Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Программа развития экологической культуры младших школьников
Автор(ы): Костылева Анна Андреевна, аспирант кафедры общей и социальной психологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Программа развития экологической культуры детей младшего школьного возраста апробировалась в условиях сезонного полевого туристского лагеря при Станции детского и юношеского туризма и экскурсий г. Курган. Данная пояснительная записка содержит краткую информацию об особенностях программы, ее структуре и содержании, целях и задачах, условиях ее реализации, основных методах и формах работы с детьми. Программа рассчитана, в первую очередь на педагогов дополнительного образования и учителей-предметников (биологов, экологов), имеющих возможность и желающих осуществить преподавание своих дисциплин изучением реальных объектов в естественных условиях существования. Методической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно применяемые в сфере дополнительного (внешкольного) образования [3], [2]; существующие разработки в области регионального экологического образования [4], “натуралистический” подход и методы “полевой экологии” [1], опыт по взаимодействию с окружающей средой в процессе формирования экологической культуры младшего школьника. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы. Идеальным при проведении полевых экологических занятий является временное проживание детей как можно ближе к природе – в условиях сезонного загородного туристского палаточного лагеря. Благодаря этому происходит недостижимое в других условиях “погружение” учащихся в предмет, в детях проявляются иные, ранее нераскрытые возможности. Таким образом, программа представляет собой не только программу экологического образования, но также и программу развития экологической культуры детей. Программа состоит из трех блоков: установочный, развивающий, закрепляющий. Цель и задачи программы Главной целью данной программы является развитие экологической культуры младших школьников. В задачи данной программы входит: - разработка содержания, способствующего развитию когнитивного, ценностно-эмоционального и операционно-деятельностного компонентов экологической культуры младших школьников, на примере объектов, существующих в естественных условиях;
- разработка непосредственных приемов, способов активизации механизмов развития экологической культуры младших школьников посредством их вовлечения в практическую учебную и исследовательскую деятельность.
Основные методы и формы работы с детьми Основным методом является “натуралистический” подход – т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, “реальных” объектов, существующих в естественных условиях. Двумя основными формами обучения, при этом, являются полевые экскурсии и самостоятельная исследовательская работа. Экскурсионная форма обучения предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами и явлениями природы: экосистемами, водными объектами, растениями и животными, а также существующими между ними взаимосвязями. Самостоятельная исследовательская деятельность предполагает проведение детьми определенного набора простейших биологических и комплексных экологических исследований. Функция педагога на этом этапе ограничивается консультациями и общим “курированием” процесса работы. Тематический план № | Темы занятия | Кол-во часов | Установочный блок | 1. | Вводное занятие | 2 | Развивающий блок | 2. | Экосистема “Бор” | 3 | 3. | Экосистема “Смешанный лес” | 3 | 4 | Экосистема “Проточный водоем” | 3 | 5 | Экосистема “Закрытый водоем” | 3 | 6 | Экосистема “Болото” | 3 | 7 | Экосистема “Луг” | 3 | 8 | Экосистема “Степь” | 3 | 9 | Агросистема | 3 | 10 | Нарушенная экосистема | 3 | Закрепляющий блок | 11 | Заключительное занятие | 3 | Итого | 32 | Содержание программы Занятие 1 Тема: Вводное занятие Цель: развитие экологической культуры младших школьников Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей. Основная часть: 1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Раскрытие понятий “живые организмы”, “среда обитания”, “экосистема”. Основные виды экосистем Зауралья. Факторы окружающей среды и их роль в жизни организмов. Многообразие живых организмов и их приспособления к условиям жизни. 2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Роль человека в изменениях живой природы”, “Правила поведения при посещении различных экосистем”. 3. Развитие операционно-деятельностного компонента: Значение организмов в природе и жизни человека. Назначение и основные направления природоохранной деятельности. Заключительная часть: подведение итогов занятия Занятие 2 Тема: Экосистема “Бор” Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Бор”. Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей. Основная часть: 1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Многообразие растений бора. Экологические группы растений бора: деревья, кустарники, травы. Приспособления растений к жизни в экосистеме. Многообразие животных бора: насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие. Приспособленность животных к жизни в сосновом лесу. Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей соснового леса. 2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Бор”. Полезные растения леса. Правила сбора лесных ягод и грибов. Правила поведения в лесу”. 3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Бор”. 2. Выявление изменений экосистемы “Бор” под влиянием человека. Заключительная часть: подведение итогов занятия Занятие 3 Тема: Экосистема “Смешанный лес” Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Смешанный лес”. Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей. Основная часть: 1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Многообразие растений смешанного леса. Экологические группы растений смешанного леса: деревья, кустарники, травы. Приспособления растений к жизни в экосистеме “Смешанный лес”. Многообразие животных смешанного леса: насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие. Приспособленность животных к жизни в смешанном лесу. Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей смешанного леса. 2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Смешанный лес”. Полезные растения леса. Правила сбора лесных ягод и грибов”. 3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Смешанный лес”. 2. Выявление изменений экосистемы “Смешанный лес” под влиянием человека. Заключительная часть: подведение итогов занятия Занятие 4 Тема: Экосистема “Проточный водоем” Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Проточный водоем”. Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей. Основная часть: 1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Строение реки и специфика водной среды обитания. Растения водоемов, их многообразие, особенности строения, приспособления и взаимодействия с окружающей проточной водной средой. Экологические группы речных растений: планктонные водоросли, прибрежные кустарники и травы, водные растения. Многообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни в воде. Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей проточного водоема. 2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Проточный водоем”. Полезные водные организмы. Правила рыбной ловли. Основные источники загрязнения рек”. 3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Проточный водоем”. 2. Выявление изменений экосистемы “Проточный водоем” под влиянием человека. Заключительная часть: подведение итогов занятия Занятие 5 Тема: Экосистема “Закрытый водоем” Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Закрытый водоем”. Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей. Основная часть: 1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Строение закрытого водоема и его специфика как среды обитания живых организмов. Растения водоема, их многообразие, особенности строения, приспособления и взаимодействия с окружающей средой. Экологические группы растений пруда: планктонные водоросли, прибрежные кустарники и травы, водные растения. Многообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни в воде. Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей закрытого водоема. 2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Закрытый водоем”. Полезные водные организмы. Правила рыбной ловли. Основные источники загрязнения водоемов”. 3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Закрытый водоем”. 2. Выявление изменений экосистемы “Закрытый водоем” под влиянием человека. Заключительная часть: подведение итогов занятия Занятие 6 Тема: Экосистема “Болото” Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Болото”. Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей. Основная часть: 1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Особенности болот как среды обитания живых организмов. Растения болот, их многообразие, особенности строения, приспособления и взаимодействия с окружающей средой. Экологические группы растений болота: планктонные водоросли, прибрежные кустарники и травы, водные растения. Многообразие животных: насекомые, земноводные, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни на болоте. Сезонные изменения в неживой природе и ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.13 | Просмотров: 2906
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|