учителей-предметников (биологов, экологов), имеющих возможность и желающих осуществить преподавание своих дисциплин изучением реальных объектов в естественных условиях существования.
Методической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно применяемые в сфере дополнительного (внешкольного) образования [3], [2]; существующие разработки в области регионального экологического образования [4], “натуралистический” подход и методы “полевой экологии” [1], опыт по взаимодействию с окружающей средой в процессе формирования экологической культуры младшего школьника.
Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.
Идеальным при проведении полевых экологических занятий является временное проживание детей как можно ближе к природе – в условиях сезонного загородного туристского палаточного лагеря. Благодаря этому происходит недостижимое в других условиях “погружение” учащихся в предмет, в детях проявляются иные, ранее нераскрытые возможности.
Таким образом, программа представляет собой не только программу экологического образования, но также и программу развития экологической культуры детей.
Программа состоит из трех блоков: установочный, развивающий, закрепляющий.
Цель и задачи программы
Главной целью данной программы является развитие экологической культуры младших школьников.
В задачи данной программы входит:
  1. разработка содержания, способствующего развитию когнитивного, ценностно-эмоционального и операционно-деятельностного компонентов экологической культуры младших школьников, на примере объектов, существующих в естественных условиях;
  2. разработка непосредственных приемов, способов активизации механизмов развития экологической культуры младших школьников посредством их вовлечения в практическую учебную и исследовательскую деятельность.
Основные методы и формы работы с детьми
Основным методом является “натуралистический” подход – т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, “реальных” объектов, существующих в естественных условиях.
Двумя основными формами обучения, при этом, являются полевые экскурсии и самостоятельная исследовательская работа.
Экскурсионная форма обучения предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами и явлениями природы: экосистемами, водными объектами, растениями и животными, а также существующими между ними взаимосвязями.
Самостоятельная исследовательская деятельность предполагает проведение детьми определенного набора простейших биологических и комплексных экологических исследований. Функция педагога на этом этапе ограничивается консультациями и общим “курированием” процесса работы.
Тематический план
Темы занятия Кол-во часов
Установочный блок
1. Вводное занятие 2
Развивающий блок
2. Экосистема “Бор” 3
3. Экосистема “Смешанный лес” 3
4 Экосистема “Проточный водоем” 3
5 Экосистема “Закрытый водоем” 3
6 Экосистема “Болото” 3
7 Экосистема “Луг” 3
8 Экосистема “Степь” 3
9 Агросистема 3
10 Нарушенная экосистема 3
Закрепляющий блок
11 Заключительное занятие 3
Итого
32
Содержание программы

Занятие 1

Тема: Вводное занятие
Цель: развитие экологической культуры младших школьников
Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.
Основная часть:
1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Раскрытие понятий “живые организмы”, “среда обитания”, “экосистема”. Основные виды экосистем Зауралья. Факторы окружающей среды и их роль в жизни организмов. Многообразие живых организмов и их приспособления к условиям жизни.
2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Роль человека в изменениях живой природы”, “Правила поведения при посещении различных экосистем”.
3. Развитие операционно-деятельностного компонента: Значение организмов в природе и жизни человека. Назначение и основные направления природоохранной деятельности.
Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 2

Тема: Экосистема “Бор”
Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Бор”.
Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.
Основная часть:
1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Многообразие растений бора. Экологические группы растений бора: деревья, кустарники, травы. Приспособления растений к жизни в экосистеме.
Многообразие животных бора: насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие. Приспособленность животных к жизни в сосновом лесу.
Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей соснового леса.
2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Бор”. Полезные растения леса. Правила сбора лесных ягод и грибов. Правила поведения в лесу”.
3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Бор”.
2. Выявление изменений экосистемы “Бор” под влиянием человека.
Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 3

Тема: Экосистема “Смешанный лес”
Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Смешанный лес”.
Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.
Основная часть:
1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Многообразие растений смешанного леса. Экологические группы растений смешанного леса: деревья, кустарники, травы. Приспособления растений к жизни в экосистеме “Смешанный лес”.
Многообразие животных смешанного леса: насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие. Приспособленность животных к жизни в смешанном лесу.
Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей смешанного леса.
2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Смешанный лес”. Полезные растения леса. Правила сбора лесных ягод и грибов”.
3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Смешанный лес”.
2. Выявление изменений экосистемы “Смешанный лес” под влиянием человека.
Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 4

Тема: Экосистема “Проточный водоем”
Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Проточный водоем”.
Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.
Основная часть:
1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Строение реки и специфика водной среды обитания.
Растения водоемов, их многообразие, особенности строения, приспособления и взаимодействия с окружающей проточной водной средой. Экологические группы речных растений: планктонные водоросли, прибрежные кустарники и травы, водные растения.
Многообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни в воде.
Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей проточного водоема.
2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Проточный водоем”. Полезные водные организмы. Правила рыбной ловли. Основные источники загрязнения рек”.
3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Проточный водоем”.
2. Выявление изменений экосистемы “Проточный водоем” под влиянием человека.
Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 5

Тема: Экосистема “Закрытый водоем”
Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Закрытый водоем”.
Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.
Основная часть:
1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Строение закрытого водоема и его специфика как среды обитания живых организмов.
Растения водоема, их многообразие, особенности строения, приспособления и взаимодействия с окружающей средой. Экологические группы растений пруда: планктонные водоросли, прибрежные кустарники и травы, водные растения.
Многообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни в воде.
Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей закрытого водоема.
2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Закрытый водоем”. Полезные водные организмы. Правила рыбной ловли. Основные источники загрязнения водоемов”.
3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Закрытый водоем”.
2. Выявление изменений экосистемы “Закрытый водоем” под влиянием человека.
Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 6

Тема: Экосистема “Болото”
Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Болото”.
Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.
Основная часть:
1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Особенности болот как среды обитания живых организмов.
Растения болот, их многообразие, особенности строения, приспособления и взаимодействия с окружающей средой. Экологические группы растений болота: планктонные водоросли, прибрежные кустарники и травы, водные растения.
Многообразие животных: насекомые, земноводные, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни на болоте.
Сезонные изменения в неживой природе и ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.13 | Просмотров: 2906

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340