Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Адаптивная система и личностно-ориентированное преподавание физики
Автор(ы): Косицын Виктор Васильевич, директор школы, учитель физики и информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Опыт показывает, что оправдывает себя планирование и проведение учебных занятий физики в системе, с многократной проработкой учащимися всей учебной темы на нескольких занятиях, объединённых единой логикой и общими учебными и воспитательными целями. Убеждён, что темы нужно давать крупными блоками, объединяющими несколько вопросов, рассчитанными на 5-7 часов. Учащиеся многократно возвращаются к изучаемому материалу, однако всякий раз подходят к нему по-новому и глубже. Это позволяет, во-первых воспринять единую изучаемую картину явлений, во-вторых, как следует понять, усвоить и закрепить входящие в неё вопросы, в-третьих, осознать связи между ними, проявляющиеся при анализе материала с различных точек зрения, усвоить каждому необходимый и, сообразно индивидуальным способностям, объём. С помощью структурирования знаний материал изучается “блоками”, крупными дозами, экономится учебное время. Кроме того, знания структурированные в соответствии с закономерностями мыслительной деятельности учащихся, прочно и надолго запоминается, служит базой для разнообразной познавательной и практической деятельности. Такие знания удовлетворяют одновременно требованию необходимости и достаточности. Один из вариантов такой системы преподавания – адаптивная система. 1. На первом занятии по теме объясняется её содержание в целом. Урок проводится в форме школьной лекции с демонстрацией. Особое внимание уделяется обращению к субъектному опыту школьников, “прошлым” ЗУНам, разъяснению основного, главного. Оформляется лекция в виде логического конспекта, схемы, выводов, в том числе в виде формул, знаков, опорного конспекта. 2. Вслед за лекцией (второй этап) проводится серия семинарских занятий, практических по решению задач общедоступного уровня, число которых зависит от сложности и объёма изучаемой темы. На этих уроках учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, прочими источниками (в зависимости от степени готовности к учению) изучают материал, выполняют упражнения, закрепляющие полученные знания. Задача этапа – приведение теоретических знаний в систему, определение индивидуального инструментария, области применения. Локализация, индивидуальная поэтапная ликвидация пробелов. 3. Лабораторный практикум (третий этап). Это уроки формирования экспериментальных умений и навыков, на которых ученики учатся пользоваться измерительными приборами, проводить наблюдения, опыты, снимать показания приборов, записывать их в таблицы, составлять отчёт и делать выводы. Здесь выполняются лабораторные работы, решаются экспериментальные задачи, происходит нарастание уровня сложности. Обязательный минимум практических ЗУНов закладывается учителем, общепрограммный – учебником (заданиями, содержанием практикумов, задач), повышенный – желанием и возможностями детей, имеющимися учебными пособиями. Творческий порядок самооценки определяется как содержанием материала, так и уровнем восприятия темы, имеющимися группами (внешней и внутренней) дифференциации, что позволяет снять шаблонность, механистический подход в организации данного этапа. 4. Решение задач по теме (четвёртый этап). Его цель – углубление и развитие знаний. Его значение в решении индивидуального приращения знаний, умений, навыков очевидно. В дальнейшем можно выделить в самостоятельную проблему – дифференциацию решения задач по физике с приложением наработанных УМК (учебно-методических комплексов) по каждому разделу, теме, что имеет особо важное значение в условиях ЛОСО (личностно-ориентированной системы обучения). 5. Пятый этап – зачёт, на котором проверяется усвоение всеми учебного материала. Каждый ученик получает зачётную оценку. Она может быть дифференцированной по итогам 1-4 этапов, корректированной уровнями сложности по конкретному этапу допущенных пробелов, системообразующей при структурировании не только содержательной части, но и практики применения. 6. Завершающий урок – урок обобщений: рассматриваются практические применения изученного, внепрограммные источники, возможности углубления, межпредметные связи, проводится обобщение. Приступая к планированию и разбивке очередной темы программы на блоки, я прежде всего определяю целополагание темы, возможные цели, объём новых знаний и умений, которые должны получить ученики сообразно уровням своих способностей, дифференцированные формы и методы закрепления, решения задач, проведение практикумов, демонстраций. Свою методику работы я покажу на примере изучения темы: “Электромагнитные волны”. На её изучение программой предусмотрено 30 часов, я даю 26-28 часов. 1. Основные знания, которыми должны владеть учащиеся (согласно программе): а. понятия: - электромагнитная волна;
- модуляция;
- радиолокация;
- показатель преломления;
- угол полного отражения;
- дисперсия света;
- дифракционная решётка;
- поток излучения;
- детектирование;
- световой луч;
- линза;
- интерференция;
- дифракция;
- поляризация света.
б. законы: - отражения света;
- преломления света;
- формула тонкой линзы.
в. практическое применение: - схема радиотелефонной связи;
- полное отражение света;
- практическое применение света;
- практическое использование волн инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот.
2. Основные умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся: - чертить схему радиоприёмника (простейшего);
- вычислять диапазон волн, принимаемых радиоприёмником;
- уметь находить относительный показатель преломления, строить изображение в линзе, определять длину световой волны;
- уметь решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой, скоростью, на применение законов преломления, отражения, на формулу линзы.
Распределение учебного материала по блокам и типам уроков. БЛОК №1 - УРОК №1. Лекция: “Электромагнитные волны, их свойства и применение”.
- УРОК №2. Семинарское занятие №1: “Электромагнитная волна. Экспериментальное обнаружение волн. Плотность потока излучения”.
- УРОК №3. Семинарское занятие №2: “Изобретение радио А.С.Поповым. Основные принципы радиосвязи”.
- УРОК №4. Семинарское занятие №3: “Свойство радиоволн и их распространение. Радиолокация”.
- УРОК №5. Решение задач по вопросу: “Простейший радиоприёмник – его параметры. Радиолокация”.
- УРОК №6. Зачёт: а) схема радиотелефонной связи; модуляция, детектирование; б) свойства электромагнитных волн; в) радиолокация.
- УРОК №7. Конференция: “Развитие средств связи и телевидения в России”.
БЛОК №2 - УРОК №1. Лекция: “Геометрическая оптика, её законы и использование”.
- УРОК №2. Семинарское занятие №1: “Законы отражения и преломления света. Полное отражение”.
- УРОК №3. Семинарское занятие №2: “Линзы. Получение изображения в линзах. Формула тонкой линзы”.
- УРОК №4-5. Лабораторный практикум: а/. выполнение лабораторных работ: “Измерение показателя преломления стекла”, “Получение изображения в линзе”; б/. решение экспериментальной задачи по преломлению света в плоскопараллельной пластинке.
- УРОК №6. Решение задач по темам: отражение, преломление света, формула тонкой линзы, длина световой волны.
- УРОК №7. Зачёт: а) объяснение законов геометрической оптики с точки зрения волновой теории света; б) опорный конспект.
- УРОК №8. Практическое применение – оптические приборы: микроскоп, проекционный аппарат, фотоаппарат, телескоп – урок сообщений учащихся.
БЛОК №3 - УРОК №1. Лекция: “Основные свойства световых волн – дифракция, интерференция, дисперсия света и их применение”.
- УРОК №2. Семинарское занятие №1: “Интерференция света, дисперсия”.
- УРОК №3. Семинарское занятие №2: “Дифракция, дифракционная решётка”.
- УРОК №4-5. Лабораторный практикум: лабораторные работы: “Измерение длины световой волны”, “Наблюдение интерференции и дифракции света”.
- УРОК №6. Решение задач на нахождение минимума и максимума при интерференции, определение длины световой волны при помощи дифракционной решётки.
- УРОК №7. Зачёт: а) по основным свойствам световых волн; б) их применению.
БЛОК №4 - УРОК №1. Лекция: “Электромагнитные излучения разных диапазонов длин волн. Свойства и применение этих излучений”.
- УРОК №2. Семинарское занятие №1: “Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучение”.
- УРОК №3. Зачёт: “Шкала электромагнитных волн”.
- УРОК №4. Повторительно-обобщающий урок: “Электромагнитные волны”.
- УРОК №5-6. Контрольная работа по теме: “Электромагнитные волны”.
Лекция “Законы геометрической оптики, их использование” Основной материал – понятие светового луча, законы отражения, преломление света, полное отражение, линзы, оптические приборы. ПЛАН ЛЕКЦИИ - Определение геометрической оптики, понятие светового луча, две теории природы света (стр. 91-93 учебника).
- Законы отражения света (§ 41).
- Законы преломления света (§ 42, без призмы).
- Полное отражения света (§ 43).
- Понятие линзы, формула тонкой линзы.
- Применение – оптические приборы (дополнительная литература).
- Домашнее задание: 1. рефлексия по опорному конспекту (накладывая матрицу на его содержание, § 41-43); 2. определение геометрической оптики, светового луча, принципа Гюйгенса.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ Школьники имеют разные задатки, разные способности к тому или иному виду деятельности, разные психофизиологические особенности. Поэтому возникла необходимость разделить учебный материал и изучать его как минимум на двух уровнях. Первый – обязательный для всех минимум, доступный абсолютному большинству учащихся и включающий самое существенное (“А”), опирающийся на государственный стандарт по физике. Второй уровень – дополнительный (“Б”): материал предназначен для ознакомления, сильным для овладения, заложен в программу по физике, имеется содержательно в учебнике. Можно выделить и третий уровень – углубленный, для одарённых детей, занимающихся по вариантам программ педвузовской подготовки, выбирающих физику как предмет по выбору на госэкзаменах. Такой уровень может быть как в классах с внешней, так и с внутренней дифференциацией. Всё это предоставляет ученику возможность самому выбирать ту глубину изучения физики, которая его устраивает, обеспечивая индивидуализацию обучения и гарантированный минимум знаний у всех, а также более глубокие и прочные знания у тех, кто в этом заинтересован. Семинарское занятие №1: “Законы отражения и преломления света. Полное отражение”. Цель занятия: самостоятельная работа учащихся с текстом учебника; сравнение двух явлений. Отражение и преломление света, объяснение и преломление света, объяснение данных явлений с помощью принципа, описывающего поведение волн; определение условий для полного отражения света. Работа учащихся на уроке строится следующим образом: - Работа в парах – рефлексия по опорному конспекту (5 мин.);
- Работа в группах по выбранному уровню.
Задание: Используя знания §41, §42, §43, подготовьте ответ по следующему плану: | Уровень “А” | Уровень “Б” | а. | явления отражения и преломления света. | явления отражения и преломления света. | б. | принцип Гюйгенса | формулировка законов | в. | относительный и абсолютный показатель преломления | относительный и абсолютный показатель преломления | г. | объяснение явлений | полное отражение | д. | полное отражение | | За 15 минут до конца урока проводится проверочная работа по следующим вопросам: 1. Сравните явления отражения и преломления света | 1. Сформулируйте законы отражения и преломления света | 2. Как можно объяснить оба эти явления? | 2. Сравните два явления – отражение и преломление | 3. Какие условия необходимы для возникновения полного отражения света? | 3. Что такое предельный угол полного отражения? | 4. Как связаны между собой относите...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1828
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|