Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Ролевая игра Пресс-конференция Экология и здоровье - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Ролевая игра Пресс-конференция Экология и здоровье


Автор(ы): Мельникова Тамара Ивановна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Самая большая ценность в мире— жизнь: чужая, своя, жизнь животного и растений; жизнь культуры; жизнь на всем протяжении—и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.
Н.К. РЕРИХ
Цель игры:
– обсудить с учащимися проблему антропогенного загрязнения природной среды, его влияния на здоровье человека, последствия и возможные пути решения данной проблемы;
– привлечь внимание учащихся к проблемам экологии и показать, что они сами могут сделать для улучшения среды обитания;
– развивать у учащихся умение самостоятельно получать информацию из различных источников, применять полученные знания в конкретной ситуации;
– ознакомить учащихся с экологической обстановкой района, поселка, где они живут.
Оборудование: плакаты, стенд “Экология и здоровье”; оборудование для эксперимента (машинное масло, перья птиц, песок, весы, бензин, щетки).
Действующие лица: председатель пресс-конференции, представители прессы, специалисты-экологи, химики, географ, лесник, глава администрации поселка, врач, депутат, лаборант больницы, учитель литературы.
План урока
1. Вступительное слово председателя пресс-конференции.
2. Выступление экспертов-экологов.
3. Ответы на вопросы журналистов.
4. Биохимическая лаборатория.
5. Решение задач.
6. Подведение итогов урока.
Ход урока
Председатель.
Уважаемые дамы и господа, товарищи! Пресс-центр организовал эту встречу по просьбе журналистов. Объявленная тема пресс-конференции “Экология и здоровье”.
Сегодня мы обсудим следующие вопросы:
1. Современное состояние и охрана атмосферы.
2. Загрязнение гидросферы.
3. Экологическое состояние окружающей среды в нашем районе.
4. Экологическое состояние школы.
Мы не случайно сузили тему нашей пресс-конференции — обсудить на ней все проблемы охраны природы не представляется возможным.
Лет 10–15 назад слово “экология” употреблялось не часто. А теперь оно у всех на слуху. И хотя перед человечеством стоит множество нерешенных проблем, экологические – одни из важнейших.
Ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности и призывы к спасению и защите природы. Но они останутся словами, если каждый человек не осознает главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы. Здесь нет преувеличения. Вдумайтесь в цифры: наша огромная и, как мы привыкли думать, более или менее развитая страна занимает 45-е место в мире по продолжительности жизни, 36-е — по уровню детской смертности и первые места по загрязнению атмосферы, водоемов, содержанию вредных химических веществ в почве и продуктах сельского хозяйства. Все чаще в питьевой воде и пищевых продуктах обнаруживаются вредные для здоровья примеси: остатки лекарственных препаратов и гормонов, тяжелые металлы, пестициды.
Около 20% населения нашей страны проживает в зонах экологического бедствия, а еще 35-40% – в экологически неблагополучных условиях. Отравленные атмосфера, вода, воздух, продукты оборачиваются утратой здоровья людей.
Мы собрались, чтобы обсудить проблему загрязнения природной среды и его влияния на здоровье человека. Послушаем специалистов.
1-й эксперт. Жизнь на Земле зависит от состояния атмосферы. Воздух необходим всем аэробным организмам. Когда хотят подчеркнуть необходимость чего-либо, говорят: “Нужен, как воздух”. Если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько суток, то смерть от удушья наступает через 4-5 минут. Кроме того, атмосфера защищает живые организмы от вредного воздействия космических излучений и резких колебаний температуры.
Наибольшее значение для всех живых организмов имеет состав атмосферы, который в настоящее время претерпевает качественные изменения. За последние 10 лет в атмосферу выброшено 4,4 млн т свинца, 3,3 млн т цинка, 585 тыс. т меди, 4,5 тыс. т никеля, 74 тыс. т кадмия.
Ученые установили прямую зависимость между загрязненностью воздуха и частотой заболевания детей рахитом. Они подсчитали, что в течение года в России выбрасывается в атмосферу около 39 млн т вредных веществ. Проблема чистого воздуха – это международная проблема! Копоть Рурских металлургических заводов оседает в норвежских городах, а сернистый газ Бирмингема “сжигает” хвойные леса Швеции. Эксперты ООН предлагают ввести в связи с эти новый термин – экологическая агрессия!
Загрязняющие вещества поступают в атмосферу в газообразном состоянии и выпадают на землю с осадками.
Термин кислотные дожди был введен английским химиком Смитом более 100 лет назад. Однако пагубное влияние кислотных дождей проявилось лишь в последние 10–15 лет. Основная причина кислотных дождей – выбросы в атмосферу сернистого газа, образующегося при сжигании топлива. По данным французского исследователя Рамада, основным поставщиком оксида серы в атмосферу (около 53%) являются ТЭС.
Частое выпадение кислотных дождей нередко приводит к значительным изменениям в экосистеме. У лиственных растений разрушается хлорофилл, повреждаются листовые пластинки, многие ткани, у хвойных растений нарушается процесс дыхания. У животных и людей раздражаются слизистые оболочки, наблюдаются заболевания органов дыхания, снижается содержание гемоглобина в крови.
Следующая проблема, которую хотелось бы затронуть, – потепление климата, вызываемое парниковым эффектом. Парниковый эффект связан с использованием органического топлива. Согласно компьютерным прогнозам, сделанным в США и Японии, к 2050 г. средняя температура воздуха может увеличиться на 6° С, концентрация углекислого газа возрастет в 2 раза, а количество осадков – на 10%.
Большую озабоченность вызывает у ученых и разрушение озонового слоя. Установлено, что озоновый слой разрушается под воздействием производимых человеком фреонов. Во многих странах приняты программы постепенного и полного отказа от применения фреонов. Над Антарктидой озоновая “дыра” занимает значительную площадь. Однако некоторые ученые рассматривают уменьшение концентрации озона как нормальное природное явление и считают, что особого повода для беспокойства нет. Наблюдения с искусственных спутников показали, что уровень озона над Антарктидой резко снижается в октябре, когда в этом полушарии начинается весна. Примерно через месяц концентрация озона выравнивается. Одни ученые связывают это с фотосинтетической активностью лесов Южного полушария, другие – со своеобразными условиями весенней Антарктиды.
Очевидно, что решение проблем парникового эффекта и истощения озонового слоя требует объединения усилий всех стран.
Председатель. От проблем атмосферы перейдем к проблемам гидросферы. Острейшая проблема во многих странах – загрязнение водоемов и нехватка пресной воды.
2-й эксперт. На нашей планете суша занимает около 1/3 поверхности, а все остальное – вода. Объем воды на Земле – около 1,4 млрд. км 3, но больше 97% – это соленая вода морей и океанов, а пресной воды очень мало, всего около 2,6% (36 млн. км3), причем 3/4 ее приходится на льды Арктики (Гренландия) и Антарктиды. Это одна из причин того, почему четверть населения нашей планеты страдает от нехватки питьевой воды. Все чаще можно слышать о нависшем над человечеством питьевом голоде. Но пресная вода нужна не только для питья – промышленные предприятия потребляют воды гораздо больше.
Тревогу вызывает и загрязнение Мирового океана. Ежегодно в Тихий океан попадает более 9 млн т отходов, в Атлантический – более 30 млн т . В Мировой океан ежегодно поступает 13–14 млн т нефтепродуктов. Одна капля нефти покрывает 20 м2 поверхности; по данным космической съемки, около 30% поверхности Мирового океана покрыто нефтяной пленкой.
Воды загрязняются не только нефтепродуктами. Балтийское, Северное и Ирландское моря сильно загрязнены моющими средствами. Воды Ирландского, Северного морей, Бискайского залива, восточной части Саргассова моря загрязнены пестицидами. Отравлены воды Балтийского, Северного и Черного морей, в ряде прибрежных акваторий там зарегистрировано повышенное содержание ртути и свинца.
В атмосферу ежегодно поступает около 3 тыс. т ртути, а в океан – 5 тыс. т. Соединения ртути, попавшие в организм человека с морепродуктами, накапливаются в тканях мозга, почек, печени, легких, в костях, создавая вторичные очаги поражения. Разрушения затрагивают центральную нервную систему, мозжечок и кору мозга, что сопровождается нарушениями движения, потерей слуха, сужением поля зрения, психическими расстройствами. Повреждения возникают и в наследственном аппарате.
На территории России расположено более 24 тыс. предприятий, выбрасывающих вредные вещества в атмосферу и водоемы. Качество воды основных крупных рек России оценивается как неудовлетворительное. Это связано с неудовлетворительной работой очистных сооружений из-за технической отсталости и малой мощности либо с их отсутствием. Около 80% сточных вод, сбрасываемых предприятиями в реки, не подвергается очистке. В воду попадают излишки удобрений с полей, вызывающие эвтрофикацию водоемов: изменяется химический состав воды, бурно разрастаются водоросли в озерах и водохранилищах, нарушается биологический круговорот веществ. Проникая в землю, азотистые соединения делают непригодной для питья колодезную воду.
К числу наиболее чистых водоемов на Земле относится знаменитый Байкал – огромное сибирское озеро, содержащее 1/5 часть всех мировых запасов поверхностных пресных вод. Он существует более 20 млн лет и сохраняет очень низкий уровень минерализации. Одна из самых чистых рек, отличающихся высокой прозрачностью воды, – Ангара. Она берет начало в Байкале и течет на значительном протяжении по каменному ложу.
Председатель. До сих пор мы рассматривали общие экологические проблемы. Они становятся более понятными на конкретных примерах. Давайте обсудим, каково состояние окружающей среды в нашем районе. Слово нашему депутату.
Депутат. В администрации района недавно было собрание специалистов по охране природы, которые дали комплексную оценку экологического состояния окружающей среды в нашем районе. Оно крайне неблагополучно.
Загрязнение воздуха в районе превышает допустимые нормы (ПДК) по содержанию оксида азота, диоксида серы. В Мотыгинском районе работает 18 предприятий, стоящих на учете из-за превышения норм вредных выбросов в атмосферу. В районе п. Южно-Енисейск находится хвостохранилище. Анализ почвы вблизи него показал, что содержание ртути превышает фоновое; в одной из скважин было обнаружено превышение над нормой содержания свинца, железа, марганца, цинка. Анализ воздуха над хвостохранилищем показал превышение концентрации ртути.
Неблагоприятны условия в п. Раздолинск, рядом с которым находится сурьмяное хвостохранилище, и в п. Новоангарск, в районе которого идет добыча свинцовых руд открытым карьерным способом.
Разливы нефтепродуктов на складах горюче-смазочных материалов (ГСМ) и заправках, свалки бытовых и промышленных отходов, лесные пожары и сибирский шелкопряд уничтожают основную среду обитания птиц и зверей.
Показатели состояния здоровья населения Мотыгинского района свидетельствуют о негативном влиянии загрязнений окружающей среды на организм человека. Ртуть возглавляет список наиболее токсичных тяжелых элементов-загрязнителей. Повышение ее концентрации в воде и воздухе губительны для людей, поскольку ртуть поражает почки, ткани головного мозга, приводит к тяжелым нервным заболеваниям; отравления ртутью сказываются на здоровье последующих поколений – увеличивается число случаев детского церебрального паралича, слабоумия. Тяжелые металлы снижают иммунный статус человека, вызывают токсикозы легких.
В нашем районе наблюдается рост частоты заболеваний органов дыхания – они занимают первое место среди всех заболеваний. Высока и продолжает расти частота онкологических заболеваний. Ситуация, сложившаяся в Южно-Енисейске, близка к чрезвычайной.
Наряду с мерами, направленными на уменьшение загрязнения окружающей среды, необходимо непрерывное экологическое образование и воспитание – это одно из условий эффективной экологической политики в целом. Успех решения экологических проблем во многом определяется уровнем экологического образования населения.
Председатель. Теперь перейдем к еще более узкому вопросу – к оценке экологического состояния нашей школы. Этим вопросом занималась целая экспертная группа. В нее входят учащиеся 9-го класса Оля Дудко, Нина Войлошникова и Тарас Коровайный. Им слово.
Оля. Когда нам поручили оценить экологическое состояние школы, мы задали себе вопрос: в каких условиях мы учимся? Ежедневно мы проводим в школе 6-7 часов. Нравится ли нам здесь? Уютно ли мы себя чувствуем? От состояния и настроения учащихся зависит успех обучения, поэтому вопросы эти не праздные. Ответы на них зависят в первую очередь от санитарного состояния помещений.
В нашей школе влажная уборка проводится ежедневно 2 раза. Накопившийся за день мусор – в среднем около 5 кг – частично сжигают, частично увозят на свалку.
Каждый, наверное, без труда назовет школьные кабинеты, в которых приятно заниматься. Это кабинеты биологии, математики, информатики, литературы. В них много растений, всегда чисто и уютно. Растения очищают и обезвреживают воздух, создают ощущение комфорта. К сожалению, в коридоре нижнего этажа растений нет – на первом этаже зимой холодно и растения замерзают.
Нина. Зимой в школе холодно. Были случаи, когда замерзала вода в ведрах. Крыша старая, ее часто ремонтируют, но когда идет дождь, она все равно протекает. Краска во многих местах облупилась, штукатурка отмокает и отваливается.
Хорошо бы, нам достроили новую школу. Мы мечтаем о ней, но учиться в ней нам, наверное, не придется. Обращаемся с просьбой к нашему депутату: помогите достроить нашу новую школу. Кроме того, нам обещали построить и теплицу. Она позволила бы нам обогатить стол свежими овощами.
Тарас. Я хочу стать врачом, и меня как будущего врача интересует, выполняются ли санитарные нормы в нашей школе, в частности, относящиеся к чистоте воздуха.
Около школы находится котельная. При сжигании угля выбрасывается большое количество оксидов серы и углерода, сажи. Кроме нашей школы рядом с котельной расположены больница, детский сад, интернат. Дети дышат загрязненным воздухом. В помещении классов со стороны котельной в открытые форточки попадает дым, стекла – грязные, в угольной копоти. Зимой вокруг школы весь снег черный от сажи. Такими же скоро будут и наши легкие.
Загрязнение воздуха зависит от высоты трубы источника дыма и быстро падает с расстоянием от нее. Когда строили котельную, не думали о загрязнении воздуха, а это проблема серьезная.
Председатель. А теперь мы переходим ко второй части нашей пресс-конференции, в которой специалисты ответят на все интересующие вас вопросы.
У меня вопрос к учащимся 9-го класса. Прослушайте запись диалога ученика с учителем.
(Учитель включает магнитофон, звучит диалог.)
Ученик.
У нас в поселке ухудшилась экология! Воздухом совсем нельзя дышать, загазованность большая. А вода? А почва? Мы вымрем, как динозавры!
Учитель. Ну зачем вы так! Во-первых, у нас в поселке, по последним данным периодической печати, все нормализуется. А во-вторых, вы не правильно говорите “экология ухудшилась” – это неграмотно.
Ученик. А как же надо говорить?
(Магнитофон выключается.)
Председатель.
В чем же ошибка ученика? (Экология наука, она не может ухудшаться, ухудшается состояние окружающей среды.)
Ученик. Мы живем вдали от больших городов. Кругом лес. Грозит ли нам загрязнение атмосферы?
Химик. Еще в начале 1960-х гг. загрязнение атмосферы считалось проблемой больших городов. А теперь стало ясно, что атмосферные загрязнители способны распространяться на большие расстояния. Сегодня воздушные течения несут отравляющие газы, выброшенные заводами Англии, во Францию, завтра — в Россию. Поэтому выделять местное загрязнение атмосферы во Франции или в России можно только с учетом свойств загрязнителя.
То же можно сказать и о загрязнении воды. Например, в Рейн ежедневно сбрасывают тысячи тонн промышленных отходов. Жители ФРГ с горечью говорят, что в воде Рейна достаточно химикатов, чтобы в ней проявлять фотоснимки, и если бы знаменитая русалка, воспетая Генрихом Гейне, искупалась в этой воде, то вышла бы на берег облысевшей. Эта масса отходов, пройдя вместе с водами Рейна по территории нескольких стран, попадает в Балтийское море и разносится к берегам других стран. Поэтому говорить о загрязнении только в какой-то одной стране сегодня уже нельзя – загрязнение в одном месте рано или поздно распространится по другим районам.
На предприятиях ставят фильтры-очистители, сооружают отстойники. Но эффективность мер по борьбе с загрязнением только в одной стране будет сведена на нет, если другие страны не примут таких же мер на своих территориях. Так что наши леса не спасут атмосферу от загрязнения.
Корреспондент журнала “Наука и жизнь”. Какова причина роста заболеваемости детей рахитом? Почему это связано с загрязнением воздуха?
<...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.18 | Просмотров: 1144

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340