Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Адаптивная система и личностно-ориентированное преподавание физики - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Адаптивная система и личностно-ориентированное преподавание физики


Автор(ы): Косицын Виктор Васильевич, директор школы, учитель физики и информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Опыт показывает, что оправдывает себя планирование и проведение учебных занятий физики в системе, с многократной проработкой учащимися всей учебной темы на нескольких занятиях, объединённых единой логикой и общими учебными и воспитательными целями. Убеждён, что темы нужно давать крупными блоками, объединяющими несколько вопросов, рассчитанными на 5-7 часов. Учащиеся многократно возвращаются к изучаемому материалу, однако всякий раз подходят к нему по-новому и глубже. Это позволяет, во-первых воспринять единую изучаемую картину явлений, во-вторых, как следует понять, усвоить и закрепить входящие в неё вопросы, в-третьих, осознать связи между ними, проявляющиеся при анализе материала с различных точек зрения, усвоить каждому необходимый и, сообразно индивидуальным способностям, объём.
С помощью структурирования знаний материал изучается “блоками”, крупными дозами, экономится учебное время. Кроме того, знания структурированные в соответствии с закономерностями мыслительной деятельности учащихся, прочно и надолго запоминается, служит базой для разнообразной познавательной и практической деятельности. Такие знания удовлетворяют одновременно требованию необходимости и достаточности.
Один из вариантов такой системы преподавания – адаптивная система.
1. На первом занятии по теме объясняется её содержание в целом. Урок проводится в форме школьной лекции с демонстрацией. Особое внимание уделяется обращению к субъектному опыту школьников, “прошлым” ЗУНам, разъяснению основного, главного. Оформляется лекция в виде логического конспекта, схемы, выводов, в том числе в виде формул, знаков, опорного конспекта.
2. Вслед за лекцией (второй этап) проводится серия семинарских занятий, практических по решению задач общедоступного уровня, число которых зависит от сложности и объёма изучаемой темы. На этих уроках учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, прочими источниками (в зависимости от степени готовности к учению) изучают материал, выполняют упражнения, закрепляющие полученные знания. Задача этапа – приведение теоретических знаний в систему, определение индивидуального инструментария, области применения. Локализация, индивидуальная поэтапная ликвидация пробелов.
3. Лабораторный практикум (третий этап).
Это уроки формирования экспериментальных умений и навыков, на которых ученики учатся пользоваться измерительными приборами, проводить наблюдения, опыты, снимать показания приборов, записывать их в таблицы, составлять отчёт и делать выводы. Здесь выполняются лабораторные работы, решаются экспериментальные задачи, происходит нарастание уровня сложности. Обязательный минимум практических ЗУНов закладывается учителем, общепрограммный – учебником (заданиями, содержанием практикумов, задач), повышенный – желанием и возможностями детей, имеющимися учебными пособиями. Творческий порядок самооценки определяется как содержанием материала, так и уровнем восприятия темы, имеющимися группами (внешней и внутренней) дифференциации, что позволяет снять шаблонность, механистический подход в организации данного этапа.
4. Решение задач по теме (четвёртый этап).
Его цель – углубление и развитие знаний. Его значение в решении индивидуального приращения знаний, умений, навыков очевидно. В дальнейшем можно выделить в самостоятельную проблему – дифференциацию решения задач по физике с приложением наработанных УМК (учебно-методических комплексов) по каждому разделу, теме, что имеет особо важное значение в условиях ЛОСО (личностно-ориентированной системы обучения).
5. Пятый этап – зачёт, на котором проверяется усвоение всеми учебного материала. Каждый ученик получает зачётную оценку. Она может быть дифференцированной по итогам 1-4 этапов, корректированной уровнями сложности по конкретному этапу допущенных пробелов, системообразующей при структурировании не только содержательной части, но и практики применения.
6. Завершающий урок – урок обобщений: рассматриваются практические применения изученного, внепрограммные источники, возможности углубления, межпредметные связи, проводится обобщение.
Приступая к планированию и разбивке очередной темы программы на блоки, я прежде всего определяю целополагание темы, возможные цели, объём новых знаний и умений, которые должны получить ученики сообразно уровням своих способностей, дифференцированные формы и методы закрепления, решения задач, проведение практикумов, демонстраций.
Свою методику работы я покажу на примере изучения темы: “Электромагнитные волны”. На её изучение программой предусмотрено 30 часов, я даю 26-28 часов.
1. Основные знания, которыми должны владеть учащиеся (согласно программе):
а. понятия:
  • электромагнитная волна;
  • модуляция;
  • радиолокация;
  • показатель преломления;
  • угол полного отражения;
  • дисперсия света;
  • дифракционная решётка;
  • поток излучения;
  • детектирование;
  • световой луч;
  • линза;
  • интерференция;
  • дифракция;
  • поляризация света.
б. законы:
  • отражения света;
  • преломления света;
  • формула тонкой линзы.
в. практическое применение:
  • схема радиотелефонной связи;
  • полное отражение света;
  • практическое применение света;
  • практическое использование волн инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот.
2. Основные умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся:
  • чертить схему радиоприёмника (простейшего);
  • вычислять диапазон волн, принимаемых радиоприёмником;
  • уметь находить относительный показатель преломления, строить изображение в линзе, определять длину световой волны;
  • уметь решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой, скоростью, на применение законов преломления, отражения, на формулу линзы.

Распределение учебного материала по блокам и типам уроков.

БЛОК №1

  • УРОК №1. Лекция: “Электромагнитные волны, их свойства и применение”.
  • УРОК №2. Семинарское занятие №1: “Электромагнитная волна. Экспериментальное обнаружение волн. Плотность потока излучения”.
  • УРОК №3. Семинарское занятие №2: “Изобретение радио А.С.Поповым. Основные принципы радиосвязи”.
  • УРОК №4. Семинарское занятие №3: “Свойство радиоволн и их распространение. Радиолокация”.
  • УРОК №5. Решение задач по вопросу: “Простейший радиоприёмник – его параметры. Радиолокация”.
  • УРОК №6. Зачёт: а) схема радиотелефонной связи; модуляция, детектирование; б) свойства электромагнитных волн; в) радиолокация.
  • УРОК №7. Конференция: “Развитие средств связи и телевидения в России”.

БЛОК №2

  • УРОК №1. Лекция: “Геометрическая оптика, её законы и использование”.
  • УРОК №2. Семинарское занятие №1: “Законы отражения и преломления света. Полное отражение”.
  • УРОК №3. Семинарское занятие №2: “Линзы. Получение изображения в линзах. Формула тонкой линзы”.
  • УРОК №4-5. Лабораторный практикум: а/. выполнение лабораторных работ: “Измерение показателя преломления стекла”, “Получение изображения в линзе”; б/. решение экспериментальной задачи по преломлению света в плоскопараллельной пластинке.
  • УРОК №6. Решение задач по темам: отражение, преломление света, формула тонкой линзы, длина световой волны.
  • УРОК №7. Зачёт: а) объяснение законов геометрической оптики с точки зрения волновой теории света; б) опорный конспект.
  • УРОК №8. Практическое применение – оптические приборы: микроскоп, проекционный аппарат, фотоаппарат, телескоп – урок сообщений учащихся.

БЛОК №3

  • УРОК №1. Лекция: “Основные свойства световых волн – дифракция, интерференция, дисперсия света и их применение”.
  • УРОК №2. Семинарское занятие №1: “Интерференция света, дисперсия”.
  • УРОК №3. Семинарское занятие №2: “Дифракция, дифракционная решётка”.
  • УРОК №4-5. Лабораторный практикум: лабораторные работы: “Измерение длины световой волны”, “Наблюдение интерференции и дифракции света”.
  • УРОК №6. Решение задач на нахождение минимума и максимума при интерференции, определение длины световой волны при помощи дифракционной решётки.
  • УРОК №7. Зачёт: а) по основным свойствам световых волн; б) их применению.

БЛОК №4

  • УРОК №1. Лекция: “Электромагнитные излучения разных диапазонов длин волн. Свойства и применение этих излучений”.
  • УРОК №2. Семинарское занятие №1: “Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучение”.
  • УРОК №3. Зачёт: “Шкала электромагнитных волн”.
  • УРОК №4. Повторительно-обобщающий урок: “Электромагнитные волны”.
  • УРОК №5-6. Контрольная работа по теме: “Электромагнитные волны”.

Лекция “Законы геометрической оптики, их использование”

Основной материал – понятие светового луча, законы отражения, преломление света, полное отражение, линзы, оптические приборы.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

  1. Определение геометрической оптики, понятие светового луча, две теории природы света (стр. 91-93 учебника).
  2. Законы отражения света (§ 41).
  3. Законы преломления света (§ 42, без призмы).
  4. Полное отражения света (§ 43).
  5. Понятие линзы, формула тонкой линзы.
  6. Применение – оптические приборы (дополнительная литература).
  7. Домашнее задание: 1. рефлексия по опорному конспекту (накладывая матрицу на его содержание, § 41-43); 2. определение геометрической оптики, светового луча, принципа Гюйгенса.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Школьники имеют разные задатки, разные способности к тому или иному виду деятельности, разные психофизиологические особенности. Поэтому возникла необходимость разделить учебный материал и изучать его как минимум на двух уровнях.
Первый – обязательный для всех минимум, доступный абсолютному большинству учащихся и включающий самое существенное (“А”), опирающийся на государственный стандарт по физике.
Второй уровень – дополнительный (“Б”): материал предназначен для ознакомления, сильным для овладения, заложен в программу по физике, имеется содержательно в учебнике.
Можно выделить и третий уровень – углубленный, для одарённых детей, занимающихся по вариантам программ педвузовской подготовки, выбирающих физику как предмет по выбору на госэкзаменах.
Такой уровень может быть как в классах с внешней, так и с внутренней дифференциацией.
Всё это предоставляет ученику возможность самому выбирать ту глубину изучения физики, которая его устраивает, обеспечивая индивидуализацию обучения и гарантированный минимум знаний у всех, а также более глубокие и прочные знания у тех, кто в этом заинтересован.
Семинарское занятие №1: “Законы отражения и преломления света. Полное отражение”.
Цель занятия: самостоятельная работа учащихся с текстом учебника; сравнение двух явлений. Отражение и преломление света, объяснение и преломление света, объяснение данных явлений с помощью принципа, описывающего поведение волн; определение условий для полного отражения света.
Работа учащихся на уроке строится следующим образом:
  1. Работа в парах – рефлексия по опорному конспекту (5 мин.);
  2. Работа в группах по выбранному уровню.
Задание: Используя знания §41, §42, §43, подготовьте ответ по следующему плану:
Уровень “А” Уровень “Б”
а. явления отражения и преломления света. явления отражения и преломления света.
б. принцип Гюйгенса формулировка законов
в. относительный и абсолютный показатель преломления относительный и абсолютный показатель преломления
г. объяснение явлений полное отражение
д. полное отражение
За 15 минут до конца урока проводится проверочная работа по следующим вопросам:
1. Сравните явления отражения и преломления света 1. Сформулируйте законы отражения и преломления света
2. Как можно объяснить оба эти явления? 2. Сравните два явления – отражение и преломление
3. Какие условия необходимы для возникновения полного отражения света? 3. Что такое предельный угол полного отражения?
4. Как связаны между собой относите...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1828

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340