Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Привитие элементарных навыков функциональной грамотности у учащихся 1-го класса на уроках и во внеурочное время (из опыта работы) - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Привитие элементарных навыков функциональной грамотности у учащихся 1-го класса на уроках и во внеурочное время (из опыта работы)


Автор(ы): Девятова Ольга Юрьевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ГРАМОТНОСТЬ – это с традиционной точки зрения определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сент. 1965) был предложен термин функциональная грамотность, а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы.
В современном информационном обществе понятие грамотности становится ключевым для всех слоев общества. Сверх того, понятие грамотности значительно расширяется (информационная, техническая, музыкальная грамотность и т.п.) и приобретает статус атрибута культуры.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.
Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.
Важнейшим показателем возникновение субъектных качеств у школьника является, как известно из психолого-педагогических исследований, самостоятельность. В отличие от других видов познавательной деятельности, умения учебной деятельности не могут быть сформированы до и вне процесса обучения. Поэтому одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности. Первоклассник приходит в школу и обычно хочет учиться, ждет сотрудничества с новым в его жизни взрослым, сначала он осуществляет учебные действия в сотрудничестве с учителем, при его непосредственном и пооперационном руководстве. На следующем этапе усиление самостоятельности детей обеспечивается за счет опосредованного руководства со стороны учителя и организации им учебного сотрудничества детей в малых группах, через побуждение группы к инициативе в постановке вопросов адресованных учителю. На третьем этапе процесса формирования школьник становится способным максимально самостоятельно выполнять учебную деятельность, в случае необходимости он может построить взаимодействие со сверстником и учителем для преодоления своего незнания, проявляя индивидуальную учебную инициативу. На четвертом этапе школьник осваивает позицию учителя (сначала более младшего ученика, затем и самого себя).
Цель в форме идеального портрета ученика на границе младшего школьного и подросткового возраста (по Н.Г.Калашниковой) может выглядеть следующим образом.

Мотивационно-ценностная сфера личности школьника

Школьник хочет учиться, в структуре мотивов преобладают интерес к содержанию учебной деятельности и ее процессу; зарождаются мотивы совершенствования способов учения, способов сотрудничества с другими в ходе учения, самосовершенствования.
Имеет опыт выражения своего отношения (радости, желания помочь, увлеченности, готовности к самоанализу, предпочтения и др.) к явлениям окружающего мира, собственной жизни, учению различными средствами, в том числе в форме художественных образов и понятий. Осознает и проявляет положительное отношение к самому себе, к другим людям, к миру вообще, труду (в том числе и учебному), к Отчизне.
Ценит здоровье, ориентируется на здоровый образ жизни и безопасное поведение.
Осваивает способность к рефлексии, т.е. к критическому анализу своих действий, мнений и готовность изменять их. Школьник интересуется познанием себя, имеет достаточно осознанные представления о самом себе, своих индивидуальных особенностях. Самооценка ребенка становится дифференцированной и рефлексивной.

Духовно-художественная сфера развития

Ребенок осмысляет (выделяет) природу, мир, другого человека и самого себя, художественное произведение (или его фрагмент), как особый эмоциональный предмет. Он умеет:
  • организовать восприятие и проявление сопереживания состоянию другого человека, природы, содержанию произведения;
  • воспринять и охарактеризовать эмоциональную выразительность речи человека, художественного языка произведения;
  • вместе с учителем выстраивать свое понимание эмоционально-эстетического смысла отношений людей, художественного произведения, способен восхититься произведением как особой стороной духовной жизни людей;
  • строить образы воображения, пользуясь натуральным и абстрактным материалом, выражая в них свои идеи, переживания и руководствуясь принципом красоты
  • использовать элементы художественных форм для самовыражения своего состояния, ситуации наблюдения, анализа произведений художников.

Сфера общения, сотрудничества с другими людьми

Школьник инициативен в организации сотрудничества с учителем, одноклассником, другими детьми. Он проявляет готовность к диалогу как особой ситуации общения, требующей адекватного поведения, удержания цели диалога.
Владеет нормами взаимодействия в учебном труде, поведения в обществе, природе, культурными способами решения конфликтных ситуаций и их предотвращения, чувствует и учитывает настроение, точку зрения других.
Умеет ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, определять коммуникативные намерения (свои и партнера), оценивать реакцию другого в общении, правильно строить высказывания, контролировать его понимание другим участником, в случае необходимости уточнять и корректировать высказывание.
Умеет занимать различные позиции в работе группы (организатор, исполнитель, критик, выступающий от группы, контролер и т.д.) и использовать знаковые средства при участии в диалоге, учебной дискуссии.
Умеет формулировать вопросы на уточнение и понимание, внимательно слушать и понимать собеседника, проверять свое понимание.
Осваивает умение критически относиться к авторскому тексту: выделить главное, идею, соотнести ее с другими, развить мысль, выявить противоречия, пробелы, несоответствия с имеющимися знаниями, опытом, текстом и т.д.
Совместно с одноклассниками умеет проанализировать и оценить работу в малой группе.
Умеет написать письмо, открытку, поздравление, объявление и т.д. Осознает и проявляет ответственность за самого себя, других участников совместной деятельности.

Сфера учебной деятельности

Школьник владеет некоторыми приемами саморегуляции и организации своей деятельности, учится практически относиться к себе, что проявляется в способностях самоорганизации:
  • применять упражнения на повышения работоспособности, внимания, снятие умственной, зрительной, физической усталости;
  • своего слушание (умеет настраиваться на контакт, поддерживать его взглядом, позой, вопросами и т.д.);
  • своего рабочего места и времени;
  • проявление учебной инициативы и самостоятельности в выборе суждений, постановке вопросов о недостающих знаниях, в выборе способов и средств учебной деятельности (при необходимости обращаясь за помощью);
  • рациональных приемов запоминания.
Умеет принимать поставленные учителем и ставить самостоятельно цели учебной работы (целеобразование):
  • под руководством учителя и совместно с одноклассниками анализировать проблемную учебную ситуацию, оценивать свои возможности решения содержащейся в ней проблемы;
  • самостоятельно обнаруживать недостаточность своих знаний и умений для решения задач нового типа;
  • совместно с одноклассниками ставить и фиксировать в схеме, вопросе и т.д. цели и задачи по поиску недостающих способов действий; самостоятельно определять цель учебного задания;
  • под руководством учителя соотносить разные учебные цели в коллективной работе и относиться к ним диалогически.
Ученик умеет планировать действия по решению учебной задачи, достижению цели:
  • самостоятельно планировать несколько действий по решению задачи, выполнению задуманного;
  • сравнивать различные планы решения одной задачи и выбирать по определенному критерию лучший из них;
  • максимально самостоятельно выбирать средства, необходимые для решения учебной задачи;
  • ориентироваться (с помощью взрослого) во времени, необходимом для решения задачи.
Умеет конкретизировать условия и определять границы применения способов решения учебных задач:
  • самостоятельно выполняет задания на применение способов в знакомых, стандартных ситуациях на уровне не ниже требований государственного образовательного стандарта;
  • совместно с одноклассниками выявляет изменение условий и особенностей использования известного способа в новых условиях;
  • самостоятельно подбирает (составляет совместно с одноклассниками) задания на применение и понимание способа решения учебной задачи, определение границ знания и незнания другими (младшими, сверстниками);
  • самостоятельно читает и использует простой графический язык, работает с таблицами, схемами, моделями;
  • формулирует и фиксирует появляющиеся при применении и конкретизации способа действия достижения и трудности, вопросы;
  • осознает наличие и отношение двух реальностей: предметного мира и его отражения в языках, науках, образах и т.д.
Владеет необходимым минимумом умений по работе с учебной информацией (читательских умений).
Ориентировочные умения:
  • по названию, самостоятельно может выбрать книгу из предложенных учителем или библиотекарем, умеет работать с каталожной карточкой;
  • самостоятельно работает с заголовком учебного текста, темой информации, оглавлением, титульным листом, предисловием: формулирует вопросы; объясняет смысл заглавия; выделяет, что знает, умеет по теме;
  • совместно с одноклассниками устанавливает (предположительно), почему именно эти слова вынесены в заголовок; может предвосхищать, что из ранее неизвестного может открыться, какой цели можно достичь изучив текст; зачем следует изучить данную информацию.
Использует способы изучения и структурирования информации:
  • может сформулировать цель работы с текстом, спланировать ее достижение;
  • умеет самостоятельно прочесть текст, организовать себя на его восприятие;
  • умеет делить текст на относительно самостоятельные смысловые части, выделяя в них главную мысль (с точки зрения поставленной задачи) и вспомогательный материал, новое и уже знакомое, формулирует вопросы по содержанию текста;
  • в совместной работе со сверстниками определяет логические и смысловые связи и отношения между мыслями текста, информации, может обобщить содержание смысловой части одним предложением;
  • может самостоятельно сгруппировать по смыслу выделенные при изучении текста мысли, объединяя их в более крупные части;
  • под руководством учителя оценивает информативную значимость выделенных мыслей;
  • может привести свои примеры в подтверждение или опровержение мысли автора текста;
  • в совместной работе с одноклассниками соотносит результаты изучения текста с поставленными целями, вопросами, с другими источниками по теме, синтезируя информацию.
Владеет некоторыми способами письменной фиксации результатов работы с текстом. Умеет:
  • самостоятельно составлять план текста (простой или сложный);
  • совместно с одноклассниками представлять изученный текст графически и/или в таблице, рисунке, составлять “паучок” понятий по теме и др.;
  • представить правило в виде плана действий (алгоритмического предписания);
  • под руководством учителя по тексту определения составлять алгоритм распознавания, подведения под понятие;
  • самостоятельно соотносить план, схему текста и т.д. с самим текстом;
  • под руководством учителя может сопоставлять разные тексты по одной теме;
  • самостоятельно формулировать вопрос по предметному содержанию текста.
Умеет воспроизводить изученный текст, обсуждать его:
  • устно охарактеризовать систему вопросов, освещенных в тексте, высказывании;
  • кратко излагать основные мысли текста, высказывания;
  • развернуто излагать содержание текста, изученного материала, пользуясь составленным планом, схемой и т. д.;
  • совместно с одноклассниками составлять творческий пересказ текста от лица персонажа, с позиции критика, “учителя” и т.д., в другом жанре, анализировать содержание и способ изложения;
  • самостоятельно приводить примеры, аналогичные тем, что описаны в тексте;
  • передавать смысл изученного, включая его в структуру уже имеющихся знаний, способов, образов и т.д.
Владеет способами контроля и оценивания процесса и результата учебной деятельности:
  • самостоятельно контролирует по образцу (сличением) выполненное действие;
  • самостоятельно выделяет действия, в правильности выполнения которых не ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.21 | Просмотров: 2056

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340