Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Роль психолого-профориентационной службы Межшкольного учебного комбината в предпрофильном обучении учащихся II ступени
Автор(ы): Адамова Анжелика Геннадиевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Что нужно знать, когда предстоит выбрать профессию? Как не ошибиться на пороге принятия важного решения? Как лучше узнать себя и где получить больше информации о будущей профессии? На эти и многие другие вопросы профессионального самоопределения учащиеся могут найти ответы, получив комплексную психологическую помощь при прохождении предпрофильной подготовки. С 2004-2005 учебного года в нашем городе начался эксперимент по предпрофильной подготовке учащихся 2-й ступени, в котором Межшкольный учебный комбинат стал координационным центром для всех образовательных учреждений. Комплекс мероприятий по предпрофильной подготовке и профильному обучению осуществляется при тесном взаимодействии психолого-профориентационной службы МУК с психологическими службами школ города, которое прослеживается на всех этапах обучения: - Пропедевтический (8-й класс) – на этом этапе обучения психологические службы школ города проводят диагностику интересов учащихся к учебной и профессиональной деятельности, по результатам которой психолого-профориентационной службой МУК проводится предварительное комплектование на образовательные маршруты;
- Основной (9-й класс) – на протяжении всего этапа обучения происходит оказание информационно-профориентационной поддержки в выборе дальнейшего профиля обучения;
- Заключительный (конец обучения в 9-м, начало 10-го класса) – психологическими службами школ города и МУК отслеживается реализация планов профессионального самоопределения и анализируются итоги выбора дальнейшего образования выпускников 9-х классов.
Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся проводится по следующим направлениям: - исследование интересов, склонностей, потребностей и способностей учащихся: С начала эксперимента (2004-2005 учебный год) проводилась профдиагностика «ВЫБОР», которую в дальнейшем заменили на методики «Профиль» и «Опросник профессиональных склонностей» Л.Йовайши, т.к. они ориентируют на выбор профиля обучения, что более актуально для 9-ников. Профессиональные диагностики («ВЫБОР», «ПРОФИ»), определяющие направление профессионального обучения используются по индивидуальным запросам. Интересы учащихся к пройденному курсу определяются через проведение анкеты «Самооценка интересов школьника» (см. приложение №1). Результаты анкеты, диагностик «Профиль» и «Опросник профессиональных предпочтений», а также диагностик, проведённых по индивидуальному запросу заносятся в сводную ведомость и используются на индивидуальных и групповых консультациях с учащимися (см. приложение№2). - информационно-просветительская деятельность: Начиная с 8-го класса психологи знакомят учащихся с предпрофильной подготовкой на Ярмарке образовательных услуг, где рекламируются курсы по выбору и происходит презентация проектной деятельности учащихся 9-х классов. Дополнительную информацию учащиеся получают из памяток, индивидуальных бесед, консультаций методиста по профориентационной работе, педагогов-психологов, рекламных буклетов о курсах по выбору. Информацию о характере обучения в профильной школе и предпрофильной подготовке учащиеся 9 классов прежде всего получают из лекций (см. приложение №3), в которых раскрываются аспекты успешного выбора профессии: рынок труда и востребованность в специалистах на ближайшие 5-10 лет; направления профильного обучения; учёт своих индивидуальных качеств при выборе профиля обучения. Для родителей учащихся 9-х и 8-х классов проводятся выступления на общешкольных и классных родительских собраниях, на которых раскрывается значение предпрофильной подготовки в профессиональном самоопределении учащихся; - групповые тренинги, направленные на самораскрытие учащихся и помощь в профессиональном самоопределении: Тренинги проводятся психологами школ города на базе образовательных учреждений по специально разработанным программам. Элементы тренинговой деятельности в виде профориентационных игр с последующей рефлексией применяются психолого-профориентационной службой МУК во время проведения лектория. По результатам своей деятельности мы можем отметить следующие положительные моменты: 1. Предпрофильная подготовка готовит 9-ти классников к жизненному выбору. Учащимся предоставляется информация о возможных путях продолжения образования, большинство учащихся (64%) по окончании основной школы определили или смогли уточнить профиль своего будущего обучения и тип образовательного учреждения (школа, колледж), где они продолжат обучение. 2. Диагностические методики, используемые для психологического сопровождения предпрофильной подготовки, помогают учащимся в определении дальнейшего профиля обучения. 3. Разнообра...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.20 | Просмотров: 1076
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|