Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Создание ситуации успеха для учащихся-логопатов в процессе коррекционно-развивающей работы на логопедических занятиях - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Создание ситуации успеха для учащихся-логопатов в процессе коррекционно-развивающей работы на логопедических занятиях


Автор(ы): Кузьминых Людмила Николаевна, учитель-логопед


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Патология речи оказывает отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, на формирование личности ребенка. Важнейшим условием школьной адаптации является успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых (фонематических, морфологических, синтаксических) обобщений, психологическую готовность к выполнению сложной учебной деятельности. К нам в школу поступают дети (от 50 % до 70 %), у которых несформированность речевых и неречевых психических функций не может не отразиться на такой сложной деятельности, какой является учебная деятельность.
Особенностями в построении своей коррекционно-развивающей работы считаю принципы педагогики успеха, которые предполагают обеспечение условий для развития, самореализации и социализации личности учащегося посредством создания ситуаций успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого ребенка. Поэтому в процессе своей работы стараюсь не исправлять недостатки ребенка, а развивать его сильные стороны, побуждая к самосовершенствованию и саморазвитию.
Мы все хорошо понимаем, что отметка чаще всего не соответствует затраченным усилиям. Многих ребят это огорчает, а некоторые и вовсе перестают стараться, потеряв веру в успех. Но ведь оценка — это вовсе не единственный результат, который дает учеба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой — вот то, что действительно пригодится в жизни.
Считаю, что для личностного развития ученика очень важными являются умения ставить цели и добиваться их, видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость, замечать неудачи и находить их причины. В качестве стимулов, побуждающих ребенка учиться, использую разнообразные приемы — от похвалы до награждения специальными символами, с помощью которых отмечаются даже незначительные достижения.
Ребята с удовольствием используют линейки достижений и лестницу успеха для самооценивания и фиксации результатов.
Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. Они позволяют отследить не только (и не столько!) улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены. Таким образом, ребенок сможет всесторонне оценить свои учебные результаты, соотнося их с затраченными усилиями. Каждому ребенку предлагаю карточку, например такого содержания: “Я старался”, “Я научился выделять из слова гласные звуки”.
Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, насколько он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли он старание для качественного выполнения задания. Ученик начинает реально прогнозировать оценку за выполнение задания.
Планируя проведение диктанта, готовлю для каждого ученика “индивидуальную линейку оценки”. Параметрами оценки работы являются “проблемные моменты” письма данного ученика. По окончании диктанта дети проверяют написанный текст и делают отметки на линейках. Отметка (звездочка, крестик, точка), поставленная на горизонтальной линии, обозначает хороший уровень работы, т. е. ошибок нет, возможны исправления, сделанные в процессе письма; выше горизонтальной линии — ошибок и исправлений нет, работа безупречна; ниже — есть ошибки, они исправлены при итоговой проверке. (Приложение 1)
Часто для рефлексии использую оценочный прием “Лесенки успеха”, который позволяет узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо. В конце занятия, ученики рисуют карандашом лестницу из трех ступенек. Прошу, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения заданий, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка — себя (самая верхняя ступенька — наилучшие результаты в учебе). Таким образом, важно, чтобы оценка собственного труда ребенком стала действительно ЕГО оценкой (выбрал верхнюю ступеньку не потому, что это будет приятно учителю-логопеду, и не потому, что ее выбрало большинство детей, а потому что сегодня сам доволен своей работой!). (Приложение № 2).
Ещё один прием оценивания “Достижение целей”. Предлагаю детям записать на страничке целей в тетради такое предложение: “Я могу правильно написать двадцать слов с безударным гласным в корне”. На протяжении нескольких занятий дети выполняют разнообразные упражнения по этой теме, а я, проверяя работу, подсчитываю количество правильно написанных слов и результат записываю цифрой на страничке целей. Ученики, которые напишут 20 слов правильно, удостаиваются аплодисментов группы. Они вправе гордиться собой! (Приложение № 3).
Особенно нравится моим ученика прием “Я так чувствую...”, он организует обратную связь, вызывает рефлексию у детей. Подводя итоги занятия, прошу их нарисовать на полях тетради небольшой кружок и поставить в нем один из знаков препи...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.19 | Просмотров: 1591

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340