Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Опыт создания образовательных фильмов по материалам летних экспедиций учителей географии Алтайского края - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Опыт создания образовательных фильмов по материалам летних экспедиций учителей географии Алтайского края


Автор(ы): Горбатова Ольга Николаевна, учитель географии; Рыбальченко Александр Семенович, зав. кабинетом аудиовизуальных средств


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Перефразируя жюльверновского ученого-географа Жака Паганеля, который выражал глубокую озабоченность будущим географии и тем, что на Земле вскоре уже нечего будет открывать, можно было бы сказать и что деятельность учителя географии ныне ограничивается лишь рамками учебного процесса, что учителя потеряли романтику поисков и открытий. Эта мысль будет ошибочной. В действительности направления в пространстве профессиональной педагогической деятельности учителей географии настолько разнообразны, насколько разнообразны возможности познания окружающего мира.
На протяжении нескольких лет Алтайским краевым институтом повышения квалификации работников образования (под руководством Н.А. Алексеенко) организуются летние экспедиции учителей географии. Целью первой экспедиции явился сбор материала для проведения уроков краеведения. Результатом полевой и камеральной работы учителей стал отчет, была оформлена фотогалерея. Однако, хотелось донести до учеников не только собранные факты, но и “заразить” детей романтикой путешествий, показать эмоциональное состояние географа-исследователя, любящего и изучающего родную природу. Тогда-то и родилась идея создания учебных фильмов. До недавнего времени существовало большое количество разнообразных видеоматериалов об Алтайском крае, но таких, которые можно было бы использовать именно на уроках краеведения, в соответствии с разработанной программой, не было. Поэтому работа, начатая учителями, имеет большое практическое значение.
Практика кинопроизводства – особый вопрос, которому посвящена довольно обширная специальная литература. Несколько слабее разработана теория и практика учебного кино. К сожалению, применительно к географии эта литература бедна. Поэтому при создании географических учебных фильмов нам приходилось пользоваться классическими работами по кинопроизводству, а также придерживаться следующих положений:
  1. Учебный фильм должен соответствовать программе регионального курса географии.
  2. Фильм должен иметь четкое учебно-географическое содержание, быть актуальным, наглядным и доступным.
  3. Обязательным условием учебного географического фильма должна быть его документальность. Кадр, снятый в одном районе, совершенно не пригоден для показа закономерностей, свойственных другому району.
  4. Положительное влияние на процесс производства и информационно-образовательное качество учебного фильма оказывает совпадение цели экспедиции и задач, стоящих перед автором, режиссером и оператором, решаемых в процессе экспедиции.
Процесс создания учебного фильма можно разделить на несколько этапов.
Во-первых, немаловажным является вопрос о выборе района исследования. Безусловно, создать фильмы по всем районам края не представляется возможным, наиболее приемлемо – показать природные и экономические особенности отдельных типичных территорий. Например, наиболее интересны в природном и хозяйственном плане предгорья, где проходит переходная полоса между Западно-Сибирской низменностью и Алтае-Саянской горной страной. Уникальным своеобразием обладает равнинная часть края в пределах Кулундинской низменности и Приобского плато, а также расположенные на юге и юго-западе хребты Алтайских гор.
Второй этап включает сбор теоретического материала, подбор топографических карт по выбранному району исследования. Перед выездом необходимо написать подробный сценарий фильма и план съемки. Должен быть написан не только текст и обозначены объекты съемки, но и особенности этих объектов. Например, текст “…окрестности Колыванского, а также Белого озера относились к южной окраине Мансийского водоема, глубиной приблизительно 400–500 м, в прибрежной зоне которого и происходило размывание гранитных выступов с последующим формированием котловин вымывания”, должен сопровождаться видеорядом, показывающим отрицательные округлые или овальные микроформы, располагающиеся повсеместно на скалах восточной части Колыванского озера. Имея такие четкие пояснения, при съемке на местности становится понятно, что среди скальных выходов необходимо найти котловины вымывания. Детализация исключает отсутствие необходимых кадров при монтаже фильма.
Организация видеосъемки на местности составляет третий этап создания учебного фильма. В последнее время сложилась ситуация, при которой учебные географические фильмы создаются не методистами и не специалистами-географами, а кинорежиссерами или кинооператорами, т.е. специалистами только в области киноискусства. Географ-методист же выполняет функции консультанта. В нашем случае видеоператор также не являлся профессиональным географом, поэтому процесс съемки необходимо было корректировать.
Заключительный этап является, пожалуй, наиболее длительным. Он включает в себя отбор кадров, монтаж и озвучивание фильма. Наш опыт показывает, что за пять-шесть дней экспедиции, как правило, бывает снято восемь и более часов кинопленки. Поэтому сложность заключается в отборе видеоматериала и сокращении его до 15 минут (именно это время наиболее оптимально для восприятия детьми учебного фильма, кроме этого, такая продолжительность позволяет более гибко использовать урочное время). Несмотря на небольшую длительность фильма, работа над ним обычно ведется более шести месяцев, ведь для монтажа минуты фильма иногда требуется затратить несколько дней.
Для того, чтобы сделать фильмы яркими и запоминающимся, мы использовали тематические карты, портреты ученых и путешественников, схемы, кадры занимательного содержания, легенды, отрывки из художественных произведений, картины алтайских художников. Географические карты в фильме не статичны, они меняются в масштабе, появляется ощущение присутствия рассказчика, который показывает на картах важные объекты. Все это вносит разнообразие, развивает кругозор учащихся, пробуждает интерес, создает эмоциональную насыщенность. Вместе с тем, информационная нагрузка фильма должна соответствовать возрастным особенностям учеников.
Озвучивание фильма также довольно трудоемкий процесс, который включает подбор необходимых по эмоциональному и эстетическому содержанию мелодий и наложение дикторского текста, который должен быть насыщен информацией, содержать элементы научности, состоять из грамотно использованных географических терминов и понятий. Диктор может задавать ученикам вопросы, чтобы привлечь их внимание к наиболее важным идеям фильма.
Для того, чтобы учебный фильм получился наиболее высокого качества, учитель географии участвующий в экспедиции, должен освоить не только процесс нап...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.17 | Просмотров: 970

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340