Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Обобщающий интегрированный урок: ...Oxygenium... Oxygenium...сохраните...
Автор(ы): Зоткина Зоя Николаевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме “кислород” из курсов химии, биологии, перевести “знания от отдельных фактов, понятий к целостной системе. Оборудование: - плакаты по теме: “Участие кислорода в различных явлениях природы (образование озона, горение, дыхание, фотосинтез);
- оборудование и реактивы для реакции горения спирта ( штатив лабораторный, фарфоровая чашка, спирт этиловый, спички).
Предлагаемый интегрированный урок для 8-го класса включает в себя материал по химии, биологии, географии и экологии. Он разработан в соответствии с принципом интегрированного подхода к содержанию обучения. Основная цель такого урока – развитие познавательного интереса учащихся, их творческих способностей, формирование единой картины мира. Урок разработан в форме деловой игры, что позволяет создать положительный эмоциональный фон обучения. Ведет урок Заведующий лабораторией – учитель. Особенностью данного урока является возможность не только обобщить, систематизировать знания по теме “кислород”, установить межпредметные связи, но и выявить глобальные экологические проблемы, связанные с вырубкой лесов, парков, и перенести эти проблемы на личностный уровень. I. Вступление. Учитель. Здравствуйте, ребята! Представьте себе, что мы находимся в научно-исследовательской лаборатории, которая занимается изучением разных явлений, в том числе паранормальных. Несколько лет назад мы получили сигнал от внеземного разума. Нам не удалось до конца расшифровать его. Но экспертами установлено, что в послании несколько раз повторялось: ..........Oxygenium.......... | ..........Oxygenium.......... | ..........сохраните.......... | Короткая справка: Oxygenium – кислород. Химический знак – О Относительная атомная масса – 16 Химическая формула – О2 Относительная молекулярная масса – 32 Газ без цвета и запаха Температура кипения – 183о С Температура плавления – 219о С Вы, наши лучшие сотрудники, лучшие эксперты в области химии, биологии и географии, несколько лет занимались изучением природных явлений. “Возможна ли на планете Земля экологическая катастрофа, связанная с уменьшением содержания кислорода?” Чтобы ответить на этот вопрос мы должны знать: - Где и в виде каких соединений находиться кислород на нашей планете?
- Как связан кислород с объектами живой и неживой природы?
- Кто и что является основными потребителями кислорода на нашей Земле?
- Каким образом пополняются запасы кислорода на нашей планете.
II. Заседание экспертной комиссии. Заведующий лабораторией. В нашем распоряжении оказался засекреченный видеоматериал. (Демонстрируются фрагменты видеофильма “Живая природа” (четыре оболочки Земли). Заведующий лабораторией. Уважаемые эксперты, в области географии, объясните, что показано в видеофильме. Эксперт-географ. В этих видеофрагментах показаны четыре оболочки Земли: литосфера – это твердая оболочка, атмосфера – это воздушная оболочка, гидросфера – это водная оболочка и биосфера – живая оболочка. Заведующий лабораторией. Какая связь между кислородом и оболочками Земли? Эксперт-географ. Кислород в виде разных соединений входит в состав оболочек Земли. Заведующий лабораторией. Уважаемые эксперты в области химии, объясните, в виде каких соединений кислород входит в состав атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы. Эксперт-химик. Гидросфера содержит кислород в виде соединения Н2О. В состав атмосферы кислород входит в виде соединений О2 , Н2О. В состав гидросферы – Н2О, О2. В состав атмосферы – SiО2. Также кислород входит в состав жиров, белков и углеводов т.е. является составной частью биосферы. Заведующий лабораторией. Уважаемые эксперты, нам известно, что содержание кислорода в атмосфере по объему составляет 21%. Кроме того, установлено, что на любой высоте в воздухе процентное содержание кислорода одинаково. Но имеются сведения о том, что высоко в горах человек начинает задыхаться, ему не хватает кислорода. Наши агенты зафиксировали на вершине Эвереста альпинистов, которые пользовались кислородными приборами. Уважаемые биологи, объясните эти противоречия. Эксперт-биолог. На вершине Эвереста процентный состав воздуха тот же самый, что и у подножья горы, но давление почти в два раза меньше нормального – на долю кислорода приходиться всего лишь 80 миллиметров. Альпинист, поднявшийся на вершину горы, резко чувствует уменьшение давления, кровь не успевает насыщаться кислородом, поэтому он начинает задыхаться. Заведующий лабораторией. В нашу лабораторию попал исторический документ. В нем зашифрована таинственная история. (Учитель зачитывает документ) А история простая… Один ученый как-то раз, Оксид какой-то нагревая, Обнаружил странный газ. Газ без цвета, без названья. Ярче в нем горит свеча. А не вреден для дыханья – Не узнаешь у врача. Новый газ из колбы вышел – Никому он не знаком, Этим газом дышат мыши Под стеклянным колпаком. Человек им тоже дышит, Наш ученый быстро пишет: Воздух делится на части. (Эта мысль весьма нова). Здесь у химика от счастья, И от воздуха отчасти Закружилась голова. Уважаемые эксперты-химики, проанализируйте этот документ . Эксперты-химики. Этот документ – история открытия кислорода Д.Пристли в 1774 году. Д.Пристли разложением оксида ртути (II) получил кислород и изучил его свойства. Заведующий лабораторией. Уважаемые коллеги, мы располагаем сведениями о том, что в засекреченных лабораториях до сих пор проводят опыты по получению кислорода. Что вам известно об этом? Эксперт-химик. В лабораториях кислород получают при разложении сложных кислородосодержащих веществ: - 2Н2О 2Н2
Заведующий лабораторией. Коллеги, возможно ли в лабораторных условиях получить достаточное количество кислорода для того, чтобы обеспечить им всех обитателей нашей планеты. Эксперт-химик. В лабораторных условиях кислород можно получить в очень небольших количествах. Заведующий лабораторией. А как получают кислород в промышленности? Эксперт-химик. В промышленности кислород получают из воздуха, который под давлением сжижают. Воздух представляет собой смесь газов; основные компоненты в нем – азот и кислород. Т.к. температура кипения жидкого азота ( -196оС) ниже температуры кипения жидкого кислорода ( -183оС), то азот испаряется, а жидкий кислород остается. Заведующий лабораторией. Уважаемые коллеги, анализируя рассмотренные документы, можно сделать вывод – процентное содержание кислорода в атмосфере пока не изменилось и составляет 21% по объему. А также мы выяснили, что ни химическая лаборатория, ни промышленность не являются источником, способным обеспечить планету достаточным количеством кислорода. Продолжаем работу. В наши руки попали секретные схемы. ( Учитель демонстрирует плакаты, показывающие участие кислорода в различных явлениях природы.) Внимательно посмотрите на них. Что здесь изображено? Как это связано с кислородом? Эксперт-биолог. На схемах показано участие кислорода в различных явлениях природы. Заведующий лабораторией. Внимательно посмотрите на первую схему ( на ней изображен процесс дыхания). Объясните, какое участие кислород принимает в этом процессе. Эксперт-биолог. При дыхании все живые организмы используют кислород. В течение одной минуты человек в среднем употребляет 0,5 л кислорода. Кроме того, кислород для дыхания используют животные и растения. Заведующий лабораторией. Что показано на второй схеме? И как с этой схемой связан следующий про...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.15 | Просмотров: 1017
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|