Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Активизация познавательной деятельности студентов экономических специальностей на занятиях по курсу Концепции современного естествознания
Автор(ы): Панихина Анна Витальевна, доцент кафедры высшей и прикладной математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задача активизации познавательной деятельности студентов является актуальной для современной высшей школы. Особенно близко с ней сталкиваются те преподаватели, которые читают студентам непрофильные дисциплины. Одним из наиболее эффективных способов актуализации знаний является демонстрация связей между темами изучаемого курса и вопросами, касающимися будущей профессиональной деятельности студентов. Занятие, развернутый план которого представлен ниже, как раз и посвящено изучению универсального принципа гармонии мира - принципа “золотого сечения”. Это закон пропорциональной связи целого и составляющего его частей многократно подтвержден различными проявлениями его в математике, физике, технике, архитектуре, живой природе, социологии и даже экономике. При проведении занятия были использованы приемы технологии развития критического мышления, поскольку они учат работать с информацией, развивают у студентов умение принимать взвешенные решения и способность анализировать различные стороны событий, явлений, процессов не только в учебной деятельности, но и в жизни. ПРИНЦИП “ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ” И ГАРМОНИЯ В МИРА Предмет: концепции современного естествознания Специальность: менеджмент организации Курс: 1 Продолжительность занятия: 120 минут Цели: - повысить познавательную активность студентов при изучении новой темы; - познакомить студентов с принципом “золотого сечения”, областями его применения; - создать условия для развития профессиональных качеств менеджера: владения навыками конструктивного общения в группах, умения грамотно и доходчиво излагать информацию, аргументировать высказываемую точку зрения. - воспитать чувство ответственности за собственный вклад в результат коллективной деятельности. Учитывая цели и задачи занятия, его продолжительность, а также общие особенности восприятия данными студентами новой информации, целесообразным оказалось использование двух стандартных циклов технологии развития критического мышления “вызов – осмысление – размышление”. Целью первого технологического цикла явилось знакомство с понятием “золотого сечения”, раскрепощение студентов, настраивание их на активную работу (как вариант – тему первого цикла можно дать в виде домашнего задания к занятию). Основным по продолжительности и полноте реализации целей является второй цикл. Ход занятия 1 цикл. “Золотое сечение”: смысл понятия Студенты делятся на три группы (рабочие). 1 стадия – вызов Задачи стадии (для студентов): сформировать интерес, включиться в работу, наладить взаимоотношения в группе. Прием: “ассоциации”. Порядок выполнения работы: - Сначала индивидуально, потом в группах, а затем все вместе студенты подбирают ассоциации, связанные с понятием “золотое сечение”.
- Педагог на доске выписывает все точки зрения. Без критики.
2 стадия – осмысление Задачи: познакомиться с новой информацией, отследить собственное понимание вопроса. Прием: чтение текста. Порядок выполнения работы: - Все студенты в группах получают одинаковые тексты “Золотое сечение; ряд Фибоначчи” (Приложение 1). Читают, составляют конспекты в тетрадях.
- Обсуждают вопрос в своей рабочей группе.
3 стадия – размышление Задачи: сформировать познавательную мотивацию, отследить собственное понимание темы, систематизировать новую информацию, усовершенствовать умение выступать перед аудиторией, развить способность предвидеть следующую тему изучения. Приемы: возвращение к исходным знаниям, дальнейшее целеполагание. Порядок выполнения работы: - Все рабочие группы возвращаются к ассоциациям, связанным с понятием “золотое сечение”. Выбирают, какие первоначальные предположения оказались верными, какие необходимо изменить.
- Один студент (по желанию) у доски объясняет смысл принципа на схеме гармоничного деления отрезка.
- Педагог задает вопрос: почему принцип “золотого сечения” носит универсальный характер?
2 цикл. Принцип “золотого сечения” как высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, природе и экономике 1 стадия – вызов Задачи: развить познавательную мотивацию, инвентаризировать прежние знания, развить умение общаться в группе: выслушивать мнение другого человека, высказывать и доказывать собственную точку зрения, менять свои первоначальные позиции; продолжить формирование навыка принятия индивидуального и общего решения. Прием: “верное или неверное утверждение”. Порядок выполнения работы: - Студентам в их рабочих группах предлагается к обсуждению 8 утверждений, с которыми надо или согласиться или нет.
Отметьте, верны ли следующие утверждения: Дизайнеры часто пользуются таким приемом: чтобы привлечь внимание к объекту в рекламе, можно просто поместить его на линию “золотого сечения”, не выделяя дополнительно ни цветом, ни размером. Сосна, подсолнечник и ананас имеют единое происхождение, так как расположение их органов соответствует принципам золотой пропорции. Закономерности ряда Фибоначчи используют финансовые трейдеры и инвесторы, определяя оптимальные моменты для покупки и продажи ценных бумаг. Женщины надевают туфли на высоких каблуках для того, чтобы приблизить пропорции своего тела к пропорциям “золотого сечения”. Когда А.С. Пушкин сочинял стихи, он подбирал рифмы, прибегая к математическим расчетам. В поликлиниках для определения нормы давления врачам можно использовать числа Фибоначчи. Если оторвать хвост у ящерицы, он отрастает вновь; если же заяц остается без хвоста, то последний не восстанавливается. Это происходит потому, что ящерицы, как организмы с удлиненными формами, более чувствительны к гармоничным пропорциям тела и хвоста, чем зайцы. В странах со стабильной экономической ситуацией личные доходы граждан и доходы прочих областей экономики находятся в состоянии некоего “золотого равновесия”. - По истечению времени группа высказывает свою точку зрения, которая фиксируется преподавателем в сводной таблице на доске.
Таблица ответов домашних групп на утверждения № группы/ № вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | | | | | | | | | 2 | | | | | | | | | 3 | | ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1436
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|