Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Активизация познавательной деятельности студентов экономических специальностей на занятиях по курсу Концепции современного естествознания - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Активизация познавательной деятельности студентов экономических специальностей на занятиях по курсу Концепции современного естествознания


Автор(ы): Панихина Анна Витальевна, доцент кафедры высшей и прикладной математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задача активизации познавательной деятельности студентов является актуальной для современной высшей школы. Особенно близко с ней сталкиваются те преподаватели, которые читают студентам непрофильные дисциплины.
Одним из наиболее эффективных способов актуализации знаний является демонстрация связей между темами изучаемого курса и вопросами, касающимися будущей профессиональной деятельности студентов.
Занятие, развернутый план которого представлен ниже, как раз и посвящено изучению универсального принципа гармонии мира - принципа “золотого сечения”. Это закон пропорциональной связи целого и составляющего его частей многократно подтвержден различными проявлениями его в математике, физике, технике, архитектуре, живой природе, социологии и даже экономике.
При проведении занятия были использованы приемы технологии развития критического мышления, поскольку они учат работать с информацией, развивают у студентов умение принимать взвешенные решения и способность анализировать различные стороны событий, явлений, процессов не только в учебной деятельности, но и в жизни.

ПРИНЦИП “ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ” И ГАРМОНИЯ В МИРА

Предмет: концепции современного естествознания
Специальность: менеджмент организации
Курс: 1
Продолжительность занятия: 120 минут
Цели:
- повысить познавательную активность студентов при изучении новой темы;
- познакомить студентов с принципом “золотого сечения”, областями его применения;
- создать условия для развития профессиональных качеств менеджера: владения навыками конструктивного общения в группах, умения грамотно и доходчиво излагать информацию, аргументировать высказываемую точку зрения.
- воспитать чувство ответственности за собственный вклад в результат коллективной деятельности.
Учитывая цели и задачи занятия, его продолжительность, а также общие особенности восприятия данными студентами новой информации, целесообразным оказалось использование двух стандартных циклов технологии развития критического мышления “вызов – осмысление – размышление”.
Целью первого технологического цикла явилось знакомство с понятием “золотого сечения”, раскрепощение студентов, настраивание их на активную работу (как вариант – тему первого цикла можно дать в виде домашнего задания к занятию). Основным по продолжительности и полноте реализации целей является второй цикл.

Ход занятия

1 цикл. “Золотое сечение”: смысл понятия

Студенты делятся на три группы (рабочие).
1 стадия – вызов
Задачи стадии (для студентов):
сформировать интерес, включиться в работу, наладить взаимоотношения в группе.
Прием: “ассоциации”.
Порядок выполнения работы:
  • Сначала индивидуально, потом в группах, а затем все вместе студенты подбирают ассоциации, связанные с понятием “золотое сечение”.
  • Педагог на доске выписывает все точки зрения. Без критики.
2 стадия – осмысление
Задачи:
познакомиться с новой информацией, отследить собственное понимание вопроса.
Прием: чтение текста.
Порядок выполнения работы:
  • Все студенты в группах получают одинаковые тексты “Золотое сечение; ряд Фибоначчи” (Приложение 1). Читают, составляют конспекты в тетрадях.
  • Обсуждают вопрос в своей рабочей группе.
3 стадия – размышление
Задачи:
сформировать познавательную мотивацию, отследить собственное понимание темы, систематизировать новую информацию, усовершенствовать умение выступать перед аудиторией, развить способность предвидеть следующую тему изучения.
Приемы: возвращение к исходным знаниям, дальнейшее целеполагание.
Порядок выполнения работы:
  • Все рабочие группы возвращаются к ассоциациям, связанным с понятием “золотое сечение”. Выбирают, какие первоначальные предположения оказались верными, какие необходимо изменить.
  • Один студент (по желанию) у доски объясняет смысл принципа на схеме гармоничного деления отрезка.
  • Педагог задает вопрос: почему принцип “золотого сечения” носит универсальный характер?

2 цикл. Принцип “золотого сечения” как высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, природе и экономике

1 стадия – вызов

Задачи:
развить познавательную мотивацию, инвентаризировать прежние знания, развить умение общаться в группе: выслушивать мнение другого человека, высказывать и доказывать собственную точку зрения, менять свои первоначальные позиции; продолжить формирование навыка принятия индивидуального и общего решения.
Прием: “верное или неверное утверждение”.
Порядок выполнения работы:
  • Студентам в их рабочих группах предлагается к обсуждению 8 утверждений, с которыми надо или согласиться или нет.
Отметьте, верны ли следующие утверждения:
  1. Дизайнеры часто пользуются таким приемом: чтобы привлечь внимание к объекту в рекламе, можно просто поместить его на линию “золотого сечения”, не выделяя дополнительно ни цветом, ни размером.
  2. Сосна, подсолнечник и ананас имеют единое происхождение, так как расположение их органов соответствует принципам золотой пропорции.
  3. Закономерности ряда Фибоначчи используют финансовые трейдеры и инвесторы, определяя оптимальные моменты для покупки и продажи ценных бумаг.
  4. Женщины надевают туфли на высоких каблуках для того, чтобы приблизить пропорции своего тела к пропорциям “золотого сечения”.
  5. Когда А.С. Пушкин сочинял стихи, он подбирал рифмы, прибегая к математическим расчетам.
  6. В поликлиниках для определения нормы давления врачам можно использовать числа Фибоначчи.
  7. Если оторвать хвост у ящерицы, он отрастает вновь; если же заяц остается без хвоста, то последний не восстанавливается. Это происходит потому, что ящерицы, как организмы с удлиненными формами, более чувствительны к гармоничным пропорциям тела и хвоста, чем зайцы.
  8. В странах со стабильной экономической ситуацией личные доходы граждан и доходы прочих областей экономики находятся в состоянии некоего “золотого равновесия”.
  • По истечению времени группа высказывает свою точку зрения, которая фиксируется преподавателем в сводной таблице на доске.
Таблица ответов домашних групп на утверждения
№ группы/ № вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8
1
2
3 ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1436

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340