Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Создание условий для развития глобального мышления школьников на уроках биологии - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Создание условий для развития глобального мышления школьников на уроках биологии


Автор(ы): Балхарова Ирина Жаповна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В наши дни, когда масштаб научно-технического прогресса достиг беспрецедентных размеров, возникли проблемы, которые стали угрожать самому существованию человечества. Таковы, например, угрозы ядерной катастрофы, социально-экономические кризисы, экологические последствия техногенной нагрузки на природу.
В условиях развития современной школы задача формирования глобального мышления приобретает особую актуальность. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что проблемы экологии, проблемы гармонии Человека и окружающей среды - самые насущные проблемы настоящего и будущего. Экология, как отдельный предмет, не изучается в нашей школе, а предполагается его интегрированное изучение с предметами естественно-научного цикла. Поэтому, новые подходы к экологическому образованию требуют воспитания человека, осознавшего себя частью Вселенной, ощутившего свою неразрывную связь с природой, психологически готового к экологически целесообразной деятельности в любой сфере антропогенной активности.
Современная школа существует в быстро меняющемся, но взаимосвязанном мире, она призвана воспитывать у учащихся новое, целостное видение этого мира и место человека в нём. А также воспитывать чувство причастности школьников к жизни планеты Земля, нашего общего дома, установление гармоничных отношений человека с природой и самим собой.
Для создания условий формирования ответственного отношения к природе и развития основ глобального мышления на уроках биологии выделяем следующие блоки:
  • знание экологических законов, правил, теорий, научных фактов;
  • осознание единства в системе “Человек-Природа”;
  • деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем;
  • эмоционально-эстетическое восприятие природы, художественные образы её выражения и отношение человека к ней.
Таким образом, экологическое образование и воспитание в общеобразовательной школе сегодня заключается в обеспечении преемственности экологического просвещения школьников по естественно–научным предметам, предоставлении им возможности приобретать и накапливать практический опыт освоения и охраны окружающей среды. На наш взгляд, этот процесс строится на основе глобального национального и локального подхода, с учётом единства интеллектуального и эмоционального восприятия среды и практической деятельности по её защите. Учебный процесс во многом обуславливается спецификой школы: национальная культурологическая с востоковедческим направлением. В этой связи в процессе обучения возникает необходимость формировать у учащихся такой способ миропонимания, когда мир предстаёт как единое целое. С такой целью был разработан и реализуется на практике проект “Развитие глобального мышления у школьников на уроках биологии”. Идеи проекта реализуются через логику и содержание учебных курсов, педагогические технологии, коммуникационную сферу, эстетическое оформление жизненного пространства школы и многое другое. Всё это и образует семантическое поле, оказывающее влияние на различные структуры сознания учащихся.
Д.С.Лихачёв отмечал, что “человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом - единственная надежда спасения всей жизни на Земле. Настало время мыслить категориями макросоциума. Каждый должен воспитать в себе гражданина мира… Перелом в мышлении людей, понимание глобальных задач выживания, осознание неотложной необходимости покончить с потребительским отношением к миру и природе могут произойти не сразу, … и это большое дело должна начать школа ” .
Именно эта философия ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.16 | Просмотров: 1049

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340