Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование самостоятельности мышления - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Формирование самостоятельности мышления


Автор(ы): Юркова Татьяна Петровна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
"Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда" (М. Твен).
Цель личностно-ориентированного обучения – личностный рост каждого школьника, развитие его личности как индивидуальности.
Развитие личности невозможно без систематического воздействия и влияния семьи, школы, социальной среды, т. е. воспитания.
Мои наблюдения и опыт говорят, что сейчас во взрослую жизнь из малых деревень вступают молодые люди, мало приспособленные к самостоятельному пути, не имеющие установок, жизненных принципов, не умеющих себя реализовать. На мой взгляд, это происходит по следующим причинам: низкий образовательный и культурный уровень родителей, социальная незащищённость и малая материальная обеспеченность семей, безработица, вынужденная большая загруженность домашним хозяйством. Это приводит к тому, что во многих семьях воспитанием детей не занимаются. Школа должна помочь таким детям подготовиться к самостоятельной жизни.
С другой стороны, по данным исследования института Гелапа, из общей массы выпускников одарённые по математике и физике учащиеся составляют менее 1%. Количество лиц, которые в своей работе будут в будущем пользоваться математикой, примерно 29%; и 70% – это те, у кого после школы знания по математике пополняться не будут.
Это ещё один аргумент, который привёл меня к пониманию того, что воспитание – определяющая цель урока. А воспитание невозможно без ориентации на личность каждого ученика.
Через содержание школьного курса математики, через мои личностные ориентации в педагогической деятельности идёт обучение знаниям и умениям, без которых невозможна никакая осмысленная деятельность, а значит, невозможно воспитание и умственное развитие личности.
Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребёнка, а она развивается в процессе его собственной деятельности. Чтобы сподвигнуть ученика на любую деятельность необходимо заинтересовать его.
Большинство детей и взрослых издавна относились к математике, как к трудной, неинтересной и недоступной науке, к тому же необходимой для решения чисто теоретических задач астрономии, физики и других наук, без которых вполне может обойтись обычный человек.
В целях формирования и поддержания интереса к математике в начале урока я сообщаю учащимся какой-либо интересный математический факт, привожу цитату, высказывания знаменитых философов, учёных, писателей о красоте предмета, о пользе изучения математической науки, говорим вместе с ребятами, какие качества, необходимые в жизни формирует изучение математики. Часто предлагаю учащимся закончить фразу, изречение философов, ученых о математике. Например, высказывание Юнга “Математик, скорее, нежели какой либо другой ученый, может найти …”. У Юнга это звучит так “…свои собственные ошибки”. Дети очень радуются, когда их мысли совпадают с мыслями великих. “Я тоже так могу”. И не менее рады, когда имеют по поводу этого собственные мысли. Решаем несложные задачи, кроссворды, ребусы на развитие логики, мышления, воображения и т. д. Выражаю своё личностное отношение к изучаемой теме: "Очень интересная тема", "Сложный, но очень важный материал", "Я очень люблю эту тему", "Предыдущий класс с удовольствием изучал данный материал"… То есть стараюсь создать положительный настрой на урок.
В целях развития умственных способностей учащихся, формирования самостоятельности мышления в учебно-познавательной деятельности учащихся особую роль я отвожу самостоятельным работам. От успеха этой работы в значительной степени зависит успех всего обучения. Я глубоко убеждена, что пассивно заслушанное, заученное по учебнику ещё далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом и приучает ученика искать ответ на вопрос, читать специальную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям жизни и природы через призму математической науки, думать и искать, выдвигать гипотезы и догадки, искать доказательства и опровергать контраргументы, т. е. в конечном счёте в поте лица своего добывать знания. Все эти качества необходимы учащимся в дальнейшей трудовой жизни.
Самостоятельная работа может проходить как составная часть урока или можно выделять и специальные уроки. Это могут быть уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки повторения, проверки знаний, умений, навыков.
Что касается форм организации учебной деятельности, то я использую индивидуальные и коллективные формы учебного труда (парные, групповые). Количество учащихся в классах нашей школы невелико, поэтому можно поставить парты тесным кругом и изучать материал всем классом, где учащиеся работают без учителя, все вместе, где сильные ученики могут подсказать и направить более слабых, где все вместе приходят к какому-либо выводу. Где как не во время таких работ, развиваются коммуникативные способности, воспитывается взаимоподдержка, такт, умение спорить и доказывать свою точку зрения.
Во время проверки знаний при помощи самостоятельной работы нередко предлагаю карточки – подсказки, которые могут быть следующими:
  • решено аналогичное задание;
  • написано правило или формула, помогающая решить задание;
  • указан источник, в котором можно посмотреть нужную информацию.
Право выбора уровня сложности самостоятельной работы и далее подсказки тоже разноуровневой (если ученик в ней нуждается) предоставляю учащимся.
При проверке самостоятельно решённых задач и примеров на уроках часто используется взаимопроверка. Если учащийся допустил ошибку, то ему предлагается самому исправить её или взять карточку с правильно решённым заданием, разобрать правильное решение и, найдя ошибку у себя, объяснить учителю или справившемуся со своим заданием товарищу, почему он допустил эту ошибку (здесь приходится проговаривать правила, вспоминать формулы, определения и т. д.). Затем садится на место и самостоятельно исправляет ошибку в своём примере или по его желанию в подобном задании.
Работа над ошибками после выполнения контрольной работы проводится по такой же схеме. В контрольных работах при проверке я не исправляю ошибки, только выставляю оценки. На доске пишу правильно выполненное решение всех заданий. Учащиеся сами находят ошибки. Если это общая ошибка, то некоторые учащиеся вслух всему классу объясняют причины своих ошибок, вспоминают правило, формулы или находят их в учебнике, комментируют ход решения по образцу учителя. Если какую то ошибку допустил один учащийся, то он самостоятельно разбирается в этом при помощи записи на доске, но обязательно затем объяснит учителю, почему он допустил данную ошибку и пути верного решения. Карандашом дети подчеркивают те места, где они допустили ошибки, а затем самостоятельно их исправляют (решение на доске закрыто).
На первом этапе проведения такой работы разбирается каждый пример, и сразу же исправляются ошибки. Затем, когда к такой форме дети привыкнут, сразу анализируются все ошибки в контрольной работе и только потом они исправляются. В дальнейшем планируется писать на доске только ответы, и учащиеся сами должны будут находить ошибки и их анализировать.
Если учащиеся затрудняются выполнить какое-либо задание, прошу вспомнить соответствующее правило, если они не смогут этого сделать, прошу найти его в учебнике, всегда давая понять, что книга – первый помощник в обучении. Работая с учебником, прививаю навыки оптимального поиска информации: по оглавлению, с помощью предметного указателя и т. п. Так же учу работать со справочной литературой. Всегда подчеркиваю, что любое правило можно забыть, но важнее всего знать, где его можно найти, где можно посмотреть нужную формулу.
Всегда прошу доказать, аргументировать правильность ответа, защитить своё решение. Если есть два противоположных высказывания, ответа, то стимулирую к спору. На мой взгляд, это развивает логическое мышление, приучает учащихся к правильной, ясной, убедительной, чёткой и краткой речи. Способность чётко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому.
Систематически уделяется внимание на уроках устным упражнениям, представляющих большую дидактическую ценность. Это также один из видов самостоятельной работы учащихся, способствующий сознательному глубокому и прочному усвоению знаний, развитию самостоятельного, творческого мышления учащихся.
Одним из видов проведения устного счёта является предъявление двум учащимся карточки, с одной стороны которой написаны примеры, а с другой эти же примеры с ответами. Если отвечающий называет неверный ответ, то проверяющий либо его поправляет, либо просит пересчитать. Затем ответы называет второй, а первый – проверяет.
Таким образом, задействованы два вида памяти: аудиальная (при проговаривании) и зрительная (когда учащийся видит пример с правильным ответом).
Такие задания позволяют предложить учащимся выполнить большой объём вычислений за небольшое время, оттачиваются не только собственно вычислительные навыки, формируется "числовая зоркость".
Карточек у меня заготовлено много. Ребята знают, что они могут по желанию "сдать" 5 таких карточек (в каждой карточке 20 примеров) и в журнал будет поставлена оценка "5". Время сдачи и выбор номеров карточек они определяют сами. Так же, как и зачётные задания, которые вывешиваются в начале изучения нового материала. Единственное отличие – зачёты нужно обязательно сдать к концу четверти. Зачетом в 5-м, 6-м классах является правильное выполнение всех обязательных номеров домашних заданий.
Домашние задания часто задаются индивидуальные или для всех обязательное и один номер по желанию, за выполнение которого или поиск решения ставится оценка в журнал.
Поощряется решение нестандартных задач, задач-шуток, ребусов, кроссвордов, математических загадок, головоломок, которые помещены на стенде в классе. Эта работа не обязательна, но почти все ребята стремятся решать такие задачи, любят объяснять друг другу решения, спорят, доказывают правильность своего решения. Если находят дома подобные задачи, приносят мне, предлагают решить на уроке. Это очень важный момент, ведь, чтобы дать твердые знания математики, необходимо не отпугнуть школьников холодной строгостью царицы наук. Увлечь их этим предметом.
На своих уроках я всегда стараюсь создать ситуацию успеха. Только успех порождает успех. Успех в учении – это успех в жизни. Успех – это реализованная цель. Поэтому я должна помогать ученикам формировать цели и не только в математике, но и в жизни. Ощущение успеха связано с признанием, с возможностью показать себя, ощутить свою значимость, ценность.
Я на уроке поощряю всякий ответ и даже неправильный, выслушиваю до конца, чтобы дети не боялись говорить. Ученику надо дать привилегию сохранять и представлять свои мысли и смыслы, привилегию видеть людей и вещи по-своему, не будучи высмеянным или атакованным за свои взгляды. Ученика надо принимать как личность. Указывая на ошибки, с учеником следует обращаться как со способным человеком, имеющим чувство собственного достоинства, свои мысли, чувства и смыслы… Ему надо разрешить быть самим собой.
Всегда с уважением отношусь к "сильным" ребятам, в которых нужно вложить максимум знаний, развить умени...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1572

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340