Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Обобщающий урок по теме Показательные уравнения и неравенства. Подготовка к ЕГЭ
Автор(ы): Карпова Наталья Васильевна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: - Систематизировать у учащихся знания о способах решения показательных уравнений.
- Развивать практические навыки учащихся.
- Воспитание ответственного отношения у учащихся при подготовке к ЕГЭ,
Оборудование: карточки-задания; тесты; бланки ответов; варианты тестов ЕГЭ. Ход урока I.Организационный момент. 1) Проверка готовности к уроку (Работа Совета Кабинета); 2)Психологический момент. II. Актуализация опорных знаний. Тест: Тест по алгебре (ЕГЭ) (10 мин.) Разминка. 1.Упростите выражение: 1)30,6; 2) 3-0,6; 3)3; 4)1. 2. Упростите выражение: 1)1; 2)5; 3)52,1; 4)51,3 3. Упростите выражение: ((0,7)4,5)-2 1)(0,7)9;2) (0,7)-9; 3) (0,7)2,5; 4) (0,7)6,5. 4. Упростите выражение: 1)72; 2) 722; 3) 7-2; 4) 7-22. 5. Упростите выражение: 1)1; 2)(0,6)30; 3)(0,6)17; 4) (0,6)-17. 6. Упростите выражение: 1)65; 2)6-5 ; 3) 630 ; 4)613 7. Упростите выражение:((0,7-5)4• ((0,7-7)-3 1) (0,7)-41 ; 2) (0,7)41; 3) (0,7)-19; 4) 0,7 Ответы:1)3. 2)4; 3)2; 4)4; 5)1; 6)1; 7)4. Учащиеся выполняют тест, заполняют бланки ответов, меняются работами. Используя ключ, проверяют работы одноклассников. Работает система “Ученик-учитель”. Выставляют оценки в специальную ведомость. III.Фронтальная работа. Восстанавливаем в памяти представления учащихся о смысле понятия “Показательное уравнение” и способах решения уравнений. Опыт работы показал, что, как бы легко не решая лёгкие уравнения при плановом изучении данной темы, при решении иных, более сложных уравнений учащиеся теряются и допускают ошибки. Они забывают о свойствах показательной функции при интерпретации заданий, содержащих данную функцию. По-этому, важно повторить алгоритмы решения показательных уравнений. 1.Уравнивание оснований. ах=ay х=у, Степени равны, основания степеней равны, равны и показатели степеней. Примеры.1.Решите уравнение: 32х+1 =27. Решение.2х+1=3х=1; 2.()х =.Решение х=-3. 3. ()1-х= ()х+3 Решение х=5. 2.Вынесение общего множителя за скобки. 5х-2+5х-1+5х =2х +2х-1+22х-2 В левой части вынесем общий множитель5х-2 , а в правой- 22х-2 5х-2(1+5+52)= 2х-2(22+2+1); Повторяем сразу свойства степеней: ах:ay =ах-у 5х-2 •31=2х-2•7 Разделим обе части на 2х-2•7, имеем =()х-2= Прологарифмируем обе части по основанию, получим loq() х-2= loq() х-2= loq()х= loq+2 Ответ: loq+2. 3.Логарифмирование обеих частей уравнений. Пример.Решите уравнение.2х-4=5. Прологарифмируем обе части по основанию2: loq22х-4= loq2 5х-4= loq2 5х=4+ loq2 5 Ответ: 4+ loq2 5 4. Замена переменой. Примеры. Решите уравнение.34=4•32-3. Пусть 32=у>0, тогда имеем у2-4у+3=0. находим по теореме Виета корни уравнения у1=3 и у2=1. Произведём замену: 32=32 =1х= и 32=1х=0. Ответ: ;0. IV.Самостоятельная работа. Решите уравнение 1.4х-2• 25х=10х; 2.54+5=6•52; 3.6•4х-13•6х+6•9х=0; 4.(2-)х+ (2+)х=2; 5.25х-1•34х+1•73х+3=504х-2 (Ответы:1)loq2; 2) 0;0,25; 3) -1;1; 4)0;5)-2,5.) Выбор методов работы учащихся: - КСО;
- Работа в парах;
- Индивидуальная работа.
Выполнение разноуровневой работы. 1 уровень. “Преобразование показательных и логарифмичесих выражений”. 1.Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения ()0,5х-1=9 1) [ -2;-1 ); 2) [-1;1 ) 3) [1;3 ) 4) [3;5 ) 2.Найти сумму корней уравнения: 6х=1 1)-2; 2) 0 ; 3) 1; 4)2. 3.Упростите выражение: 5loglog28 1)8; 2) 15; 3)9; 4) 6 4.Вычислите значение выражения: ()log5+log381 1)25;2) 10; 3) 20;4) 625 5.Решением неравенства ln(4-5x)-ln(6-9x)‹0 является 1)(- ;1), 2) )(-;0,8),3) (-;0,5), 4) )(-0,5;+), 1.Решение: ()0,5х-1=9. Произведём замену степени с основанием 3. (3-3)0,5х-1=32;Воспользуемся свойством степени: 33-1,5х=32; Решим уравнение: 3-1,5х=2; 1,5х=1; Х=1:1,5; Х=; Выберем промежуток, которому принадлежит корень уравнения: [-1;1). Ответ: 2). 2.Решение: 6х-2х=1; 6х-2х=60; Воспользуемся свойством степени а0=1; х-2х=0; 1способ :х1 +х2 =2 (по Т.Виета) или 2способ :х1=0; х2=2 х1 +х2 =2. Ответ:4) 3.Решение: Применим основное логарифмическое тождество аlogb =b , свойства степени 8=23 и свойства логарифмов logаа=1и logаар=р ,logаа=р 5loglog28=3• log223=3•3=9 Ответ: 3). 4.Решение: Применяем основное логарифмическое тождество аlogb =b, свойства степени81=34; и свойства логарифмов logа(b •c)= logаb+ logаc. logаа=1, logаар=р , logаа=р ()log5+log381=()log5+log381)= ()log(5•4)=20; Ответ: 3). 5.Решение. Чтобы все логарифмы имели смысл, должны выполняться неравенства 4-5x›0 и 6-9x›0. Используя свойства логарифмов, преобразуем данное неравенство ln(4-5x)-ln(6-9x)‹0 Выбираем ответ: (-?;0,5). Ответ: 3) 2 уровень А1.Упростите выражение: . 1) 1,1; 2) 2,3; 3) 112,3; 4) 1111 А2.Вычислите: 1) 1; 2) 0,5; 3) 2,5; 4)0,002. А3.Вычислите: log224- log26; 1) 4; 2) 24; 3) 2; 4) 144. А4.Найдите производную функции у= 5х3+еХ 1) у=15х2+ хеХ-1; 2) у=15х2- еХ-1 ; 3) у=5х2+ еХ; 4) у=15х2+ еХ А5. Найдите множество значений функции у=5 sinx. 1)[-1;1] ; 2) [-4;4] ; 3) )[-5;5]; 4) [-;+]. А6. Решите неравенство:0; 1. [0;3] ; 2) [-3;0];3) (-;3] [0;+]; 4) [0;3). А7.Решите уравнение 2 =1. 1)-2; 2), 3) -, 4) 0; А8. Решите неравенство 4х-1,8 1) (-;0,2] [0,2;+); 2) (-;0,2) (0,2;+); 3) (-;0,2); 4) (-; -0,2). В1.Решите уравнение 5-10•5х +25=0; В2.Решите уравнение=1. (если уравнение имеет более одного корня, то в бланке ответов запишите произведение корней). В3.Найдите значение выражения 6sin2-2cos2 , если =-0,5. 3 уровень 1.Решите уравнение 2•3х+6•2-6=0. 1)1; 2) 0; 3) 3; 4) )7; 2. Решите уравнение: 7•5- 49•5+3•7-147=0; 1)2; 2) 7; 3)- 3; 4) 13; 3. Решите уравнение 9-7•3=18; 1) 2; 2)6; 3)4; 4)9; 4. Решите уравнение; 1)0; 2) 2; 3)17; 4)-6. 5.Решите уравнение 3х-6()х-27=0. 1)4; 2)-4; 3) 0,5; 4) 6.Найдите значение выражения 2х+2у, если (х;у) является решением системы уравнений V. Обновление информации на демонстрационном стенде в кабинете математики. В рубрике “Готовимся к ЕГЭ” обновить образцы решения заданий тестов ЕГЭ и поместить “ Советы психологов для учащихся и родителей.” Дорогие ребята! Надвигается предэкзаменационная пора, пора выпускных и приемных экзаменов с ее радостями и разочарованиями. Вам предстоит преодолеть свой первый серьезный жизненный барьер — переход во взрослую самостоятельную жизнь в современном обществе. Вся жизнь человека состоит из всевозможных испытаний. С различными контрольными работами, сочинениями, диктантами, тестированиями и другими испытаниями вы встречались с первых дней обучения в школе. Ни для кого не является секретом, что успех в этих случаях зависит от того, насколько полно и правильно вы сможете воспроизвести полученные вами знания. При подготовке к экзамену повторение материала играет главную роль в формировании механизма воспроизведения его на экзамене. А успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания. Активность Вашего внимания и умственной деятельности повысится, например, при наличии приятных запахов лимона, лаванды и т. п. или негромких фоновых звуков — приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и т. п. Не следует забывать, что умственную деятельность активизирует манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба. Монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности, поэтому при монотонной работе полезно через 15 минут сделать короткую паузу (1-2 минуты) или переключиться на другую деятельность. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать, сделать несколько ритмичных упражнений. “Сбросить” внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена Вам помогут методы саморегуляции. Одни из методов саморегуляции основаны на использовании человеком тех возможностей, которые он имеет “под рукой”. Они связаны с разумным планированием режима труда и отдыха. Когда вы начинаете испытывать во время подготовки к испытаниям психоэмоциональное напряжение, сильную усталость, а, может быть, и теряете самоконтроль, вам надо найти способы “остановки” себя. Перечислим некоторые из них: сделать паузу в работе; выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в другую ее часть; подойти ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.15 | Просмотров: 3919
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|